Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когда клиент приходит за изменениями

Раздел: Гештальт терапия

Нередко клиент приходит в ситуации выбора, который представляется в разных вариациях: «так больше жить не хочу/не могу и что-то изменить не знаю как (не умею, не могу, боюсь)», «хочу, но ничего для этого не делаю и не могу себя заставить», «я знаю, что мне это нужно (важно, полезно), я пробую, но ничего не получается». И за этим могут прятаться неэффективные повторяющиеся паттерны поведения или привычные механизмы реагирования, которые являются больше компульсивными, чем осознанным выбором в конкретной ситуации. То есть в этот момент клиент будто разделен на две части: одна часть, которая хочет изменений и другая, которая сопротивляется и хочет стабильности. Например, может быть привычнее (безопаснее) страдать, чем переживать радость, выражать ее, делиться ею. И как правило, мы хватаемся за первую часть, которая хочет изменений и как бы подталкиваем клиента к запросу, сформулированному именно в рамках перемен. Ведь предполагается, что именно за этим он и пришел. И неудивительно, что чем сильнее мы будет тащить эту часть, тем больше будет упираться другая или клиент вообще не захочет брать ответственность на себя, а будет ожидать помощи от нас. Поэтому так важно в самом начале не спешить и разобраться с запросом и этими двумя частями. Даже если клиент уверенно заявляет, что не хочет оставлять все, как есть, даже в этом случае мы имеет дело с обеими частями, так как это «два конца одной палки». Мы основываемся на том, что если человек находится в этой ситуации, то когда-то там и тогда это был его выбор (даже если он был неосознанный), и в той ситуации этот выбор был скорее всего эффективным. И если человек остается в этой ситуации достаточно долго, то значит он до сих пор ее выбирает. И здесь имеет смысл выяснить зачем это ему нужно, что это дает и какие «бонусы» он получает, оставаясь в ней. Конечно, за время пребывания в этой ситуации сформировались какие-то отношения – в семье, в окружении, представления о картине мира и о себе в нем. Так или иначе человек приспособился, поэтому рубить с плеча может быть рискованным. Для начала нужно понять насколько твердо и уверенно клиент «стоит» на собственных ногах, для этого мы и работаем с частью, которая сопротивляется этим изменениям, частью, которая получает какую-то пользу сейчас. Какие же бывают «бонусы» от сохранения ситуации, вот некоторые примеры: - привычные переживания – они могут быть как негативные, так и позитивные (стыд, вина, обида и т.д.) – это те реакции, которые дают ощущение постоянства, не пугают своей новизной или неопределённостью; - привычный уклад жизни, знакомые способы реагирования – свои собственные и окружения; - «поглаживания» со стороны других в виде поддержки, помощи, проявлений жалости, сочувствия и пр.; - стабильные картина мира и представления о себе, своей я-концепции. Работа с частью, которая хочет стабильности. Лучше начинать работу с телесных ощущений, так как человек может испытывать неоднозначные чувства (например, стыдиться, что остается в ситуации и не может ее изменить; раздражение и досаду на то, что его удерживает, обесценивание прошлого опыта, когда эти способы были эффективными). То есть мы внимательны к телесным и эмоциональным проявлениям, когда говорим об этой части. Некоторые варианты работы: - Попробовать представить эту часть - себя в нынешней ситуации (просто описать в воображении, представить в виде метафоры; поработать с образом – нарисовать, слепить, изобразить в виде скульптуры, выбрать какой-то предмет и т.д.). Предложить побыть этой частью и прожить ее, то есть показать телом (как она двигается и как замирает, как себя невербально проявляет и как дышит, как располагается в пространстве); потом предложить что-то проговорить от ее имени, выразить эмоциональное состояние и отношение к окружающему. - Предложить пофантазировать, что будет, если оставить все как есть, если ничего не изменится сейчас, через год, через 10 лет. (Также (если есть необходимость) можно поступить со второй частью и посмотреть, чем они похожи и чем отличаются; как они трансформируются, то есть как одно состояние переходит в другое; как они взаимодействуют. Важно показать, что обе части связаны друг с другом.) - Предложить вспомнить ситуацию, в которой этот способ (тип реагирования) был эффективным. Если это происходило в детстве, то возможно указать, что диапазон выборов на тот момент был существенно ограничен и этот способ мог быть единственно возможным, чтобы как-то справиться с ситуацией. Это поможет клиенту принять этот тип реагирования, который он отвергал или стыдился. Если клиент не может вспомнить, то просим представить такую ситуацию, где такой стиль поведения или реагирования мог бы быть уместным. Иногда случается, что за придуманной ситуацией, всплывает реальная. После этого важно рассмотреть, какие способы будут эффективными сейчас, в нынешней ситуации. Хорошо, если этих вариантов будет несколько, чтобы клиент не оставался как бы «заложником крайних выборов». Некоторые моменты, которые стоит учитывать и прояснять для расширения осознавания клиента при работе с той частью, которая хочет изменений: Выявить на чем основывается это желание – откуда оно пришло, как и когда, что послужило поводом обращения к специалисту, то есть, почему именно сейчас, а не раньше, позже. Каких изменений хочет клиент – здесь важно отмечать, как описывает эти перемены клиент: - на что ориентируется – только на внешние перемены, вещи, обстоятельства, только на внутренние ощущения, изменения в поведении и взаимодействии; - степень реальности этих изменений, реальны ли они вообще и для этого клиента сейчас, в частности; - «видит» ли клиент возможные последствия этих перемен для себя или его видение ограничено только стремлением уйти из болезненной ситуации; осознает ли новые трудности, с которыми может столкнуться в новой ситуации; что приобретает и что теряет в новой ситуации; - представляет ли он себе возможные варианты разрешения своей ситуации, надеется на помощь специалиста или кого-то другого или верит в чудо (само как-нибудь случится, главное очень хотеть); есть ли у него альтернативные пути решения, если данные варианты не принесут результатов. Готов и способен ли клиент к этим изменениям, что нужно, чтобы избежать "многих жертв" при этих переменах. Что облегчает работу. Знание что если бы человек мог, он бы уже давно сделал (изменил ситуацию, принял решение, сделал выбор и т.д.). Вера в то, что человек способен самостоятельно сделать выбор и принять ответственность за последствия своего выбора, какой бы тяжелой не казалось ситуация или обстоятельства в которых он находится. Способность принять и с уважением отнестись к любому выбору клиента, в том числе, если человек выбирает ничего не делать, не менять и остаться в том же состоянии и в той же ситуации. Нам только остается сделать этот выбор очевидным для клиента. Возможность вернуться к этому через какой-то период времени, когда клиент будет более готов или способен двигаться дальше (мы напрямую можем сказать клиенту о нашей готовности вернуться к этому, когда появится необходимость).

http://www.b17.ru/article/10291/


<== предыдущая | следующая ==>
Правительство РФ обсудит поправки в бюджет на 2014 год | Вредные вещества проникают в организм человека через

Date: 2015-05-22; view: 329; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию