Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письменное задание №2





Продолжить анализ начального периода выбранного музыкального произведения в соответствии со следующим планом.

VI.Анализ метроритмических особенностей

1) строгая или свободная метрика

2) преобладание двудольности или трехдольности

3) строение метрического мотива (хорей, ямб, амфибрахий)

4) соотношение мотива с тактом (метрический и эпизодический акценты)

5) метр высшего порядка

6) разнообразие ритмических длительностей

7) преобладающий простейший ритмический оборот

8) наличие ритмоформул

9) жанровая и национальная характерность ритмоформул

VII.Анализ фактуры

1) тип и вид фактуры

2) функции голосов

3) все перемены функций голосов

4) совмещения функций голосов

5) виды фигурации

6) плотность фактуры

7) жанровая характерность фактурных приемов

VIII.Анализ темпа, тембра, динамики, агогики

1) диапазон каждого средства, частота перемен

2) контраст сопоставлений, постепенность или внезапность переходов

3) использованные характерные приемы

IX.Связь выразительных средств

1) основные средства создания кульминации

2) проявление гармонии в мелодии (преобладание аккордовых или неаккордовых звуков в мелодии)

3) соотношение мелодии с метром (отношение неаккордовых звуков мелодии к сильной доле)

4) соотношение гармонии с метром (смены гармонии с сильной долей)

5) соотношение метра с фактурой (метрическая опорность баса)

6) соотношение ритма и метра (ритмическое выделение сильных долей)

X. Основные и дополняющие средства выразительности

анализируемого музыкального произведения (его отрывка).

1) средства активно участвующих в создании образа

2) дополняющие и нейтральные средства выразительности

3) тип взаимодействия всех средств выразительности (параллельный,
взаимодополняющий, внутренне-контрастный).

В обоих письменных заданиях требуется определить основные приемы, присущие разным средствам музыкальной выразительности. А также выяснить выразительный эффект этих приемов.

Удовлетворительной признается работа, в которой содержится констатация всех приемов (в соответствии со всеми пунктами плана).

Хорошей считается работа, в которой каждое средство музыкальной выразительности рассматривается в связи с образным содержанием.

 

Вопросы к экзамену

  1. Специфика музыки. Содержание и форма в музыке. Музыкальные стиль, язык, жанр [1,2,6]
2. Период и простые формы (двухчастная, трехчастная) [5,6,7]
3. Простые формы в вокальной музыке [3]
4. Функции частей формы, типы изложения, принципы развития[5,6,7]
5. Сложная двухчастная форма [1] 6. Сложная трехчастная форма [5,6,7]
7. Формы промежуточные между простыми и сложными [5,6,7]
8. Форма рондо [5,6,7]
9. Форма вариаций [5,6,7]
10. Сонатная форма: экспозиция, разработка реприза [5,6,7].
11. Особые виды сонатной формы. Рондо соната [5,6,7].
12. Основные средства музыкальной выразительности: мелодия, лад, тональность [1,2,6], гармония [1,2,5,6]
13. Основные средства музыкальной выразительности: метр, ритм, темп, фактура [1,2,6]
11. Дополнительные средства выразительности: тембр, громкостная, динамика, агогика, штрихи [1,2,6].
12. Циклические формы в инструментальной музыке: сюита, сонатно-симфонический цикл вокальный цикл [5,6,7]
13. Циклические формы в вокальной музыке:, кантатно-ораториальные формы и жанры [3]
14. Музыкально-театральные формы и жанры: опера. Типы оперы и драматургические особенности строения [7]. 15. Основные элементы оперы – речитатив, сольный номер, ансамбль, хор, оркестровый номер – и их разновидности [3].

 

Учебные пособия:

1. Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений: учебное пособие / Л.А.Мазель. – М.: Музыка, 1986. – 527 с.

2. Ройтерштейн, М. Основы музыкального анализа: учебник для студ. пед. высш. учеб. заведений. / М.Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001. – 112 с.

3. Ручьевская, Е.А. Анализ вокальных произведений: учебное пособие / Е.А.Ручьевская [и др.].– Л.: Музыка, 1988. – 352 с.

4. Ручьевская, Е.А. Классическая музыкальная форма: учебное пособие / Е.А.Ручьевская. – СПб.: Композитор, 1998. – 265 с.

5. Способин, И. Музыкальная форма: учебное пособие / И.Способин. – М.: Музыка, 1984. – 400 с.

6. Ходинская, Н.Н. Анализ музыкальных форм: учебное пособие / Н.Н.Ходинская, Р.Г.Коленько. – Мн.: Издательство БГУКИ, 2009. – 200 с.

7. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие: учебное пособие / В.Н.Холопова. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 496 с.

Критерии оценки знаний по анализу музыкальной формы (экзамен)

К моменту окончания курса студент должен сформировать теоретические знания по дисциплине и практические навыки анализа музыкальных произведений. Он должен освоить методики составления формы-схемы и анализа средств выразительности и уверенно их использовать.

3 балла. Теория: студент может перечислить все классы музыкальных форм, назвать все изученные музыкальные формы в порядке их усложнения. Не умея сформулировать грамотное определение каждой формы, он может охарактеризовать их отличия своими словами. Должен знать, что такое период и какие бывают периоды (определение и классификация формы).

Практика: студент должен суметь определить границы периода в музыке и классифицировать его.

4 балла. Теория: студент может перечислить все классы музыкальных форм и дать им определения; назвать все изученные музыкальные формы, сообщить их точные определения и классификацию.

Практика: студент должен уметь анализировать произведения простой формы – составить схему формы, в которой он должен полно отразить верные результаты анализа всех периодов; в определении же формы в целом он может допустить неточности.

5 баллов. Теория: студент может перечислить все классы музыкальных форм и 5 основных понятий музыкального анализа, а также дать им определения; назвать все изученные музыкальные формы, сообщить их точные определения и классификацию и разъяснить ее своими словами (но грамотно).

Практика: студент должен уметь анализировать произведения простой формы – составить схему формы, в которой он должен полно отразить верные результаты анализа всех периодов, дать грамотное определение формы в целом (допустимы неточности в классификации простой формы).

6 баллов. Теория: студент может назвать все классы музыкальных форм и их определения; перечислить функции частей формы, типы изложения приныипы развития. Может назвать все изученные музыкальные формы, по отношению к любой из форм может сообщить ее точное определение, классификацию, определение каждой разновидности данной формы и очертить жанровую область применения: а) в качестве самостоятельной формы, б) в качестве части более сложной формы. Может перечислить основные средства выразительности и дать их определения.

Практика: студент должен уметь анализировать небольшое произведение сложной формы (сложную трехчастную форму, сложную двухчастную форму, простое рондо, вариации) – составить схему формы, в которой он должен полно отразить верные результаты анализа всех периодов и всех простых форм; в определении же сложной формы он может допустить неточности.

7 баллов. Теория: студент может назвать все классы музыкальных форм и их определения; перечислить функции частей формы, соответствующие им типы изложения (их тематические, тонально-гармонические, структурные признаки), принципы развития. Может назвать все изученные музыкальные формы, по отношению к любой из форм может сообщить ее точное определение, классификацию, определение каждой разновидности данной формы и очертить жанровую область применения: а) в качестве самостоятельной формы, б) в качестве части более сложной формы. Может перечислить основные средства выразительности, дать им определения, назвать параметры, от которых зависит выразительность данного музыкального средства.

Практика: студент должен уметь анализировать небольшое произведение сложной формы (сложную трехчастную форму, сложную двухчастную форму, простое рондо, вариации). Должен составить схему формы, в которой полно отразить верные результаты анализа всех периодов, всех простых форм (полная классификация); дать грамотное определение формы в целом (допустимы неточности в классификации сложной формы).

8 баллов. Теория: студент может назвать все классы музыкальных форм и их определения; перечислить функции частей формы, соответствующие им типы изложения (их тематические, тонально-гармонические, структурные признаки), принципы музыкального развития (обозначить их применение в различных формах). Может назвать все изученные музыкальные формы, по отношению к любой из форм может сообщить ее точное определение, классификацию, определение каждой разновидности данной формы и очертить область применения формы и ее разновидностей в конкретных музыкальных произедениях: а) в качестве самостоятельной формы, б) в качестве части более сложной формы. Может перечислить основные и дополнительные (главные и второстепенные) средства выразительности, дать им определения, назвать параметры, от которых зависит выразительность данного музыкального средства, привести музыкальные примеры.

Практика: студент должен уметь анализировать произведение сложной формы (большое рондо, рондо-сонату, сонату, модифицированную или усложненную сложную трехчастную форму) – составить схему формы, в которой он должен полно отразить верные результаты анализа всех структурных разделов – периодов, простых форм, сложных форм, дать им полные структурные описания (в соответствии с классификацией). В определении же формы он всего произведения может допустить неточности.

9 баллов. Теория: студент демонстрирует знание в объеме всего курса анализа музыкальных форм. В том числе –

всех понятий музыкального анализа,

разных музыкальных жанров (может назвать принципы их классификации),

музыкальных стилей (может охарактеризовать присущий им образный строй и типичные языковые средства, назвать основных представителей),

форм всех классов (может привести их определения, классификацию, область применения – при этом в качестве примеров на все разновидности каждой формы может назвать конкретные музыкальные произведения, принадлежащие разным эпохальным стилям),

средств музыкальной выразительности, основных и дополнительных (может сформулировать определения, назвать все аспекты, определяющие их выразительность, показать связь с другими средствами, соотнести их с разными эпохами и стилями),

функций частей формы, соответствующих им типов изложения (их тематических, тонально-гармонических, структурные признаков), принципов музыкального развития (может объяснить их применение в различных формах и привести примеры).

Практика: студент должен уметь анализировать не типовую, а индивидуализированную музыкальную форму, а также произведение смешанной или свободной формы, составить его подробную форму-схему и аргументированно обосновать свое определение формы в целом.

10 баллов. В процессе экзаменационного ответастудент должен продемонстрировать теоретические знания не только в пределах анализа музыкальных форм, но в объеме всего курса музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин (в котором анализ музыкальных форм является завершающим и обобщающим этапом). Студент должен также свободно ориентироваться в музыкальной литературе, иллюстрируя свой ответ примерами музыки разной жанровой и стилевой направленности.

При анализе музыкального произведения студент показывает практические навыки в области анализа формы, ладотонального плана, гармонии, фактуры, тематизма, демонстрирует самостоятельность и зрелость аналитического подхода.

 

 

Date: 2015-05-22; view: 412; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию