Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие общения. Соотношение понятий общения и коммуникации. Три стороны общения





Общение – это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность. Часто происходит смешение понятий “общение” и “коммуникация”. Они различаются в двух главных отношениях. Первое состоит в том, что общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация (если не иметь в виду другого значения этого термина, когда он употребляется во множественном числе и обозначает пути сообщения, средства связи) является чисто информационным процессом – передачей тех или иных сообщений.

Второе отношение, в котором различаются общение и коммуникация,– характер самой связи вступающих во взаимодействие систем. Для общения характерны субъектно-субъектные отношения, для коммуникации – субъектно-объектные отношения; в системе субъектно-объектных отношений человек может выступать и в позиции субъекта деятельности, и в позиции объекта – предмета преобразования, познания или оценки.

Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (значения, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания, приказания и т. п.), которую получатель должен всего-навсего принять, понять (правильно декларировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Получатель информации и является в подобных случаях объектом, ибо отправитель на него смотрит как на пассивный (в информационном смысле) приемник, хорошо настроенный, точно и надежно работающий.

Радикально иное положение возникает тогда, когда отправитель видит в ее получателе субъекта, а не объект, ибо в этом случае он исходит из того, что данная информация адресуется такой системе, которая индивидуально своеобразна, активна в соответствии со своей уникальной природой и соответственно должна перерабатывать получаемую информацию, становясь партнером ее отправителя в их общем деле – совместной выработке результирующей информации. Иначе говоря, в общении нет отправителя и получателя сообщений – есть собеседники, соучастники общего дела.

В коммуникации мы имеем дело с процессом однонаправленным, информация течет только в одну сторону, и – по законам, установленным теорией коммуникации, – количество информации уменьшается в ходе ее движения от отправителя к получателю. В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны и потому информация не убывает, а увеличивается, обогащается, расширяется в процессе ее циркуляции. Структура первого типа информационной активности, следовательно, асимметрична:

отправитель послание получатель;

а структура второго типа активности – симметрична:

средства

партнер партнер

общения

Общение нельзя рассматривать как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой, потому что в отличие от простого “движения информации” между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Другой участник также предстает как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т. е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа и своих собственных целей, мотивов, установок). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Поэтому в общении происходит не простое движение информации, но как минимум обмен ею.

Особую значимость информация приобретает потому, что люди не просто обмениваются значениями, но, как отмечает А. Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать свой смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Симметричность межсубъектного взаимодействия С. Л. Рубинштейн обосновал следующим образом: “Во взаимодействии субъектов нет никакой принципиальной привилегии у моего частного “я”. Поэтому отношения между различными частными “я” обратимы. Теоретически не существует никакого преимущества для вот этого данного “я”. Мое отношение к другому предполагает и отношение другого ко мне: “я” такой же другой для того, которого я сперва обозначил как другого, и он такой же “я” (исходная точка системы координат), как “я””.

Речь идет при этом только о тех случаях, когда общение является контактом друзей. Оно может быть и спором идейных противников, но при том непременном условии, что целью спора является не обмен информацией и не подчинение одного оппонента другому, а совместный поиск некоей общей позиции, отчего столкновение и борьба мнений становится диалогом, а его участники – партнерами.

Date: 2015-05-22; view: 1951; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию