Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Основные положения и понятие о мышление в гештальтпсихологии





Мышление, с позиции гештальтпсихологов, имеет перцептивную природу, поэтому законы мышления те же, что и восприятия. Мышление возникает, когда в восприятии нет ясности и определенности. Такие состояния являются признаками проблемной ситуации.

Немецкий психолог В. Кёлер известен как мастер создания проблемных ситуаций. В материалах его исследований содержится ряд интереснейших наблюдений за поведением животных в подобных ситуациях. Сначала, как пишет он, подопытные животные совершают множество беспорядочных проб, используя для достижения привлекательные цели, типичные для них навыки и приемы, которые, как правило, никогда не приводили к успеху. Затем наступает момент, когда животные выходят из эпицентра событий, успокаиваются и направляют свой взор в ту сторону, где только что безуспешно метались. Именно в этот момент, по Кёлеру, происходит то, что было названо им «инсайт», т.е. открытие нового и адекватного способа решения.

Вслед за этим наступает фаза реализации найденного решения. На этом этапе подопытные животные возвращаются в прежнюю ситуацию и, используя подручные средства в качестве орудий для достижения целей, достигают желаемой цели. Адекватное использование дополнительных средств для достижения и разрешения проблемной ситуации является, по Кёлеру, объективным критерием интеллектуальных способностей [17].

По результатам этих исследований Кёлер делает вывод о том, что мышление состоит из двух актов: возникновение проблемной ситуации, свидетельством чего являются беспорядочные пробы и снятие проблемной ситуации, между которыми происходит самое главное – инсайт, проясняющий неопределенную ситуацию. Все остальное – дело техники.

Инсайт – это догадка, «ага-реакция», акт усмотрения новых отношений, возникновение новых идей для разрешения проблем; это внутренний «механизм» мышления как творческого акта. Согласно Кёлеру, навыки, привычки и прочие стереотипы, сложившиеся в опыте сдерживают появление инсайта, создают барьеры для поиска способов разрешения проблем в нетипичных ситуациях.

Предметом исследований М. Вертгеймера были способы решения задач детьми школьного возраста. В этих исследованиях было выявлено два типа способов. Первый строится на поэлементном анализе условий задач и поиске способов решения, исходя из имеющихся знаний. В этом случае решающую роль играет повторение пройденного материала, припоминание, подсказки со стороны других; сам процесс решения представляет собой движение в направлении от анализа отдельных частей к аддитивному обобщению; реализуется этот процесс в виде длинного ряда последовательных преобразований отдельных элементов предметного содержания задачи, в завершении которых получается правильный ответ [7].

Следуя правилу, действуя методично и последовательно, учащиеся не всегда осознают смысл своих действий. Действия по правилу сдерживают понимание внутренних связей и отношений в предметном материале. Да этого от них и не требуется. Главное – правило и правильный ответ, которое оно гарантирует. Но правильный ответ, как отмечает Вертгеймер, не означает единственно возможный и верный. Привычку действовать последовательно и по правилам Вертгеймер связывает с сукцессивностью речевого мышления, т.е. последовательностью развертывания суждений и рассуждений в ходе решения задач, а также, и в связи с этим, с традиционным методом обучения, который строится на усвоении языка и логики.

Второй способ решения, по Вертгеймеру, строится на основе усмотрения внутренних, структурных связей предметного материала. Для пояснения этого способа приведу одну из задач Вертгеймера.

Требуется определить сумму чисел натурального ряда от одного до ста. Первый способ решения представляет собой ряд последовательных действий сложения каждого следующего числа с предыдущим результатом:

1+2=3+4=7+5=12…+100=5050

Второй способ строится на основе понимания структурных отношений элементов натурального ряда, другими словами, понимания закона построения ряда натуральных чисел:

1+100=101; 2+99=101; 3+98=101…50+51=101.

101х50=5050.

В этом случае задача решается методом сложения (1+100 и т.д.), деления (100/2=50) и умножения (50х101).

Первый способ, по Вертгеймеру, - это рутинная работа, вызывающая скуку. В нем нет «полета мысли». Второй – осмысленный, эффективный, экономичный, вызывающий чувства эстетического удовлетворения. Этот второй способ, по Вертгеймеру, представляет собой путь от целого к частным формам его проявления и рассматривается как пример прегнантности, т.е. хорошего гештальта [7].

Вертгеймер был против обучения, построенного на ассоциативной доктрине и формальной логике, порождающих установку на механическое заучивание и действие по привычке, «вслепую». Он исследовал мышления как живой естественный процесс и усматривал структурную общность механизмов творчества у детей и великих ученых. Согласно Вертгеймеру, перцептивное поле субъекта должно быть организовано таким образом, чтобы оно стимулировало живые творческие акты.

Творчество начинается с восприятия, изоморфно связанного с действием и мышлением. Гештальт, как пишет Д.Энрайт, - это «вос-чув-дум-действие», в котором все психические структуры воссоединяются в единое целое, приобретающие плоть в формах (структурах) речи и действия [36, с.57].

Принцип «здесь и сейчас», принятый гештальтистами, определяет их теоретическую позицию в отношении человека и одновременно способ её реализации. Что такое «позиция»? – это точка в пространстве, которую занимает обозреватель, наблюдательный пункт, из которого ему открывается определенная перспектива, точнее, кругозор, определяющий то, что он видит и, соответственно, как относится к тому, что открывается ему в обозримом пространстве.

С позиции гештальтпсихологии, важно не то, что было или будет, а то, что про-ис-ходит здесь и сейчас. Практическое значение этого принципа заключается в том, что, принимая его, человек отстраивается от всего того, что уже сложилось, укрепилось, утромбовалось и законсервировалось в форме удачного или неудачного опыта адаптивного приспособления себя к среде, опыта репродукции, восстановления, воспроизводства себя как особи в существующей независимо от нее среде.

Гештальтисты помещают человека не по ту сторону среды, противостоящей ему, а внутрь, вглубь этой среды, и творческий акт рассматривают как способ существования человека в мире, каков он есть здесь и теперь. Творческий акт-это процесс пре-образ-о-вание целостной структуры: «человек-мир». Опыт, особенно удачный, затягивает человека в прошлое и выводит из состояния естественного переживания непосредственной данности бытия в каждый его момент.

Человек, ис-пользующий, т.е. действующий исходя из пользы, пусть даже самого удачного, но прошлого опыта, сам по себе, - стереотипизируется и теряет контакт с тем, что происходит в нем (и мире, в котором он живет) здесь и сейчас.

Реализуя этот принцип на практике, человек выходит из состояния зависимости от прошлого, освобождаясь от «гири» сложившихся стереотипов. Рефлектирование этого принципа позволило Вертгеймеру определить его в более конкретной форме – в виде факторов (признаков) творческого акта, и, соответственно, - понимания, осмысления и мышления. Рассмотрим эти факторы последовательно.

1. Действия, соответствующие непосредственно воспринимаемой ситуации, иначе говоря, детерминированные непосредственно воспринимаемыми условиями и требованиями задачи, как естественно сложившимися или искусственно созданными для субъекта в проблемной ситуации. Вслушивание, вчитывание, всматривание в то, что является предметом восприятия и мышления, происходит, как пишет он, не сразу и требует усилий для преодоления репродуктивных тенденций, всегда готовых к реализации.

2. Непредубежденность, что означает выбор между сложившимися убеждениями в отношении способов разрешения проблем и уникальным событием (т.е. задачей, проблемой), которое воспринимается здесь и сейчас, не имеющим аналогов в прошлом опыте и имеющем жизненно важное значение.

3. Уверенность, но не в том, что много знаешь и умеешь, а в смысле веры в свои возможности и доверия тому, что непосредственно воспринимается здесь и сейчас.

4. Установка на решение, а не на достижение результата (цели). Чрезмерная фиксация на цели приводит к беспорядочным действиям, подобным тем, которые совершали антропоиды в исследованиях В. Кёлера и которые никогда не приводили к открытию адекватных средств решения проблемы. Поиск способов решения, по Вертгеймеру, предполагает сдерживание внешних движений и сосредоточение на внутреннем поиске.

5. Социальная атмосфера, как фактор понимания, означает принятие, поддержку, позитивное оценивание. Бывает так, что отношение окружающих порождает отношение к себе. Внешние отношения и отношение к самому себе – изоморфные структуры. По этому осмысленность и понимание зависит от личностных особенностей субъекта и тех людей, которые входят во внешнее или внутреннее социальное поле этого субъекта.

Мышление в концепции Вертгеймера, так же как восприятие, определяется всем полем, действующих на организм человека раздражителей. Структурная организация ментального пространства субъекта изоморфно связана с организацией перцептивного, личностного, социального и исторического пространства, а основным законом организации и структурирования пространственных, фигуро-фоновых отношений является закон прегнантности.

Мышление, как пишет он, заключается в усмотрении и осознании структурных особенностей и структурных требований проблемной ситуации; в действиях, соответствующих этим требованиям, и определяются ими; в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры. Дойти до истины, как пишет он, означает довести себя до такого состояния, когда проблема захватывает целиком, когда стремление докопаться до истоков, корней, ядра проблемы, приводит в конце концов к новому состоянию – ясного и прозрачного видения основных структурных противоречий ситуации [7, с.270].

Структура самого мышления, по Вертгеймеру, состоит из трех фаз:

1) осознания проблемы как таковой и установки на поиск внутренних структурных связей объективной ситуации;

2) операций – центрирования, группировки, реорганизации и структурной транспозиции;

3)фазы решения.

Центрирование означает раскрытие роли отдельных частей и ситуаций по отношению к центру, ядру проблемы. Группировка и реорганизация – две взаимосвязанные операции, обусловливающие вариативность перцептивной структурации, т.е. переструктурирование, завершающееся транспозицией, т.е. образованием не только адекватной, но и «хорошей» идеи. Эффект «хорошего» гештальта, фигуры, формы, в концепции Вертгеймера совмещается с осмысленным восприятием, которое достигается за счет взаимопроникновения перцептивных и ментальных структур.

9. Исследование М. Вертгеймера . Факторы понимания.

 

Социальная атмосфера, как фактор понимания, означает принятие, поддержку, позитивное оценивание. Бывает так, что отношение окружающих порождает отношение к себе. Внешние отношения и отношение к самому себе – изоморфные структуры. По этому осмысленность и понимание зависит от личностных особенностей субъекта и тех людей, которые входят во внешнее или внутреннее социальное поле этого субъекта.

Мышление в концепции Вертгеймера, так же как восприятие, определяется всем полем, действующих на организм человека раздражителей. Структурная организация ментального пространства субъекта изоморфно связана с организацией перцептивного, личностного, социального и исторического пространства, а основным законом организации и структурирования пространственных, фигуро-фоновых отношений является закон прегнантности.

Мышление, как пишет он, заключается в усмотрении и осознании структурных особенностей и структурных требований проблемной ситуации; в действиях, соответствующих этим требованиям, и определяются ими; в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры. Дойти до истины, как пишет он, означает довести себя до такого состояния, когда проблема захватывает целиком, когда стремление докопаться до истоков, корней, ядра проблемы, приводит в конце концов к новому состоянию – ясного и прозрачного видения основных структурных противоречий ситуации [7, с.270].

Структура самого мышления, по Вертгеймеру, состоит из трех фаз:

1) осознания проблемы как таковой и установки на поиск внутренних структурных связей объективной ситуации;

2) операций – центрирования, группировки, реорганизации и структурной транспозиции;

3)фазы решения.


10.Мьшление как поведение . Значение бихевиоризма.

 

Мышление человека в концепции Уотсона раскрывается как скрытая, беззвучная речь, т.е. внутренняя форма вербального поведения. В этом процессе выделяется два вида: репродуктивное и продуктивное поведение (тоже, что мышление). Под репродуктивным подразумевается воспроизведение заученных фраз, текстов и решение известных задач в новых условиях. Под продуктивным – решение новых задач [34, с. 296]. Операционально, по способу поведения, оба вида представлены как процесс проб и ошибок. Полный актив поведения, согласно Уотсону, состоит из наследственных и приобретенных стимул-реактивных функций, организованных в систему навыков, всегда готовых к реализации при определенных условиях [34, с. 313].

Разворот научных интересов из сферы сознания в сферу поведения открывал новые возможности и в плане исследований и, что самое главное, в плане их практического применения - в целях формирования навыков и умений. Один из способов формирования, практикуемого Уотсоном, строился по следующей схеме. Стимул (чувственно воспринимаемое воздействие), закономерно связанный с определенной реакцией, сопровождался предъявлением другого, нейтрального для субъекта, стимула, т.е. не вызывающего у него никакой реакции. Сочетание двух стимулов – значимого и нейтрального – продолжалось до тех пор, пока между ними ни образовывалась ассоциативная связь, т.е. пока субъект ни начнет реагировать на нейтральный стимул так же, как он реагировал на значимый.

Таким образом у субъекта формировался способ однозначного реагирования на два разных стимула. Другими словами, привычный способ реагирования переносился на новый, ранее нейтральный для субъекта стимул. Для закрепления реакции на новый стимул использовалось прежнее или аналогичное ему подкрепление. В результате формировалась новая – условная стимул-реактивная связь.

Этот способ формирования, известный бихевиористам по работам И.П. Павлова, был обозначен как «респондентное обусловливание», т.е. подкрепление при условии реагирования на заданный извне и первоначально индифферентный для субъекта стимул. Другими словами, нейтральный стимул приобретает значение и становится непосредственной детерминантой реакции (поведения). Подкрепление в данном случае является обусловленным чувственно воспринимаемым, но изначально индифферентным воздействием.

 

11 .Понятие о промежуточных переменных в бихевиоризме .

 

Поведение, как отмечает Скиннер, не может рассматриваться как совокупность феноменов, возникающих по принципу «все или ничего», а описание его в терминах вероятности той или иной реакции приводит к необходимости исследования промежуточных «переменных», усиливающих частоту появления реакции. Согласно Скиннеру, единица анализа поведения, даже в самых простейших случаях, является не отдельная физиологическая реакция, а, фактически, целый класс реакций поискового поведения. Оперантное поведение является функцией подкрепления определенных переменных этого поискового поведения. Подкрепление, идущее в след за поведением, выделяет в нем определенные паттерны, оказывая, таким образом, обратное воздействие на поисковое поведение. Посредством оперантного обусловливания среда конституирует базисный репертуар поведения, благодаря которому, по Скиннеру, мы сохраняем равновесие, ходим, пользуемся инструментами, говорим, пишем, управляем автомобилем и самолетом [29, с.68].

В концепции К.Халла организм рассматривается как многоуровневое саморегулирующаяся система, в котором наблюдаемые стимул-реактивные связи опосредуется рецепторно-эффекторными процессами в центральной нервной системе. На этом уровне формируются так называемые, «символьные конструкты», замещающие поведение. В результате, количество внешних стимул-реактивных взаимодействий сокращается и усиливается потенциал тех паттернов поведения, которые обеспечивают редукцию потребностей.

Прогресс науки о поведении, по Халлу, связан с выведением формул и уравнений, решением теорем, описывающих закономерности различных видов человеческого поведения [35, с.57]

Э. Толмен развивал концепцию «молярного бихевиоризма». Накопленные в результате экспериментальных исследований факты, а именно: об успешном решении лабиринтных задач теми животными, которые, находясь в лабиринте, были лишены возможности совершать пробежки или какие-либо перемещения в этом пространстве; об успешном использовании сформированных лабиринтных навыков в условиях, когда, например, лабиринт наполнен водой, - позволили ему сформулировать гипотезу о формировании у подопытных животных «когнитивных карт лабиринта». Толмен ввел в свою концепцию такие понятия как «намерение», «виккарные пробы» и рассматривал поисковую активность животных как аналог процесса выдвижения и проверки гипотез. Специфической особенностью теоретической позиции Толмена является подчеркивание целенаправленности поведения животных, что вызывало картину, со стороны ортодоксальных бихевиористов, которые усматривали в этом возврат к психологии сознания, развиваемой В. Вундтом и Э. Титченером.

Один из фундаментальных принципов науки о поведении – объективность. Считалось, что объективное знание строится на эмпирических фактах и логико-математических способах их упорядочения и обоснования. Поведение, недоступное эмпирическому опыту, суждения и выводы, не поддающиеся строгому математическому анализу не входили в сферу интересов классического бихевиоризма. Исследования Скиннера, Халла и Толмена означали прорыв в науке о поведении и открытие нового направления, которое получило название «необихевиоризма».

Представители этого направления дополнили бихевиоризм учением о промежуточных переменных как факторов, опосредствующих функциональные связи между чувственно воспринимаемым опытом и поведением. Необихевиористы вернули в предметную область психологических исследований потребности, поисковое поведение, образ, целевые детерминанты и обогатили науку о поведении учением о подкреплении.


12.3начение как единица анализа мышления (Л.С.Выготский )

 

Выготский рассматривает две основные тенденции в трактовке отношения мысли и слова: 1. их полное отождествление (нечего и изучать), 2. их полное разъединение (чисто внешняя механич. зависимость между ними). Необходимо пересмотреть эти отношения. Разлагать речевое мышление надо не на элементы, а на единицы, сохраняющие основные свойства целого. Такой единицей в речевом мышлении является внутренняя сторона слова - значение. Каждое слово (его значение) есть скрытое обобщение. А обобщение - это акт мышления. Значение слова есть речь и мышление одновременно, оно есть единица речевого мышления. Отсюда вытекает метод - метод изучения значений слов. Единица речи – слово. Психологическая сторона слова – значение. Значение слова есть единство не только мышления и речи, но и единство обобщения и общения, мышления и коммуникации. Отношение между мышлением и речью - величина переменная, оно качественно и количественно меняется в процессе развития. В филогенезе есть доречевое мышление и доинтеллектуальная речь. Док-ва - опыты Келера, Йеркса: антропоиды обнаруживают человекоподобный интеллект в одних отношениях (зачатки употребления орудий) и человекоподобную речь - совершенно в других (фонетика, эмоц. функция речи).
Внутреняя речь. Сравнение развития внутр. речи и мышления ребенка с развитием речи и интеллекта животных показывает, что первое является не прямым продолжением второго, но что меняется сам тип развития - из биологического он превращается в общественно-исторический. Речевое мышление есть общественно-историческая форма. Во внутренней речи значение отличается от смысла. Ребенок может освоить понятия (пользуется для себя) и продолжать пользоваться речевыми знаками. Значение слова задается определенным контекстом. “Значение задается внешним контекстом, который и надо присвоить”. Во внутренней речи значение слова может иметь смысл. Полан: смысл слова – совокупность всех возможных психологических содержаний, связанных со словом. Смысл слова шире значения. Может задаваться внутренним значением слова. Смыслы – резервы развития значений. Человек во внутренней речи порождает новые контексты использования слов, экспериментирует с ним. Смыл здесь доминирует над значением. Проявления доминирования смысла над значением: 1) агглютинация – феномен слипания (например, “посторонним в.”). 2) феномен вливания (например, “мертвые души, “Анна Каренина”).
В онтогенезе: мышление ребенка проходит в своем развитии доречевую стадию. Примерно в 2 года линии развития мышения и речи ребенка перекрещиваются, совпадают, после чего мышление становится речевым, а речь - интеллектуальной. Штерн ошибочно считал, что ребенок открывает символическую функцию речи (излишняя интеллектуализация), тогда как для ребенка слово выступает не как символ, а скорее как свойство предмета. 4 стадии развития речи и мышления в онтогенезе: 1. Примитивная, натуральная стадия. Доинтеллект. речь и доречевое мышление. 2. Стадия «наивной психологии». Овладение грамматическими структурами и формами без овладения логическими структурами и операциями. 3. Стадия внешнего знака, внешней операции. «Счет на пальцах», эгоцентрич. речь. 4. Стадия «вращивания». Внешняя операция переходит внутрь, кардинально при этом меняясь.

 








Date: 2015-05-19; view: 134; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.011 sec.) - Пожаловаться на публикацию