Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оценка финансового состояния предприятия ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Финансовое состояние предприятия (ФСП) — это экономическая категория, отражающая на определенный момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию. ФСО в процессе хозяйственной деятельности постоянно меняется: оно может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным), кризисным. Финансовая устойчивость предприятия (ФУП) — это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе в границах допустимого уровня риска. ФУП достигается при достаточности собственного капитала и уровня рентабельности, хорошем качестве активов, ликвидности, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности, а также грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия. Поэтому главными задачами предприятия являются; ♦ своевременная и объективная диагностика ФСП; ♦ поиск путей его улучшения; ♦ разработка конкретных рекомендаций, направленных на укрепление ФСП; ♦ прогнозирование возможных финансовых результатов; ♦ разработка моделей ФСП. Главным образом финансовое состояние предприятия зависит от: ♦ оптимальности структуры активов источников капитала (собственные и заемные средства); ♦ оптимальности структуры активов предприятия (основные и оборотные средства); ♦ равновесия активов и пассивов по функциональному признаку. С этой целью рассчитываются и анализируются следующие показатели (коэффициенты): ♦ концентрации собственного капитала ♦ концентрации заемного капитала ♦ текущей задолженности ♦ устойчивого финансирования ♦ финансовой независимости капитализирования источников ♦ финансовой зависимости капитализирования источников ♦ покрытия долгов собственным капиталом (платежеспособности собственности) ♦ финансового левериджа (финансовогориска). Этот показатель считается одним из основных индикаторов ФУО. Чем выше его значение, тем выше риск вложения капитала в предприятие. Норматива соотношения заемных и собственных средств не существует. Это зависит от отраслевых особенностей предприятия, скорости оборачиваемости, конъюнктуры товарного и финансового рынков, рентабельности хозяйствования, финансовой стратегии и т.д. На практике для его определения следует исходить из фактически сложившейся структуры активов и общепринятых подходов к финансированию. Важными показателями, характеризующими устойчивость предприятия, являются сумма чистых активов и их доля в общей валюте баланса. Под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету (внеоборотные + оборотные активы), суммы пассивов, принимаемых к расчету (долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства по кредитам и займам; кредиторская задолженность; задолженность участникам по выплате доходов; резервы предстоящих расходов; прочие краткосрочные обязательства). Величина чистых активов определяет целесообразность существования предприятия. Если они меньше величины уставного капитала, фирма обязана уменьшить последний до величины чистых активов, а если чистые активы меньше установленного минимального размера уставного капитала, то в соответствии с действующим законодательством предприятие обязано принять решение о самоликвидации. Наиболее полно финансовая устойчивость предприятия может быть раскрыта на основе изучения равновесия между статьями актива и пассива баланса, главный смысл которого заключается в соблюдении источников финансирования, сроков покрытия затрат, доли собственного и заемного капитала в формировании оборотных активов, оптимальных пропорций в структуре их распределения. Немаловажным показателем, характеризующим ФСП и ее устойчивость, является обеспеченность материальных оборотных средств устойчивыми (плановыми) источниками финансирования (собственным оборотным капиталом и краткосрочными кредитами банка). В соответствии с этим показателем выделяют четыре типа финансовой устойчивости: ♦ абсолютная краткосрочная финансовая устойчивость; ♦ нормальная краткосрочная финансовая устойчивость, при которой запасы больше собственного оборотного капитала, но меньше плановых источников их покрытия: ♦ неустойчивое (предкризисное) финансовое состояние, при котором нарушается платежный баланс, но сохраняется возможность восстановления равновесия платежных средств и платежных обязательств за счет привлечения источников временно свободных средств (Ивр) в оборот предприятия: непросроченной задолженности персоналу по оплате труда, бюджету по налоговым платежам и др. ♦ кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани банкротства,
Одним из индикаторов финансового состояния предприятия является его платежеспособность. Платежеспособность — это способность туристского предприятия расплачиваться по своим обязательствам, выдерживать убытки. Наилучшая ситуация для предприятия, когда у него всегда имеются свободные денежные средства, достаточные для погашения имеющихся обязательств. Предприятие является платежеспособным и в том случае, если свободных денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свои активы и расплатиться с кредиторами. В этом проявляется сущность ликвидности. Ликвидность туристского предприятия означает способность выполнять свои обязательства по задолженности точно в момент наступления срока платежа. В экономической литературе различают ликвидность активов, ликвидность баланса и ликвидность предприятия. Ликвидность активов — это возможность их превращения в денежные средства. Степень ликвидности определятся продолжительностью периода, в течение которого превращение может быть осуществлено. Чем короче период, тем выше ликвидность активов. Эта величина обратна ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств перед его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств актива, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания, с обязательствами пассива, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. Сопоставление наиболее ликвидных средств и быстро реализуемых активов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами отражает текущую ликвидность; сравнение медленно реализуемых активов с долгосрочными и среднесрочными пассивами — перспективную ликвидность. Ликвидность предприятия — это его способность пополнять свои средства из разных источников, т.е. за счет заемных средств. В этом отличие ликвидности предприятия от ликвидности баланса, предполагающей изыскание платежных средств за счет внутренних источников. Для оценки ликвидности предприятия рассчитывают следующие относительные показатели ликвидности: ♦ коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) ♦ коэффициент быстрой ликвидности (Кбл); ♦ коэффициент текущей ликвидности (Ктл) Для оперативного внутреннего анализа текущей платежеспособности на предприятии следует составлять оперативный платежный календарь. Он обеспечивает ежедневный контроль за поступлениями и расходованием денежных средств.
Методика комплексной оценки финансового состояния предприятия основывается на системе финансовых коэффициентов, характеризующих:
С этой целью изучается динамика показателей, проводится их сопоставление с нормативными и средними по отрасли. Результаты обобщаются в таблицу.
Учитывая многообразие показателей финансовой устойчивости, различия в уровне их критических оценок и возникающие в связи с этим сложности в оценке кредитоспособности предприятия и риска его банкротства, ряд отечественных и зарубежных экономистов рекомендует производить оценку финансовой устойчивости, используя интегральные показатели, для расчета которых можно использовать: ♦ скоринговые модели; ♦ многомерный рейтинговый анализ; ♦ мультипликативный дискриминантный анализ и др. Методика кредитного скоринга впервые была предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 1940-х гг. Сущность ее заключается в классификации предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах на основе экспертных оценок.
Обобщение результатов показателей экономического анализа в сочетании с анализом факторов (внутренних и внешних) позволит выявить резервы и пути укрепления финансовой устойчивости туристской организации. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность туристского предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.
Для проведения финансового анализа туристского предприятия можно использовать компьютерную программу ФинЭкАнализ. С помощью программы проводится анализ финансового состояния предприятий и анализ хозяйственной деятельности. На основании форм бухгалтерской отчетности программа формирует аналитические текстовые отчеты вместе с наглядными графиками и рекомендациями для улучшения финансового состояния.
|