Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование творческого мышления в зарубежной психологии





Ассоцианистский подход. Все когнитивные процессы объяснялись через элементы
связи между элементами (собственно, ассоциации) [19]. Психическое представлялось в
виде структуры элементов, а ассоциации – как связи между этими элементами [39].
Тем не менее, ассоциативная психология не могла объяснить творческое мышление,
так как признавала лишь сознательное мышление, а творчество общепризнанно
основывалось на бессознательном (в частности на интуиции) [35].
Но, не смотря на это, ассоцианисты все же внесли свой вклад в развитие психологии
творчества. Установленные ими законы ассоциаций дают возможность понять, почему
прежний негативный опыт может помешать подойти к решению задачи творчески. Кроме
того, нужно отметить, что эти законы послужили основой методу гирлянд случайностей и
ассоциаций, помогающий личности начать мыслить творчески [35].
·
Вюрцбургская школа (О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах). Мышление понималось как
психический процесс, результатом которого является решение задачи [39], и для того, чтобы
понять принцип мышления, применялся метод интроспекции, который заключается в
наблюдении и фиксировании собственных психических процессов. Так был открыт
феномен «безобразного мышления», и выявили, что каждая ассоциация рождается не
предыдущей ассоциации, а направляется задачей (детерминирующая тенденция).
В Вюрцбургской школе мышление было отделено от практической деятельности, оно
стало самостоятельным явлением, а обозначалось как «процесс решения проблем». Это
определение актуально и сейчас [39].
Так же нужно упомянуть, что именно представители Вюрцбургской школы впервые
выделили психологию мышления как самостоятельную отрасль психологии.

5

·
О. Зельц понимал мышление как функционирование интеллектуальных операций, под
которыми подразумевается решение задач. Сам процесс О. Зельц представлял как:
1. обработка исходных данных;
2. формирование «общей» задачи, то есть выделяются «предметные отношения»
между элементами
3. образуется «проблемный комплекс», где построена своеобразная структура из
изначальных данных, в ней определено место неизвестного нам, и между элементами
структуры и неизвестным элементов уже выстроены причинно-следственные связи [39].
Почему же данная структура называется проблемной? Дело в том, что этот комплекс
О.Зельц считал незавершенным. Он ввел понятие антиципации (от лат anticipatio —
предвосхищение), исходя из которого, неизвестный нам элемент определяется через
известные данные [39].
По О.Зельцу, мышление – это своеобразный регенерирующий процесс, помогающий
восстановить утерянные связи между элементами
·
Психоаналитический подход к изучению творческого мышления. В этом подходе
впервые говорится о влиянии бессознательного на мыслительный процесс [39].
1. По мнению З.Фрейда, сексуальная, или же агрессивная энергия, не находя
прямого выхода, вырождается именно в творчестве [27].
2. Карл Юнг понимал творчество, как одно из стремлений либидо. Нам дано
коллективное бессознательное, которое мы пропускаем через себя, свой жизненный
опыт, что и является творческим процессом, имеющим свои результаты [27]
3. Альфред Адлер говорит о том, что творчество является продуктом социального
самовыражения. В его понимании, творчество - это специфический способ компенсации
комплекса неполноценности [27]
·
В рамках гештальтпсихологии (М. Вертхаймер, К. Дункер, В. Келер), говорилось, что
образ – гештальт – возникает не путем синтеза, а сразу как целостный. Под гештальтом
подразумевается некая структура, характеризуемая через функцию. Соответственно,
мышление понималось как процесс переструктурирования, имеющего определенную
последовательность, и продолжающегося до наступления «инсайта» (нахождения этого
самого гештальта) [39, 2].
·
Гуманистическая психология (Г.Олпорт, А.Маслоу) понимала творчество как способ
выразить себя. Появилось понятие самоактуализации, как непрерывной реализации
потенциальных способностей [11, 2].
·
Психометрический подход (Дж.Гилфорд, Э.П.Торренс). По Гилфорду, существует два
типа мышления: конвергентное и дивергентное. Здесь нужно вспомнить о концепции креативности, исходя из которой, креативность является универсальной познавательной
творческой способностью: основой креативности являются операция дивергенции, как и
операции преобразования и импликации [11]
·
Исследования креативности Р.Стернберга. По мнению Р.Стернберга, человек
проявляет творческое поведение, когда, адаптируясь к внешнему миру, старается его
преобразовать [11]. Имеется ввиду, по концепции Р.Стернберга, человек реализует три типа
отношений ко внешнему миру: адаптация, выбор типа внешней среды и ее преобразование. В
реализации этого проявляется интеллектуальное поведение человека. Но только третий тип
говорит о наличие у человека креативности [11].
·
Когнитивный подход. Идея «искусственного интеллекта (А.Ньюэлл, Г.Саймон,
М.Минский, Дж.Маккарти). В середине 20-го века появилась возможность решения задач,
доступных ранее только человеку, с помощью компьютера. Соответственно, появилось
новое направление в психологии мышления – когнитивный (информационный) подход.
Человека начинают рассматривать с технической точки зрения – как объект, посредством
которого можно преобразовать изначально данную информацию в нечто новое. Организм
человека рассматривается как своеобразный «прибор», истолковывающий поступающие
сенсорные данные, обобщающий их, связывающий с информацией, уже хранящейся в памяти
и выдающий окончательный результат [35, 8]. То есть, основной задачей когнитивной
психологии является понимание процесса преобразования мозгом полученного сенсорного
сигнала. Для этого когнитивисты и провели аналогию между ЭВМ и мозгом человека. Здесь
можно также вспомнить У.Найссера с его книгой «Когнитивная психология».
Когнитивная психология продолжает развиваться до сих пор, несмотря на то, что
другие отрасли психологии указывают на ограниченность еѐ суждений, и признают
подобные сравнения недопустимыми. Тем не менее, когнитивисты вполне успешно
анализируют различные аспекты мыслительной деятельности личности, широко
используя при этом экспериментальные данные. Так же, нужно помнить о том, что
методы, разработанные в теории информации, занимают значительную позицию в
психологии мышления, и, в том числе, творческого мышления.
На этом мы закончим обзор исследований зарубежных специалистов, и в следующем
параграфе рассмотрим подходы отечественных психологов к изучению творчества.

Date: 2015-05-19; view: 818; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию