Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






На всемирную выставку в париже





В мае 1866 года министр финансов писал обер-прокурору Св. Синода, что Императорская Парижская Комиссия всемирной выставки просит принять меры для обеспечения участия России в отделе произведений искусства, характеризующих различные эпохи истории труда, с древнейших времен до конца XIX столетия. Ввиду того, что к помянутому отделу относятся произведения, составляющие большею частию археологическую редкость, Императорское Русское Археологическое общество составило по сему отделу подробную историческую программу. Из программы этой видно, что многие из предметов, помещение коих в русском археологическом отделе признается желательным, хранятся в ризницах наших церквей и монастырей, поэтому граф Рейтерн просил графа Толстого уведомить его, какие из предметов, показанных в программе хранящимися в монастырских ризницах, могли бы быть помещены в русском археологическом отделе на предстоящей всемирной Парижской выставке. Вместе с сим письмом граф Рейтерн препроводил копию с программы, в коей значатся следующие вещи:

1) Золотой образ, найденный в старом Киеве (в Киевском университете).

2) Крест св. Евфросинии Полоцкой 1161 года (в Полоцком Спасском монастыре).

3) Воздвизальный крест Новгородскаго Архиепископа Антония после 1211 года (в Новгородском Софийском соборе).

4) Каменный крест кн. Святослава Всеволодовича 1224 года (в соборе Юрьева-Польского).

5) Остромирово Евангелие 1056 года (в Императорской Публичной библиотеке).

6) Изборник 1073 года (в Синодальной библиотеке).

7) Мстиславово Евангелие до 1117 года в великолепном окладе (в Московском Архангельском соборе).

8) Рукописи с заставками, с узорчатыми заглавными буквами и пр. (в Синодальной библиотеке).

9) Грамота Великого князя Мстислава и сына его Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю 1130 года (в Юрьевом монастыре).

10) Вкладная грамота Варлаама Хутынскому монастырю после 1192 года (в Хутынском монастыре).

11) Рисунки с мозаики Киевского Софийского собора.

12) Образцы ценинного пола, найденного в развалинах Десятинной церкви в Киеве.

13) Оклад на напрестольном Евангелии XIV века (в Троице-Сергиевой лавре).

14) Оклад на Евангелии, данном вкладом в СаввиноЗвенигородский монастырь (в этом монастыре).

15) Оклад на напрестольном Евангелии 1693 года (в Московском Успенском соборе).

16) Панагия св. Петра митрополита (в Патриаршей ризнице).

17) Саккос его же (в Патриаршей ризнице).

18) Крест золотой с сапфиром (в Московской Оружейной палате).

19) Панагия с изображением святителя Николая (в Новгородском Софийском соборе).

20) Образ св. митрополита Петра с изображением Великого князя Иоанна III на кости (в Московской Оружейной Палате).

21) Омофор Новгородского Архиепископа Моисея 1325 года (в Новгородском Софийском соборе).

22) Пелены и покровы (в ризницах Патриаршей и ТроицеСергиевой лавры).

23) Кресты тельные (в Москве у Подключиникова).

24) Кресты напрестольные и наперсные, панагии, митры, саккосы, омофоры и посохи (из Патриаршей ризницы).

25) Напрестольный крест Царя Иоанна IV Васильевича (в Московском Архангельском соборе).

26) Древние складни, принадлежавшие Лжедимитрию (у графов Мусиных-Пушкиных).

27) Резные образа на дереве (в Новгородском Софийском соборе).

28) Панагии (в Московской Синодальной ризнице).

29) Оклад на Евангелии 1571 года (в Московском Благовещенском соборе).

30) Оклад на Евангелии XVI века, лучшее произведение московских мастеров (у графа Уварова).

31) Образ св. Софии Премудрости Божией (в собрании князя Долгорукова).

32) Образа из собрания Коробанова (в Московской Оружейной палате).

Препровождая копию с отношения графа Рейтерна и вышеозначенной программы к Преосвященному Филарету, граф Толстой просил его дать свое заключение по сему предмету, на что митрополит Филарет писал:

Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь!

При отношении Вашего Сиятельства, от 23 сего мая (№ 3102) препровождена ко мне копия проекта программы, составленной Археологическим обществом о предметах, которые предполагается назначить на Парижскую всемирную выставку, и между прочими о таких предметах, которые находятся в церквах и монастырских ризницах; и требуется по сему предмету от меня мнение. Благоговение к святыне в Православной церкви и в Православном народе выше и строже, нежели в других христианских вероисповеданиях. Крест, Евангелие, Евхаристические сосуды, освященные и употребленные в церковном богослужении, признаются священными в такой степени, что прикасаться к ним имеют право только священнослужители. Иконы, церковные облачения и принадлежности алтаря, как предметы освященные, охраняются от неприличного для них места и от смешения с мирскими предметами. Особенно чтутся облачения, одежды и другие предметы, бывшие в употреблении Святых и Преподобных Отцов и покровы мощей их, которые если выносятся из церквей и ризниц, то для возложения на больных в надежде исцеления от святыни.

Чувство благоговения к святыне так строго, что некоторые, увидев иконы и кресты новые, неосвященные, выставленные в лавках, приходят к архиерею и просят прекратить сию выставку, как несообразную с достоинством церковных предметов.

Но что такое выставка, частная или всемирная? Начальный и существенный характер ее есть коммерческий. Это большой рынок, на котором произведения ремесел и художеств выставлены напоказ, чтобы приобресть оным одобрение для увеличения сбыта их или чтобы и продать. Уже в программе для выставки нестройным представляется смешение предметов слишком разнородных: кресты, Евангелия, облачения, панагии, палаши, шпаги, кинжалы, чарки, разсольники, ножи и вилки. Не больше ли это тяжело будет для православного взора на самой выставке?

Представим, что православные придут в праздник в Успенский собор и не будет вынесено Евангелие царей Иоанна и Петра; придут в Синодальную ризницу и не найдут облачений Святителей Петра и Фотия; придут в ризницу Сергиевой лавры и не найдут древних покровов святых мощей преподобного Сергия, и что в объяснение сего отсутствия им скажут: сии предметы теперь в Париже на выставке. Православное благочестивое чувство оскорбится сим, как бы перенесением сосудов Иерусалимского храма в Вавилон. По таковым соображениям полагаю, что не должно назначать на Парижскую всемирную выставку древних церковных предметов.

И чтобы яснее было, к каким предметам относится сие мнение, для сего прилагается:

«Выписка из исторической программы предполагаемого русского Археологического отдела на Парижской всемирной выставке 1867 года о предметах, которые не должны быть назначены на выставку». Что касается до предметов того же рода, находящихся в общественных хранилищах светского ведомства и в частных собраниях археологических предметов, решение, конечно, зависеть будет от начальствующих над хранилищами и от владеющих археологическими собраниями.

Желательно, чтобы все поступили по одному правилу.

Не без заботы можно думать и о том, если неоценимые и невозвратимые археологические сокровища, как, например, Остромирово Евангелие и Изборник Святославов, исторгнутся из своих хранилищ, понесутся по длинным разнообразным дорогам и войдут в лабиринт Парижской всемирной выставки.

В Англии и Германии едва ли поступят с тамошними важнейшими древностями так, как предполагается поступить в России. Один московский художник послал на Лондонскую выставку мраморное грудное изображение Христа Спасителя; и оно, после окончания выставки, с трудом отыскано там в подвале поврежденное.

Парижская выставка требует исторических характерных произведений искусства. Соответствуют ли сему требованию Изборник Святославов, Вкладная грамота, Договорная грамота и пр.?

Если в Изборнике Святославовом находящаяся в начале его картина имеется в виду как произведение древнего искусства, то это напрасно! Это уже не подлинник, а недавняя копия. Подлинная картина была похищена, когда сия рукопись была еще в Воскресенском монастыре.

Потом явилась в частных руках и теперь находится в Императорской библиотеке или в Оружейной палате. Посему полагаю, что Изборник Святославов может оставаться в покое в Синодальной библиотеке.

С совершенным почтением и преданностию имею честь быть

Вашего Сиятельства Милостивого Государя покорнейший слуга Филарет М. Московский. Июня 9, 1866 года

Date: 2015-05-22; view: 435; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию