Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слово в день святителя алексия





Говорено в Чудове монастыре 12 февраля 1845 года

Не мнози учители бывайте, братие моя, ведяще, яко большее осуждение приимем: много бо согрешаем вси.

(Иак. 3:1, 2)

К единому от Богопросвещенных учителей церкви Российской, уже несколько веков безмолвствующему и покоющемуся, собралось ныне здесь множество учеников. Или он, и безмолвствуя, еще учит и, покоясь, еще действует? Поистине и теперь учит он вере и жизни сильнее слова: примером веры, Богом оправданной, и жизни, Богом прославленной. И теперь действует он для нас пред Богом своими о нас молитвами, а пред нами — благодатным дарованием, по которому в самом теле его, как в чистом сосуде духа, вместо обыкновенных человеческих немощей, имеем мы открытые святые мощи — возвышенные силы, которые, подобно вещественному благоуханью, простирают сокровенное действие на чувство веры, возвышают наша собственные силы и производят благотворные перемены.

Итак, не напрасно, братья и соученики, собрались мы почтить учителя. Но если праведно чтить избранного евангельского учителя, то праведно и то, чтобы чтить вообще достоинство евангельского учителя. Чтить учителя и не чтить учительства была бы несообразность. Таким образом, чрез самое настоящее собрание наше мы для себя изрекаем обязанность чтить достоинство евангельского учителя.

Один из способов сего почтения указует нам святой апостол Иаков, когда говорит: Не мнози учители бывайте.

Если ты уважаешь власть, то не дерзнешь произвольно принять ее на себя или вмешиваться в дела ее; напротив того, со всякою готовностью исполнять будешь обязанности подчиненного. Подобно сему, если ты чтишь достоинство учителя, установленное в Церкви Христовой, то не должен ты произвольно вступать на место учительское или прибегать к учителям, которых никто не поставил, и к пророкам, которых Бог не посылал; но должен в кротости и послушании проходить звание ученика евангельского под руководством поставленных от Бога и Церкви учителей. Страшись быть учителем и сам для себя, а тем более без высшего призвания учить других или переучивать учителей, от Бога и Церкви поставленных. Не мнози учители бывайте. Наставленье, может быть, более нужное для многих, нежели как с первого взгляда кажется.

Страсть быть и слыть учителями была господствующая в иудейских книжниках и фарисеях. Они, как обличает Господь наш, любят зватися от человек: учителю, учителю (Мф. 23:7). Против сей страсти Иисус глагола к народом и учеником Своим, то есть ко всем Своим последователям: Вы же не нарицайтеся учители: един бо есть ваш Учитель Христос: все же вы братия есте (Мф. 23:8). Заповедь строгая, сколь высоко возносящая званье учителя в лице Христа, столь же неудобосообщимым делающая оное для христиан.

Однако видим, что и в христианской Церкви некоторые называются учителями. Апостол Павел и сам себя называет учителем языков и вообще сказует, что положи Бог в церкви первее Апостолов, второе пророков, третие учителей (1 Кор. 12:28). Как же согласить сие с заповедию Господнею? Не трудно, если точнее придержимся силы слов апостольских и Христовых.

Богодухновенный апостол, без сомнения, не погрешает, когда свидетельствует, что Бог положил в церкви учителей. Он свидетельствует о истине, когда говорит: поставлен бых аз проповедник и Апостол, истину глаголю о Христе, не лгу, учитель языков в вере и истине (1 Тим. 2:7). Но и Господь не служение учительское отвергает, ибо не говорит: да не будет учителей. Это даже невозможно, потому что, когда есть ученики, то по необходимости должны быть и учителя; и как все христиане суть ученики и в начале не иначе назывались, как учениками, то по необходимости должны быть и учители христианские, и особенно после того, как Единый Учитель вознесся на небо.

Не нарицайтеся, глаголет, учители: един бо есть ваш Учитель Христос. Для себя ли ревнует Он о имени учителей? Конечно нет. Ибо Он превыше всякого имени. Но наше мудрование смиряет, превозношение низлагает, дерзость обуздывает, своеволие отсекает, осуждает и запрещает самопоставленное и самоназванное учительство. Не нарицайтеся учители: не восхищайте сего звания сами себе, не вызывайтесь учить, когда вы не призываетесь к сему. А если и будете к сему призваны, если Бог поставит, если священный закон наречет вас учителями; и тогда не возноситесь званием, которое только по дару и по причастию вам принадлежит, поелику первоначально и существенно един есть ваш Учитель Христос. Почитайте себя не более, как братьями тех, которые называют вас учителями; будьте слуги, а не властители учения и учеников: болий в вас да будет вам слуга (Мф. 23:11).

Видно, что, несмотря на сие благовременное предостережение, фарисейская страсть к учительству чрез принятых в христианство из иудейства вскоре прокралась и в христианскую церковь, когда апостол Иаков возобновляет против нее увещание к христианам своего времени: Не мнози учители бывайте, братие моя.

Увещание сие не того требует, чтобы не было большего числа учителей. Ибо и во всяком обществе и наипаче в Церкви, которая есть училище премудрости Божией в тайне сокровенной, множество людей просвещенных и способных преподавать другим спасительные наставления не может составить обременительного излишества. Нет сомнения, что апостол, увидя множество таковых, не запретил бы им учить, подобно как Моисей не запретил Елдаду и Модаду пророчествовать; и даже сказал бы вместе с ним: кто даст всем людем Господним быти пророки, или учители, — егда даст Господь Духа Своего на них (Числ. 11:29)? Но должно взять в рассуждение то, что истинно духовные люди и достойные учителя почти не могут являться в виде избыточествующего множества, ибо как первая степень их достоинства есть познание своего недостоинства, и высшая степень их мудрости есть смирение, то, доколе можно, скрываются они в числе учеников и никогда по своей воле не умножают собою числа учителей. Так, Моисей и Иеремия даже тогда, как Сам Бог посылает их проповедовать, еще уклоняются от сего. Избери могуща иного, егоже послеши, — говорит Моисей (Исх. 4:13). Не вем глаголати, — говорит Иеремия (Иер. 1:6). В апостолах видим готовность быть ловцами человеков и проповедовать Царствие Небесное, но ни в одном из них не видим того, чтобы он сам себя представил к званию апостола, не говорю, поставил себя в оное. Таким образом, если не искать учительства духовного и даже уклониться от него есть черта не раз ознаменовавшая самых достойных оного, то усильно искать и домогаться оного, конечно, есть признак весьма неблагоприятный. Следственно, увидев многих, торопливо занимающих или произвольно себе поставляющих седалища учительства духовного, мы могли бы не без основания сказать всем им: остерегитесь; ваше смешанное множество, ваше своевольное искание достоинства учительского показывает, что вы идете не по пути пророков, не по следам апостолов, не по стопам истинных учителей церковных. Сие обличение заключил апостол в своем увещании: не мнози учители бывайте.

Люди, которые предприемлют учить, не быв призваны к тому, думают оправдаться тем, что хотя дерзновенно их предприятие, но дело их спасительно. Апостол разрушает сию мечту самонадеяния, вводя их в познание самих себя и представляя им последствия их самоуправной деятельности. Ведяще, — говорит, — яко большее осуждение приимем: много бо согрешаем вси.

Примечайте здесь кротость и смирение истинного учителя. Тогда, как он творит дело учителя, он поставляет себя рядом с учениками. Тогда, как имеет нужду обличить грехи других и произнесть на них осуждение, сии чужие грехи, чужое осуждение он приемлет на себя самого: осуждение приимемсогрешаем вси. Но между тем как он смягчает обличение, оно тем большую силу получает для разумевающих. Если апостол по делу учительства поставляет себя под страхом осуждения в ряду с людьми много согрешающими, то как должно быть страшно дело сие для всякого другого!

Чтό сотворю, о, Единый Учителю? Если учу и согрешаю: страшусь, что большее осуждение прииму. И напротив, горе мне есть, аще не благовествую: ибо строение ми есть предано (1 Кор. 9:16—17). О, Судие, праведно строгий к учителям, более, нежели к ученикам! Егда хощеши осудити недостоинство, пощади повиновение Твоему устроению, закону и преданию!

А те, которых владычественная судьба Божия не послала учить, которых власть церковная не поставила наставниками, как дерзают учить и представлять себя наставниками? Чем могут извинить сию дерзость пред верховным Учителем и Судиею? Как не подумают, что много бо согрешаем вси? Могут ли они надеяться, что не повредят делу учительства своими грехами, от которых не очищены в сем деле избирающею благодатью, не ограждены послушанием закону избрания? Действуя по своемудрию и своеволию, могут ли они быть в мире с мудрствующими о Господе и правимыми волею Божиею? А потому, не станут ли разделять вместо того, чтобы приводить в соединение веры, распространять соблазны вместо назидания, возмущать мир Церкви? И какому за сие осуждению подвергнуть себя, какому — других совращаемых или соблазняемых, и опять какому — себя за них!

Сколь не напрасны сии опасения, Церковь дознала многими печальными опытами. Для краткости приведу один пример, который много скажет внимательному. В послании святого апостола и евангелиста Иоанна читаем следующее: …Церкви; но первенстволюбец их Диотреф не приемлет нас. Сего ради аще прииду, воспомяну его дела, яже творит, словесы лукавыми укоряя нас; и не доволен бывая о сих, ни сам приемлет братию, и хотящим возбраняет, и от церкве изгонит (3 Ин. 1:9—10). Слышите ли? Диотреф не приемлет Иоанна! Диотреф, о котором неизвестно, была ли в нем какая искра здравого понятия о вере и Церкви, и которого имя дошло до нас только по милости человека, им пренебреженного, — Диотреф не приемлет Иоанна, избранного между апостолами, Богослова по превосходству, тайновидца и главу пророков Нового Завета; не уважает его послания, порицает его, не приемлет приемлемых апостолов, запрещает другим принимать их и из церкви изгоняет их! Кто бы сему поверил, если бы не сам апостол повествовал о сем? Видите, какие богопротивные дела, какие разрушительные беспорядки производит в Церкви желание быть первым по собственному счету и похищаемая независимость от поставленных учителей, мнящаяся быть довольною для себя и других! Судите по сему, как нужно и как важно предостережение апостольское: не мнози учители бывайте.

Но здесь нет никакого Диотрефа, думают, вероятно, некоторые из слушающих, и мы не ищем быть учителями других. К кому же относится обличение и предостережение? Ко многим, братия, и к вам самим, которые так думаете.

Ученику свойственно принимать для себя всякое слово учения, как земля принимает всякую каплю дождя и всякое зерно семени. Если вы не стараетесь прилагать учения к себе, а простираетесь в пытливое изыскание, кстати ли оно преподается и к кому мимо вас относится, то вы слушаете учение не просто, как ученики, а более как учителя или судьи. В сем случае не излишне для вас предостережение: не мнози учители бывайте. Не учите учащего, как ему лучше учить; не судите других судом слышимого учения; слушайте учение с ученическою простотою и смирением для вашего внутреннего назидания.

Вы не домогаетесь сделаться самопоставленными учителями на каком-нибудь учительском месте, осмотритесь, однако же, не сделались ли уже вы такими в ваших мнениях и в ваших правилах или, что не лучше, не избрали ль таких учителей в руководство жизни вашей. Чьи вы ученики после того, как не принадлежите к училищам детским или юношеским? Преданные ли ученики отцов наших? Или сие кажется уже не благовременным, потому что новый все провозглашает себя мудрейшим прежнего? Прилежные ли вы ученики слова Божия? Или сие училище представляется довольно посторонним для занятых много человеческою мудростию либо человеческою суетою? Послушные ли вы ученики Церкви? Или находите нужным сокращать ее уроки, потому что с ними не согласуется учение, которое преподает дух мира? Но как дух мира и дух века чужды единства, которое свойственно только духу Божию, и дают столько учений и учителей, сколько голов более или менее мыслящих, то даже неизбежно, чтобы по духу мира и века каждый был учителем сам себе и в то же время имел несчетное множество учителей, противоречащих друг другу. Что может быть сего несчастнее? Помыслите же, как верно обличение и как нужно увещание апостольское: не мнози учители бывайте, братие моямного бо согрешаем вси. Изберите себе лучше не многих надежных и между собою согласных учителей: спасительное слово Христово, святые правила Церкви, опытную мудрость благочестивых и Богопросвещенных отцов наших!

Здесь нет Диотрефа, но, к прискорбию Церкви и священноначалия, вы можете недалеко отсюда встретить более, нежели одного Диотрефа, и притом имеющего последователей, несмотря на то что он давно обличен словом апостольским. От нас изыдоша, но не беша от нас, — обличает апостол Иоанн отступивших от единства верования и от послушания Церкви. Не видим ли и ныне людей сего рода? От нас получили они начало веры и таинств, — от нас изыдоша, но уже не хотят быть нашими. Без призвания, без благословения, как кому вздумалось, поставляют себя учителями и, чтобы прикрыть неблагообразие самочиния, отвергают Церковь, от которой получили все, что имеют или мнятся иметь. Первенстволюбец их Диотреф не приемлет нас. — Дух явственно глаголет, и предрекает чрез апостола Павла, о внемлющих духовом лестчим и учением бесовским, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию, между прочими ложными учетами и заповедями, возбраняющих женитися (1 Тим. 4:1—3). И, несмотря на сие предварительное обличение, духи лестчие являются, лжесловесники не стыдятся проповедовать, будто в нынешнее время совсем уже нет благословенного брака, будто теперь уже не Бог печется о продолжении рода человеческого; восстают против брака усильнее, нежели против того, что осуждается законом брака, а иные против истинных законов и брака, и девства вооружаются не только лжеучением, но и железом. Сколь ни ясны здесь черты духов лестчих и учений бесовских, однако находятся внемлющие им. Многие самопоставленные учители умножают толки лжеучений; а нерассудительные последователи умножают лжеучителей. Встречаясь с теми и другими, припоминайте, братия, для себя и для них предостережение апостольское, столь бедственно ими пренебреженное: не мнози учители бывайте, ведящеяко большее осуждение приимем.

Помните, что положи Бог в церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей. И никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон (Евр. 5:4), по Богопреданному чину. Только званные Богом учителя верно приводят к Богу. Аминь.

Date: 2015-05-22; view: 373; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию