Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стансы митрополиту Московскому Филарету





В часы забав иль праздной скуки,

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты

И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета,

Отвергла блеск земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт.

Лев Шестов увидел в этом «дивном» стихотворении доказательство любви автора к московскому архипастырю (см.: Шестов Лев. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 191). Н. В. Гоголь подчеркнул на примере этого же шедевра наличие у его автора «строгого лиризма повсюду, где ни коснется он высоких предметов» (см.: Гоголь Н. В. Духовная проза. С. 75).

Так что не в А. С. Пушкине, а в св. Филарете крылась причина их достаточно отстраненных отношений — и, разумеется, дело здесь не в о. Герасиме Павском с его откровенно пиетистской и сентиментальной религиозностью, «самым острым западничеством» в богословии и даже «душевном самочувствии», по выражении прот. Георгия Флоровского (см.: Пути русского богословия. С. 194—196 и др.), — что в конечном счете не могло понравиться и позднему А. С. Пушкину (в частности, как автору остро-славянофильского письма к П. Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 г.).

Отстраненность св. Филарета от нашего первого поэта объяснялась его целостным и аскетическим отношением к миру, но не в отшельническом смысле (что как раз утверждал П. Я. Чаадаев — см. настоящее издание: примеч. к Слову по освящении храма Пресвятой Богородицы…), а, напротив, ради его действительно христианского, увещевательного преобразования, не осуществимого без должного авторитета православного сана, чему нагляднейшее и классическое свидетельство — стихотворный ответ владыки А. С. Пушкину.

«Близок последний труд жизни»

Публ. по: Яковлев А. И. Век Филарета. С. 480.

Стихотворение написано на мотив «Песни Увещательной» св. Григория Богослова (см.: Сушков Н. В. Записки о жизни и о времени святителя Филарета, митрополита Московского. С. 128).

Date: 2015-05-22; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию