Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третий доклад





13 апреля 1909 г., утром

 

Вчера в конце доклада, посвященного, так сказать, низшей области духовных иерархий, у многих слушателей могли появиться различные мысли и многочисленные вопросы. И это естественно, ибо с точки зрения того мышления и тех представлений, которыми человек может сегодня обладать, многое из того, о чем говорилось вчера, может поначалу показаться спорным и неясным. Однако в ходе докладов будет пролит свет на многое. Уже сегодня будет сказано достаточно многое, чтобы вы, так сказать, получили некоторую директиву для такого образа мыслей, который необходим при подходе к таким вопросам. Сегодня человек может, например, задать такой вопрос: "В самом деле, если ты действительно высвобождаешь существо, зачарованное в камне, тем, что упорно думаешь и размышляешь об этом камне, то что же тогда остается в этом камне после того, как ты, так сказать, освободишь из него это зачарованное существо? Останется ли это существо в камне, и что, собственно, происходит в этом камне? И еще: что происходит, когда к камню после тебя подходит другой человек и повторяет весь это процесс?" Такие вопросы и в самом деле могут возникнуть у очень многих. Как я уже говорил, на многие из таких вопросов будут даны ответы в последующих докладах, однако необходимо еще раз сказать о том, что тем, что Земля предоставляет человеку для мышления, эти вопросы вообще не могут быть постигнуты. Ибо на Земле на все наброшены покровы, все, так сказать, облечено в Майю, и предметы в мыслях представляются совершенно иными, чем они являются в действительности. Факты не виноваты в том, что вопросы остаются без ответа. Вопросы поставлены неверно, но со временем мы непременно обретем критерий для правильной постановки вопросов. Все предметы воспринимались бы в значительной степени иначе, если бы мы были способны взглянуть на них в том состоянии, когда покров иллюзии наброшен еще не на весь предмет. На Земле все тесно переплетено друг с другом, и это постоянно вводит в заблуждение человеческое мышление. Вернувшись назад, в древние времена, мы сможем получить более верное представление о предметах.

Точно так же, как человек проходит одно воплощение за другим, одну метаморфозу за другой, так и все существа мира, от мала до велика, проходят через ряд воплощений и перевоплощений, и также такое планетарное существо, как сама наша Земля, проходит через различные перевоплощения. Наша Земля не сразу возникла как Земля, ей предшествовало другое состояние. В наших кругах уже особенно много говорилось о том, что, подобно тому, как человек в этом бытии представляет собой перевоплощение предшествующей жизни, так и Земля является перевоплощением некой древней планеты, предшествовавшей ей. Такую планету, существовавшую прежде Земли, мы называем Луной, но имеем в виду при этом не нашу современную Луну, представляющую собой лишь частицу, остаток древней Луны, а некое прежнее состояние нашей Земли, которое некогда было именно таким, а затем прошло через определенную духовную жизнь, называемую обычно пралайей, подобно тому, как человек после смерти проходит через определенное духовное состояние. Эта планета Луна родилась вновь, подобно тому, как перевоплощается и вновь рождается человек. Однако то, что мы обозначили как некое планетарное состояние Луны, представляет собой только перевоплощение некоего предшествующего планетарного состояния, которое мы назовем Солнцем. Это не является Солнцем в нашем сегодняшнем понимании; это совершенно иное существо. Это Солнце представляет собой перевоплощение последней планеты, еще доступной для нашего взора, когда мы говорим о перевоплощениях нашей Земли - древней планеты Сатурна. Таким образом, перед нами четыре последовательно сменяющих друг друга перевоплощения: Сатурн, Солнце, Луна, Земля.

Мы часто упоминали о том, что каждое планетарное состояние имеет определенную задачу. Какова же задача нашей Земли? Ее задача заключается в том, чтобы сделать возможным для того существа, которого мы сегодня называем человеком, человеческое бытие. Все воздействия Земли направлены на то, чтобы человек благодаря им стал существом, обладающим "Я". Это не входило в задачу более ранних планетарных состояний, прошедших человеком. Итак, человек, так сказать, впервые стал человеком в современном смысле лишь на Земле. Аналогичную задачу имели и более ранние планетарные состояния, через которые прошла Земля. На этих других планетах людьми становились другие существа, те, которые сегодня стоят на более высокой ступени развития, чем человек. Быть может, вы вспомните здесь мою книгу "Христианство как мистический факт", в которой говорится о том, что некий египетский мудрец однажды сообщил древнегреческому мудрецу Солону нечто весьма знаменательное об одной из истин, содержащихся в мистериях, он высказал важную истину, что боги когда-то были людьми. Эта истина принадлежит к тем истинам, которые в древности непременно должен был воспринять ученик, участвовавший в мистериях. Она заключается в том, что боги, стоящие сегодня на вершинах духовного развития, не всегда были богами, а некогда прошли через человеческую ступень развития. Разумеется, из этого непосредственно вытекает опасная истина, которую ученики, принимавшие участие в мистериях, должны были также вывести как следствие, а именно то, что люди однажды станут богами. И именно из-за этого вывода эту истину рассматривали как нечто опасное, ибо необходимо одновременно с ней сказать и следующее: человек сможет стать богом только тогда, когда он созреет для этого, и если он однажды вообразит, что обрел в себе бога до того, как созреет для этого, он станет не богом, а глупцом. Поэтому перед человеком открыты два пути: либо терпеливо ждать своего, как это называет Дионисий, обожествления, превращения в Бога, либо заранее вообразить, что он уже стал богом. Один из этих путей действительно ведет к божественности, другой - к глупости и безумию.

В высказываниях древних очень часто видят нечто недоступное для понимания, так как современное человечество утратило способность различать божественно-духовных существ, стоящих на разных ступенях иерархии. Египетский мудрец, говоря о богах, имел в виду не просто одну ступень богов или Бога, но всю последовательность ступеней божественно-духовных существ. Между тем Дионисий Ареопагит, а также восточные мудрецы всегда ясно различали эти ступени божественно-духовных существ. Говорим ли мы об Ангелах или Дхьян-Хоанах, мы имеем в виду одних и тех же существ, ибо те, кто действительно познал единство вселенской мудрости, знают, что это лишь разные названия одного и того же явления. Однако и в этой сфере необходимо проводить четкие разграничения. Те существа, которые вначале невидимы и стоят непосредственно над человеком, то есть находятся на более высокой, чем человек, ступени развития, в христианской эзотерике именуются Ангелами, вестниками, посланниками, то есть посланниками божественно-духовного мира. Те существа, которые стоят на следующей ступени, то есть двумя ступенями выше, чем человек, именуются Архангелами, а также Духами Огня. Те существа, которые, - если только они проходят свое нормальное развитие, - стоят на более высокой, чем Архангелы, ступени развития, представляют собой существ, которых принято называть Духами Личности или Началами, Пра-Силами, Архаями. Таким образом, мы имеем сначала три ступени существ, находящихся выше человека. Все эти три рода существ уже прошли через ступень человечества, все они прежде уже были людьми. Те существа, которые сегодня являются Ангелами, прошли через человеческую ступень развития не очень давно, если смотреть сточки зрения вселенской шкалы времени; они были людьми на Луне, и подобно тому, как вы, благодаря условиям, сложившимся на Земле, имеете возможность перемещаться по Земле и быть людьми, так Ангелы в бытность свою на человеческой ступени развития населяли Луну. Архангелы же прошли свою ступень развития в качестве человечества на Солнце, а Духи Личности, или Начала проделали то же самое на древнем Сатурне. Таким образом, эти существа постепенно восходили от человеческого уровня, и являются сегодня высшими существами и находятся на более высокой ступени иерархии, чем человек; и мы можем просто сказать, перечисляя ступени мирового царства в духовном смысле: "На Земле мы можем созерцать царство минералов, царство растений, царство животных, человеческое царство, а затем переходить к невидимому, к царству Ангелов, Духов Огня или Архангелов, Начал или Духов Личности, или Архаев. В то время как эти существа продвигались вперед на пути своего внутреннего становления и сущности, так сказать, от людей к богам или посланникам богов, - что в принципе представляет собой верное наименование для этих сущностей, - в то время как эти существа восходили в духовное бытие, изменялось состояние тех планет, на которых и ради которых они жили. И если мы обратим взор на древний Сатурн, на котором Архаи были людьми, то мы обнаружим, что он выглядел совершенно иначе, чем наша Земля.

Вчера мы говорили о том, что мы на нашей Земле различаем четыре элемента: Землю, Воду, Воздух и Огонь, или Тепло. Из первых трех элементов на древнем Сатурне вообще не было ни одного. Таким образом, из всех четырех элементов на древнем Сатурне существовал лишь Огонь, или Тепло. Современные философы-материалисты могут сказать: "Но ведь тепло может исходить на нас только от внешних предметов; могут быть теплые твердые предметы, теплая вода, но само по себе тепло существовать не может". Так полагает современный философ-материалист, однако, это так. Если бы мы могли воспринимать Сатурн посредством наших современных органов чувств, то, как вы полагаете - каким он предстал бы перед нами? Допустим, - хотя бы в качестве гипотезы, - что вы летите в космическом пространстве в эпоху древнего Сатурна. Там, где находился древний Сатурн, вы бы ничего не увидели, но одно обнаружили бы со всей определенностью: тепло! И если бы вы пролетали через пространство, где находился древний Сатурн, у вас возникло бы ощущение, что вы летите в горячей печи. Вам не удалось бы почувствовать ни малейшего движения воздуха, никакого его течения, ибо ни воздуха, ни воды тогда еще не существовало; вы не могли бы ступить на Сатурн, ибо земли тогда еще тоже не было. Ваша рука не смогла бы прикоснуться ни к чему, весь шар был только теплотой. Итак, древний Сатурн состоял сначала всего лишь из одного элемента - тепла, или огня. Началом бытия нашей Земли в ее первой метаморфозе явилась планета, состоявшая из тепла, и таким образом вы можете по достоинству оценить всю справедливость, например, изречения Гераклита: "Все произошло из огня". Да, разумеется! Ибо наша Земля есть лишь преображенный древний Сатурн, и поэтому все на Земле произошло из этого огня. Такова истина, которую Гераклит познал в древних мистериях. Именно на это нам указывают предания, гласящие, что свою книгу, в которой была записана эта мудрость, Гераклит посвятил эфесской Богине и возложил на ее алтарь. Это свидетельствует о том, что он сам сознавал, что обязан этой мудростью мистериям, а точнее - эфесским мистериям, в которых еще во всей чистоте возвещалось это учение о первичном огне Сатурна. Отсюда вы можете сделать заключение о том, что те существа, которых мы называем Началами, Архаями, Духами Личности, прошли свою фазу развития в качестве человечества в совершенно иных условиях, чем современный человек. Сегодня человек имеет возможность воспринимать твердые, газообразные и жидкие субстанции посредством своего скелета и системы кровообращения. Человеку Сатурна, Духу Личности, приходилось создавать всю свою телесную оболочку непосредственно из тепла, из огня. И он так и поступал, этот Дух Личности, на древнем Сатурне он обладал лишь огненным телом. Его тело состояло только из тепла.

Вчера я уже говорил вам, что тепло, так сказать, имеет двоякую природу, как бы две стороны. Одна из них представляет собой именно то тепло, которое воспринимается собственно во внутреннем плане как внутреннее тепло; когда нам тепло или холодно, мы определяем это непосредственно, не прикасаясь ни к каким твердым субстанциям. Однако мы можем ощущать тепло и извне, притрагиваясь к нагретым телам. Характерной особенностью развития Сатурна было то, что тепло, так сказать, преобразуется от начальной стадии бытия Сатурна, когда оно, это тепло, существовало исключительно во внутреннем плане, до конечного этапа развития Сатурна, когда тепло перешло во внешний план и стало доступным для восприятия. Если бы вы совершили это путешествие во вселенной во времена начальной стадии развития Сатурна, то при прохождении через область Сатурна вы не ощутили бы своей кожей ни малейшего движения тепла, но во внутреннем плане вы отметили бы: здесь так приятно тепло. Все то, что вы сейчас вкладываете в понятие душевное тепло, вы испытали бы, совершив подобное путешествие к Сатурну во времена самой ранней стадии его развития. Вы можете составить представление о том переживании, которое вы испытали бы в те времена, если примете во внимание следующее. Как вам известно, существует определенная разница между созерцанием поверхностей красного или синего цветов. Когда вы представляете себе красный цвет, вы как бы говорите себе: это создает ощущение тепла. Когда вы представляете себе синий цвет, вы говорите себе, что это вызывает ощущение холода. Представьте себе те чувства, которые возникают в человеческой душе под впечатлением созерцания красного цвета, и хотя вы в те времена не могли бы его испытать, вы, тем не менее, ощутили бы нечто приятное, подобное тому, что вы испытываете в наше время при виде красного. В конце эпохи Сатурна вы испытали бы не только это приятное внутреннее состояние, но и нечто такое, что вы назвали бы теплом, если бы оно проникло в вас. При этом внутреннее тепло постепенно преобразовалось во внешнее восприятие тепла. Таков путь, проделанный Сатурном: от собственного внутреннего душевного тепла к теплу, воспринимаемому извне, к тому, что мы называем внешним теплом, или огнем. Можно сказать следующее: "Подобно тому, как ребенок становится взрослым человеком, вырастая и проходя через различные этапы, так взрослели и росли Духи Личности на древнем Сатурне. Вначале они ощущали это внутреннее тепло в себе, испытывая, так сказать, чувство приятного внутреннего тепла. Впоследствии же ощущение тепла перешло во внешний план, стало, говоря нашим языком, внешним, осуществленным, воплотившимся. Что же возникло тогда? Если вы хотите возникшее тогда вызвать перед своей душой, вам придется представить себе следующее: в самом начале мы имеем внутренний нагрев шарообразного тела Сатурна, благодаря этому Духи Личности впервые получили возможность воплотиться. В момент их воплощения образовалось то, что обычно называют внешним теплом. Если бы вы могли совершить путешествие к Сатурну в более позднюю эпоху его развития, когда он перешел в иное состояние, вы могли бы легко заметить различие между внешне теплыми и холодными зонами на нем. Если бы вы захотели изобразить графически то, что обнаружили в качестве замкнутых тепловых тел, у вас получился бы следующий рисунок. Некие тепловые "яйца", располагаясь по окружности, образуют как бы поверхность Сатурна.

Внешне это выглядело бы чем-то наподобие ягоды малины или ежевики. Что же представляли собой эти ячейки? Они представляли собой тела Духов Личностей, и эти Духи Личности, посредством своего внутреннего тепла, образовывали внешнее тепло этих ячеек Сатурна. О таком состоянии можно было бы с полным правом сказать: и Духи высиживали тепло, и они действительно высидели первые огненные тела. Первые огненные тела были, так сказать, высижены из мирового пространства. Если можно так выразиться, в космическом пространстве произошла коагуляция (свертывание) внешних тепловых яиц из внутренних. Итак, на древнем Сатурне в этих огненных телах воплотились Духи Личности, Архаи, именуемые также Азурами. Ибо Сатурн состоял лишь из одного элемента - огня.

Между тем на этом этапе развития древнего Сатурна у Духов Личности была возможность преобразовывать внешнее тепло во внутреннее. Этот процесс еще не приобрел, собственно, жестких форм, не устоялся, но сохранял внутреннюю подвижность. В сущности, эти Духи Личности постоянно создавали такие тепловые "яйца" и позволяли им вновь исчезать. Теперь вы можете представить себе этот процесс с еще большей определенностью. Представьте себе, что вы в течение некоторого времени проделывали путешествие к Сатурну и обратно. Тогда вы смогли бы заметить, что на Сатурне бывают такие периоды времени, в течение которых тепло вообще не может быть воспринято во внешнем плане, а ощущается лишь приятный внутренний огонь. Затем наступают периоды, когда вновь образуются эти тепловые "яйца". Вы при этом ощутили бы нечто подобное дыханию всего древнего Сатурна, и это дыхание было бы огненным. Вы могли бы сказать об этом так: мне кажется, на древнем Сатурне наступают периоды, когда все внешнее тепло как бы исчезает, растворяется во внутреннем, и все уподобляется лишь приятному внутреннему ощущению, так что вы могли бы сказать себе: сейчас Сатурн вдыхает тепло. Однако если бы вы попали на Сатурн в следующий раз и обнаружили бы множество тепловых "яиц", вы могли бы сказать так: сейчас Сатурн выдыхает свое внутреннее тепло, оно стало внешним огнем.

Как вы видите, именно это представление и стремились вызвать древние святые Риши у своих учеников. Они, так сказать, духовно переносили их в эпоху древнего Сатурна и давали им реально ощутить, как вся планета, словно единый организм, производит нечто, весьма напоминающее наши современные вдохи и выдохи. Риши вызывали у своих учеников такое представление: огонь вытекает и превращается в неисчислимые тепловые тела, огонь всасывается и становится внутренним "Я" Духов Личности. Для этого Риши сравнивали эту планетарную жизнь с процессом дыхания - с вдохами и выдохами, однако на древнем Сатурне сначала существовало лишь огненное дыхание. Воздуха тогда еще не было. Предположим, что произошло бы следующее: все эти Духи Личности на древнем Сатурне, так сказать, вдыхали бы и выдыхали тепло. Они смогли бы проделать весь путь своего естественного развития на Сатурне, и следствием этого было бы то, что через определенное время все вновь возвратилось бы к внутреннему состоянию тепла, и Сатурн как огненная планета во внешнем плане исчез бы, был бы вновь принят в царство духовного мира. Так могло бы случиться, и мы никогда не имели бы состояния Солнца, Луны и Земли, ибо все то, что заключено в выдохе, вновь перешло бы во внутреннее тепло и возвратилось бы в духовный мир. Но теперь мы хотели бы воспользоваться тривиальным выражением, чтобы быть понятнее: некоторым Духам Личности, так сказать, понравилось вдыхать обратно лишь некоторую часть выдохнутого тепла, так что при вдохе все эти "яйца" Сатурна снаружи не исчезали, а оставались. Так постепенно на Сатурне возникла определенная двойственность: внутренне тепло и наряду с ним - внешнее, воплощенное в сатурновых "яйцах". Это внешнее тепло не полностью возвращалось во внутренний план. Духи Личности, так сказать, сохраняли для себя часть выдыхаемого тепла, оставляя его во внешнем плане. Почему же, собственно, они делали это? Они были вынуждены так поступать, ибо, если бы они не делали этого, они вообще не смогли бы стать людьми на Сатурне.

Но что же это означает - стать людьми? Это означает - прийти к Я-сознанию. Вам не можете сделать этого, если вы как Я не будете отделять себя от внешнего мира. Лишь благодаря этому вы имеете свое "Я". Вот букет цветов, вот - я; я как "Я" отличаю себя от объекта. Духи Личности так бы вечно и изливали свое "Я", если бы не оставляли во внешнем плане нечто, что оказывало бы им некоторое сопротивление. Вовне пребывает нечто иное, и я отличаюсь от объективированного элемента тепла. Духи Личности пришли к своему "Я", к самосознанию благодаря тому, что они как бы вытеснили часть существа Сатурна в только лишь внешнее тепловое существование. Они говорили себе: "Я должен испустить из себя нечто и предоставить этому пребывать во внешнем плане, чтобы я мог отличать себя от него, чтобы от этого внешнего могло вспыхнуть мое Я-сознание". Так эти духи создали вокруг себя некое царство, создали одновременно отражение своей внутренней сущности во внешнем. Этим вызвано то, что когда жизнь Сатурна, так сказать, окончилась, Духи Личности оказались не в состоянии допустить исчезновение Сатурна. Если они смогли бы вдохнуть обратно весь огонь, Сатурн исчез бы, но они были не в состоянии вдохнуть обратно все то, что они уже выдохнули. Они должны были оставить себе поле, которое им предоставило возможность прийти к самосознанию.

Одни только Духи Личности не могли привести Сатурн к состоянию Пралайи. В этом должны были принять участие духи более высоких ступеней иерархии, которые должны были, так сказать, растворить все, чтобы могла наступить пралайя - промежуточное состояние, состояние небытия, сон. Высшие духи, Престолы, - мы приведем сейчас только их имя - должны были вступить в этот процесс, чтобы вновь все растворить. И вот, когда жизнь Сатурна подошла к концу, разыгрывался следующий процесс: Духи Личности достигли самосознания, вновь вобрали в себя часть тепла и восприняли как бы в сердцевину своей внутренней жизни самосознание, но оставили за собой царство низшего порядка. Теперь наступило царство Престолов, которые растворили все оставленное Духами Личности, и на Сатурне наступила своего рода планетарная ночь. За ней последовало планетарное утро. Все должно было - согласно тем законам, с которыми нам еще предстоит ознакомиться - как бы вновь пробудиться. И если бы древний Сатурн исчез вследствие того, что все тепло вдохнулось бы обратно, бытие Сатурна вновь перешло бы в духовный мир. Пробуждение вообще не смогло бы наступить. И хотя Престолы были бы в силах в течение некоторого времени растворить все то, что Духи Личности выделили в качестве "яиц", но они могли сделать это лишь на какое-то время. Для дальнейшего развития это должно было быть вновь передано низшему плану бытия. В результате этого наступило планетарное утро; настало второе преображение Сатурна, состояние Солнца. Что же в принципе возродилось в этом солнечном состоянии? Сюда после состояния планетарного сна с древнего Сатурна переселились Духи Личности, обладавшие теперь самосознанием и не вынужденные больше вновь пройти через то же самое, через что они уже прошли раньше. Между тем эти духи уже выдохнули те самые тепловые "яйца", которые постепенно выступали вновь, выделялись и дифференцировались из общей массы. Следствием этого явилось то, что теперь эти Духи Личности оказались, так сказать, связаны с тем, что они оставили после себя. Если бы они унесли все это с собой в духовный мир, они утратили бы связь с Солнцем, и им не пришлось бы спускаться вниз; тогда как теперь они должны были совершать такое нисхождение, так как они оставили там часть своего прежнего существа. Они должны были позаботиться об этом, это влекло их теперь вниз, к новому планетарному бытию.

Такова была карма Сатурна, вселенская, космическая карма. Так как Духи Личности на древнем Сатурне не все вобрали в себя, они тем самым как бы сами подготовили для себя карму и были вынуждены вернуться: они нашли внизу то, что сами же создали в качестве наследия древнего Сатурна. Но что же случилось теперь, когда Духи Личности приступили к переработке кармы, которую они сами создали? Вследствие этого произошло то, что я вчера в общих чертах охарактеризовал следующим образом: тепло разделилось, и одна его половина стала светом, а другая обратилась в дым. Так на возродившемся Сатурне из этих тепловых "яиц" возникла, с одной стороны, новая планета, образовавшаяся из газа, воздуха, и, как мы его называем здесь, дыма, а с другой стороны возник свет, посредством которого тепло, так сказать, вновь возвратилось в высшее состояние. Во внутреннем плане на преображенном Сатурне с одной стороны возникли дым, газ, воздух, с другой - свет! И если бы вы теперь отправились в путешествие по вселенной к той области, где находилось это древнее Солнце, то уже издали вы заметили и восприняли бы то, что возникло в качестве света, ибо за этим пребывал дым. Вы восприняли бы не сам свет, а некий светящийся шар, подобный тепловому шарообразному телу Сатурна. Он предстал бы перед вами в виде светящегося шара, и если бы вы вступили на его поверхность, вы ощутили бы при этом не только тепло, но и ветер, воздух и газ, струящийся во все стороны. Так тепловой шар превратился в светящийся шар, и возникло Солнце. Мы с полным правом можем называть этот шар Солнцем. И те тела, которые сегодня являются Солнцами, еще проходят в наше время через этот процесс: во внутреннем плане они представляют собой струящийся газ, с другой же стороны, их влияние выражается в том, что благодаря им газ становится светом; они распространяют свет во Вселенной. В этот момент в процессе преобразований Земли впервые возник свет. Там, в тепле, в древнем сатурновом тепле, сначала Духи Личности смогли стать людьми; в свете, который излучало тогда Солнце, людьми сумели стать те существа духовных иерархий, которых мы называем Архангелами. И если бы вы были в состоянии приблизиться к Солнцу не как современный человек, а как ясновидящий, вы смогли бы воспринимать не только светящуюся субстанцию, исходящую от Солнца, не просто свет; вам в этом свете открывались бы деяния Архангелов.

Однако эти Архангелы должны были, так сказать, взять нечто в придачу. Древние Духи Личности нашли на Сатурне чистый огонь. Архангелы же, которые смогли только на Солнце стать людьми, обнаружили на Солнце, где им предстояло пребывать, дым и газ. Что же они должны были совершить, чтобы остаться в тесной взаимосвязи с Солнцем, чтобы суметь там жить? Свою душу, свою внутреннюю сущность они создавали из света. Они образовывали свое душевное тело из света, но присоединяли к этому душевному телу в качестве внешнего тела газ. Подобно тому, как у вас сегодня есть душа и тело, так и эти Архангелы, находясь на Солнце на человеческой ступени развития, обладали внутренним, излучавшим свет, и внешним, физическим телом, которое состояло из газа и воздуха. Подобно тому, как физическое тело современного человека состоит из земли, воды, воздуха и огня, так и эти Архангелы состоят из воздуха, а их внутреннее состояло из света. Но в этом свете, естественно, присутствовал элемент огня, ибо именно из него развились свет и дым. Поэтому эти Архангелы имели в себе также огонь. Таким образом, все их существо состояло из света, дыма и огня. Итак, вам предстали бы Архангелы в телах, сотканных из газа, огня и света. Посредством света они изживали внешнюю жизнь, устремляя наружу в мировое пространство светящуюся энергию. Посредством огня они жили своей внутренней жизнью, в приятном тепле. Посредством газообразного тела они изживали жизнь на самой планете-Солнце. Теперь они могли, так сказать, на этой планете-Солнце отделять свое собственное газообразное тело от общей солнечной субстанции. Они сталкивались с другим, и благодаря этому у них вспыхивало некоего рода самосознание. Но это самосознание могло, формируясь, достигать все более и более высокого уровня лишь благодаря тому, что также и этим Архангелам, если позволено так выразиться, больше нравилось в определенном отношении оставаться в этом газообразном теле, дымообразном теле или, по меньшей мере, оставлять это тело в солнечной субстанции. Ибо эти Архангелы на древнейшем Солнце могли бы вновь в преображенном виде вобрать в себя весь тот дым и газ, которые, так сказать, окружали их. Итак, перед вами - истинный процесс дыхания! На древнем Солнце вы воспринимали бы все эти потоки и течения в газе как дыхательный процесс. Вы нашли бы определенные состояния, где было бы абсолютное затишье, и вы сказали бы на это: Архангелы вдохнули в себя весь струящийся газ. Однако затем Архангелы начинали совершать выдох: начинались внутренние течения, и одновременно с этим развивался свет. Так происходила смена состояний Солнца: когда Архангелы вдыхали в себя весь газ - наступало полное затишье и безветрие; ее сопровождали темнота, солнечная ночь. Когда же Архангелы делали выдох, Солнце наполнялось струящимся дымом, светилось наружу, и наступал солнечный день. Итак, существовал настоящий процесс дыхания всего солнечного тела в целом: выдох - солнечный день, свет заливает весь окружающий мир; вдох - солнечная ночь, во всем окружающем мире наступает темнота и мрак.

Итак, здесь перед вами имеет место различие между древним Солнцем и нашим сегодняшним Солнцем. Наше современное Солнце светит всегда, а темнота для нас наступает лишь тогда, когда что-то заслоняет от нас его свет. На древнем Солнце все обстояло иначе. Оно само обладало силой в сменяющих друг друга состояниях становиться то светлым, то темным, светиться и темнеть, ибо это было его выдохом и вдохом. А теперь попробуем представить себе как наяву, что же, собственно говоря, происходило при этом внешнем, видимым образом. Рассмотрим фазу выдоха: при этом распространяется свет, но Солнце в этой фазе наполняется дымом. Эти возникшие из дыма образы, эти истечения дыма представляли собой упорядоченные образования. В Солнечную субстанцию каждый раз во время выдоха вливалась, так сказать, определенная совокупность упорядоченных образований. То, что прежде имело лишь форму яйца, было тепловым "яйцом", преобразовалось во всяческие упорядоченные образования.

Возникли совершенно особые образования из дыма, обладавшие собственной внутренней жизнью и внутренней упорядоченностью. Таким образом, если позволительно употребить такое выражение, яйца были высижены. И это было действительно нечто такое, что можно сравнить с этим процессом уплотнения. И подобно тому, как из куриного яйца выводится цыпленок, так и из расколовшегося надвое теплового яйца вышли упорядоченные дымовые образования. Эти упорядоченные дымовые образы представляли собой наиболее плотные тела, которыми обладали Архангелы. Пребывая в телах из дыма, газа и воздуха, они населяли Солнце; в качестве людей они, так сказать, бродили по Солнцу. Итак, мы имеем теперь в духовном плане понятие о неподвижной звезде, имеем духовное понятие о Вселенском Солнце, которое, так сказать, является Солнцем благодаря своему собственному могуществу, благодаря которому также происходит смена дня и ночи. Подобно выдохам и вдохам совершалось чередование света и тьмы, ибо Солнце было тогда уже в некотором роде неподвижной звездой. Все, что в пространстве нашей вселенной светится самостоятельно, вместе со светом посылает в мировое пространство жизнь духовных посланников - Архангелов.

Но что же совершили эти древние Архаи, Начала, Духи Личности в результате своего развития, что же они создали? То, что, благодаря им Солнце вообще смогло возникнуть. В то время как иначе в эволюции имело бы место лишь бытие Сатурна, и во Вселенной существовал бы один лишь Сатурн со своими исполненными тепла Архаями, благодаря тому, что Архаи (Начала) оставили Сатурну внешние тепловые "яйца", Сатурн смог стать Солнцем. И именно на Солнце Архангелы получили возможность пройти через человеческую ступень развития. Они стали для мира вестниками, которые смогли провозгласить: "Нам предшествовали Духи Личности. Мы, вестники, возвещаем миру в сиянии света прежнее бытие теплого, нагретого изнутри Сатурна. Мы - вестники, посланники Архаев". - Вестник означает "Ангел", Архаи значит "Начала"; таким образом, эти Архангелы являлись не чем иным, как вестниками о деяниях Начал, или Архаев, совершенных ими в древнейшие времена. Поэтому они называются Ангелами Начал, Архангелами. Таким образом, эти Архивестники были человечеством Солнца.


Date: 2015-05-22; view: 507; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию