Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стансы митрополиту Московскому ФиларетуВ часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа согрета, Отвергла блеск земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. Лев Шестов увидел в этом «дивном» стихотворении доказательство любви автора к московскому архипастырю (см.: Шестов Лев. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 191). Н. В. Гоголь подчеркнул на примере этого же шедевра наличие у его автора «строгого лиризма повсюду, где ни коснется он высоких предметов» (см.: Гоголь Н. В. Духовная проза. С. 75). Так что не в А. С. Пушкине, а в св. Филарете крылась причина их достаточно отстраненных отношений — и, разумеется, дело здесь не в о. Герасиме Павском с его откровенно пиетистской и сентиментальной религиозностью, «самым острым западничеством» в богословии и даже «душевном самочувствии», по выражении прот. Георгия Флоровского (см.: Пути русского богословия. С. 194—196 и др.), — что в конечном счете не могло понравиться и позднему А. С. Пушкину (в частности, как автору остро-славянофильского письма к П. Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 г.). Отстраненность св. Филарета от нашего первого поэта объяснялась его целостным и аскетическим отношением к миру, но не в отшельническом смысле (что как раз утверждал П. Я. Чаадаев — см. настоящее издание: примеч. к Слову по освящении храма Пресвятой Богородицы…), а, напротив, ради его действительно христианского, увещевательного преобразования, не осуществимого без должного авторитета православного сана, чему нагляднейшее и классическое свидетельство — стихотворный ответ владыки А. С. Пушкину. «Близок последний труд жизни» Публ. по: Яковлев А. И. Век Филарета. С. 480. Стихотворение написано на мотив «Песни Увещательной» св. Григория Богослова (см.: Сушков Н. В. Записки о жизни и о времени святителя Филарета, митрополита Московского. С. 128).
|