Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Слово пред присягой для избрания судей





Говорено в кафедральной церкви Чудова монастыря

2 января 1835 года

Руки скоро не возлагай ни на когоже, ниже приобщайся чужим грехом; себе чиста соблюдай.

(1 Тим. 5:22)

Слыша сие, благородные и разных родов и степеней почетными званиями украшенные мужи, вы тотчас можете подумать — к чему теперь сие слово? Руку возлагать не наше дело, мы пришли дать обет благонамеренно избрать достойных в некоторые должности гражданские и клятвою пред Богом засвидетельствовать Государю, Отечеству, друг другу, что будем сие делать точно по совести.

Знаю, и на сей именно случай желаю предложить вам некоторые мысли. Но позвольте мне думать, что не неуместно избрал я для сего в руководство моему размышлению слово апостольское, которое вы слышали. Дайте мне объясниться.

Руки скоро не возлагай ни на когоже, ниже приобщайся чужим грехом; себе чиста соблюдай.

Можете знать, как очевидцы, что обряд возложения рук, от времен апостольских доныне постоянно употребляемый в Церкви, означает предваряемое избранием и утверждением возведение и посвящение в разные степени церковного служения. Итак, правило апостола Руки скоро не возлагай значит: не будь тороплив в избрании, утверждении, возведении в церковные должности, будь в сем осмотрителен, осторожен.

Правда, что сие правило направлено на нас, служителей церковного управления, а нужно теперь правило для вас, почтенные избиратели управления гражданского. Но что же делать? Апостолы писали не государственные постановления, не гражданские законы, нельзя требовать, чтобы в книгах их отыскалась подробная инструкция гражданского избирателя. Впрочем, вы удостоверены, что апостолы в своих писаниях руководствовались истиной, и притом Божественной, а истина для всех одна. И премудростью, и законодательством апостолов было благочестие. А благочестие на все полезно есть (1 Тим. 4:8). Посему можно вам взять истинное и благочестивое правило апостольское из церкви и перенести в вашу избирательную палату. Отложите особенности: мысль о служениях церковных, обряд рукоположения — вы увидите в рассматриваемом изречении апостола общее правило: не будь скор в избрании в должности общественные, а будь осмотрителен, осторожен. Приложите ближе сие к вашему делу и обряду и скажите себе: избирательного шара скоро не полагай, будь осмотрителен, осторожен. Я же к сему присовокуплю, что сим образом учит вас апостол, а не я: уважьте наставление, и само по себе, и ради наставника.

Но апостол дает нам и вам не безотчетное повеление, ибо христианство владычествует силой свободного убеждения. К наставлению об осторожности, в избраниях он тотчас присовокупляет и убеждение в важности и необходимости сего наставления. Ниже приобщайся, говорит, чужим грехом; себе чиста соблюдай. О каких говорит он чужих грехах? Что значит приобщаться чужим грехам? Слова апостола заключают в себе мысль дальновидную: надобно ее раскрыть и приблизить к делу.

Дабы убедительно предостеречь от скорых, то есть неосмотрительных и необдуманных избраний, прозорливый наставник смотрит на последствия оных. Если выбираешь в должность без внимания, как случится, — всего легче, что выберешь недостойного. Если Тимофей, к которому первоначально писал свое наставление святой Павел, по неосмотрительности рукоположит пресвитера, несведущего в учении спасения или недостойного по жизни, то произойдут в пресвитерстве или невольные грехи неведения, или вольные грехи неукрощенных страстей и низких склонностей. И далее, вследствие сего, некоторые грехи народа, которым надлежало бы очищаться посредством духовного разума и священного служения, останутся неочищенными, и еще далее, родятся новые грехи соблазна, который с особенной силой приходит чрез недостойных служителей святыни. Вот разного рода чужие грехи, на которые предостерегательно указывает святой Павел Тимофею и мне! Мы сказали бы, может быть, какое нам дело до чужих грехов? Пусть отвечают за них те, которые их делают. Но апостол говорит: Ниже приобщайся чужим грехом — следовательно, полагает, что указанные теперь грехи падают на ответственность не только тех, которые их делают, но и того, кто скоро, неосмотрительно, необдуманно избирает и возводит недостойных делателей правды и святыни, которые после оказываются делателями неправды и греха. Кто посмеет сказать, что святой Павел судит здесь слишком строго? Знает дело правого суда тот, который принадлежит к избранным между избранными, которые непогрешительным избирателем удостоены доверенности мирови судитиАнгелов судити (1 Кор. 6:2, 3).

Надобно еще заметить, что апостол говорит о избрании только скором, неосмотрительном, и такое избрание находит уже участным в чужих грехах. Что же сказал бы он о избраниях обдуманно неблагонамеренных, пристрастных, корыстных? Не трудно заключить, сколь строже должна быть осуждена неблагонамеренность, в сравнении с неосмотрительностью, и я думаю, что избирателям неблагонамеренным, пристрастным, своекорыстным он сказал бы, что на их главу падет почти вся тяжесть грехов, содееваемых против звания и должности недостойно избранными.

Перенесите, почтенные избиратели, рассуждение апостольское от наших выборов к вашим и помыслите, с каким вниманием надлежит вам ныне употребить власть избрания, которая с такой щедрой доверенностью дарована вам высочайшей властью самодержца.

Если — чему я не предполагаю быть на деле, но что говорю по ходу предостережения, — если вы не употребите всего, какое возможно, внимания и попечения, чтобы открыть, привлечь и избрать в общественные должности людей самых достойных и благонадежных; если вы будете подавать избирательные голоса в пользу одного, потому что он очень желает избрания, в пользу другого, потому что он добрый знакомый, в пользу третьего, потому что надобно же кому-нибудь быть избрану, и так далее; а между тем не довольно будете вникать в то, имеет ли избираемый способности и сведения, потребные для дел, к которым избирается, и ручаются ли прежде известные его правила и деяния за то, что он согласно с пользой общественной проходить будет служение, которое вы хотите вверить ему, — если потом, вследствие столь невнимательного и небеспристрастного избрания, избранный вами служитель правосудия возмятет правду и суд, станет оправдывать неправды богатых и сильных, а не будет внимать суду вдовиц и сирых; блюститель земского порядка и спокойствия вместо того, чтобы облегчать и разрешать затруднения смиренных земли, сделается для них ярмом связующим и гнетущим; вождь ваших наследственно почтенных сонмов окажется не столь прямым и твердым в путях своих, как требует достоинство сего, особенно видного и возвышенного в государстве сословия, в котором растут столпы для благолепия престола самодержца; если такие и большие сих неправильности и грехи откроются в избранных вами, вследствие невнимательного или небеспристрастного избрания, то позвольте вам сказать, прежде нежели сие случилось, что в таком случае ваши гладкие избирательные шары превращаются в руках ваших в острые стрелы, которые уязвят общественное благосостояние и обратятся уязвить вашу совесть, спокойную, может быть, во время производства избрания, по такой же невнимательности в отношении к себе, как и в отношении к другим.

Остерегись, благонамеренный избиратель, чтобы ничего такого не случилось, будь внимателен — ревностно, дальновидно внимателен, не допусти последствий избрания, нежелательных ни для общества, ни для тебя: Ниже приобщайся чужим грехом; себе чиста соблюдай.

Себе чиста соблюдай не только от чужих отдаленных грехов, но в то же время и от ближайшего к тебе, собственного греха, который чрез невнимательность подкрасться может. Ибо что делаешь ты ныне здесь, приступая ко вверенному тебе делу избрания? Приемлешь в твои уста имя всевидящего Бога, лобзаешь Слово Христово и образ распятого Христа и сими святейшими знамениями запечатлеваешь твой обет, что так верно будешь обращаться в начинаемом деле, как верно видит тебя Бог, как верно слово Евангелия, как верно умер за тебя твой Спаситель и твой будущий Судия. Если засим ты будешь невнимателен в твоем деле, то легко сделаешься и неверен и таким образом оскорбишь святыню Божественную, которую ты лобызаешь, и поклоняемое имя, которое приемлешь. Соблюди себя от столь мрачной нечистоты. Не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе (Исх. 20:7).

Испытаяй сердца и утробы Боже праведно! (Пс. 7:10). Силой страшного и поклоняемого Твоего имени соблюди приемлющих ныне оное в чистоте правого разумения и благого намерения, да будет дело их мирно, благоуспешно, общеполезно, да усмотрят себе от всех и изберут в Начальства, мужи сильны, Тебе, Бога боящияся, мужи праведны, ненавидящия гордости и корысти (Исх. 18:21), достойны начальствовать и судить в людех Твоих. Аминь.

мнение митрополита Филарета по вопросу:

Date: 2015-05-22; view: 382; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию