Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие души в религии





 

Христианство

Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела. Душа человека самостоятельна, поскольку она сама - источник явлений от нее исходящих.

Душа человека сотворена бессмертной, поскольку она не умирает как тело, она может разлучаться с телом, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека является личностью, поскольку сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа обладает разумной силой и свободной волей человека, поэтому она разумна и свободна. Душа не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами. Душа создана по образу Бога. Она не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.

В строении души выделяют три силы (способности) – разумную (мысли, разум), раздражительную (эмоции, чувства) и вожделевательную (желания и деятельность).

Эти силы неотделимы друг от друга, и наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этот момент отих разделения не остается и следа, они едины как Св. Троица. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором "ни тело не прилагается в душу, ни душа не изменяется в плоть".[14]

 

Буддизм и брахманизм

Некоторые исследователи считают, что "буддизм отрицает существование тела, но и душа как самостоятельный субъект тоже отрицается. Ей придается лишь назывательная функция, функция обозначения. Когда греческий царь спросил буддийского монаха, что такое "Я”, тот ответил в том смысле, что "Я” - это ничто, мнимое множество. И проиллюстрировал свое утверждение сравнением человека с повозкой. Нет никакой повозки - это всего лишь слово, а есть колеса, оси, кузов и прочее. То же и человек: есть зубы, мышцы, кишки, волосы, но нет некоей "телесности”. Так монах на образном примере разъяснил знаменитое поучение Будды об отсутствии у человека души как чего-то неизменного.

"В буддийских священных книгах душа исчезала, делясь на четыре элемента: ощущения, представления, желания и познание (или сознание),- пишет историк религии И. Крывелев.- Исчезал в целом человек, в его сущность включалась помимо указанных элементов и телесность, но это не помогло целому возникнуть в качестве реально существующего явления».

Смерть не просто естественна, она желанна. Познающий истину, стремящийся к Абсолюту должен, по учению Будды, подавлять в себе все чувственные ощущения, все краски и запахи земли. Вот почему смерть - необходимая ступень к Идеалу. Однако смерть еще не гарантирует достижения Абсолюта, ибо посмертная судьба человека зависит от его земной жизни.

После смерти человека могут ожидать три варианта судьбы: мгновенное перерождение (сансара), попадание в ад (до вселения в новое тело), уход в нирвану. Учение о переселении душ говорит о том, что душа человека, согласно закону кармы, проходит бесконечный ряд переселений, причем воплощается не только в людях, но и в растениях, животных. Некоторым дано воплощаться в царях, брахманах и небожителях.

Умирая, личность (душа) распадается на сканды (составные элементы), но при следующем воплощении сканды вновь собираются определенным образом, сохраняя единство души. Правильная ее "сборка” обеспечивает непрерывность сущностного бытия личности, независимо от того, в какую материальную оболочку попадет душа после очередного перевоплощения.

Человек должен стремиться прервать цепь переселений, дабы слиться с богом-творцом Брахмой (в брахманизме), уйти в нирвану (в буддизме). Сделать "то можно только вступлением на "восьмеричный путь” праведной жизни. Новые рождения - это не избавление от мук, а новые страдания.

"Я прошел через сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его,- говорит Будда.- Рождение вновь и вновь - горестно”.

Поскольку нирвана - это конечная цель бытия, то и уходят в нее навсегда.

Джавахарлал Неру в «Открытки Индии», полемизируя с упрощенными трактовками буддизма, пишет, что буддизм, «в сущности, избегает крайностей. Он включает учение о золотой середине, о среднем пути. Даже идея нирваны отнюдь не означала небытия, как иногда полагают. Если бы буддизм был лишь учением об отрицании жизни, это, несомненно, оказало бы соответствующее влияние на сотни миллионов людей, исповедующих эту религию. На деле же буддийские страны изобилуют доказательствами обратного».[15]

 

Ислам

В Коране нет последовательных упоминаний о жизни после смерти и перевоплощении души. Границы понятий «тело», «душа» и «разум» обыкновенно размыты, но идея бессмертия духа лежит в основе мудрости Корана. Следует отметить, что суфии и другие исламские мистики трактуют Коран с точки зрения доктрины реинкарнации. Ислам учит, что Бог создал человека вовсе не для того, чтобы он однажды умер — через Коран и исламскую традицию проходит мысль о возрождении и обновлении. Согласно традиционным толкованиям Корана, заблудшие души сразу после смерти попадают на суд ангелов — посланников Аллаха (Бога). Неверие в Аллаха и Его пророка навлекает на людей проклятие и обрекает их на вечное пребывание в Джаханнаме, который является аналогом ада. Души тех, кто верует в Аллаха и Его пророка, избегают суда ангелов смерти. Ангелы приходят к праведникам и препровождают их в рай. После мученик проходит Божественный суд. В должный срок и грешники, и праведники пройдут через «новое сотворение», готовясь к воскресению, после которого благочестивые и неверные отправятся по местам конечного назначения — в рай или в ад.[16]

В Сура «аль-Исра’», 17/85 существование духа подтверждалось, но суть его не была раскрыта: «Дух [нисходит] по повелению Господа моего…». Спрашивающие не смогли бы понять услышанное. Ум не в состоянии постичь какую-либо сущность из «мира приказов» — обиталища понятий, которые невозможно охарактеризовать размером, весом, формой и цветом. Человек постепенно изучает себя, а затем — Бога. Об этом в хадисе сообщается: «Тот, кто познал себя, познает и Всевышнего». Или, как сказал один мыслитель: «О, человек, который считает себя человеком! Читай себя!». Невозможно с помощью ума осознать дух, можно только рассуждать о его особенностях. Дух (душа) - это закон Аллаха, управляющий телом, а тело - Его создание. Человек может найти в своём духе множество указаний на божественные истины (если при этом будет помнить о том, что Аллах свободен от какого-либо сходства с земными существами). Применяя данные знания на практике, нужно быть очень внимательными. Нельзя беспечно выискивать подобия между знаком и тем, на что он указывает. Точка на карте означает какой-то город, но глупо искать сходство между этой точкой и самим городом. Какая-либо надпись указывает на её автора, является доказательством его мастерства, однако бессмысленно сравнивать надпись с автором или искать признаки автора в особенностях надписи. Обычно тело символично обозначают в образе клетки, дух — в образе птицы[17].


 

Date: 2015-05-22; view: 891; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию