Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая и духовная жизнь общества





 

Мифы и реалии режима. Политическое развитие общества в брежневский период характеризуется все более заметным расхождением между официальной мифологией и реальными процессами. На словах провозглашаются задачи "развития социалистической демократии", много говорится об укреплении законности, повышении общественной активности народа и т.п. В 1977 г. разворачивается шумная пропагандистская кампания в связи со "всенародным обсуждением" и принятием новой Конституции СССР. Формально она в сравнении с Конституцией 1936 года представлялась значительным шагом в демократизации советского общества, расширении прав граждан.

Реально же политическая жизнь характеризовалась нарастанием консервативных тенденций, усилением всевластия бюрократии, административного диктата, подавлением всех инакомыслящих. В годы "застоя" номенклатура все более превращается в замкнутый слой, который распоряжается всеми ресурсами общества в собственных интересах. Стабильность положения правящего слоя, достигнутая в результате прекращения массовых репрессий и перемещений, превращается в практическую несменяемость различных начальственных лиц. Распространенным становится такое явление, когда высокопоставленный чиновник, разваливающий одно ответственное дело, благополучно переводится на другую руководящую работу.

Многие высокопоставленные деятели десятилетиями сидят на своих постах независимо от продуктивности их работы, - так формируется характерная для брежневского периода "геронтократия". Тон здесь задает высшее руководство: к началу 80-х годов Политбюро ЦК КПСС во главе с его Генеральным секретарем превращается в собрание немощных старцев.

Одна из наиболее характерных черт политической жизни этого периода состояла в раздувании "культа Брежнева". Кампания безмерного восхваления этого "верного ленинца" получает особый размах с середины 70-х годов, когда о его "личном вкладе" начинают твердить все средства массовой информации, огромными трудами выпускаются "труды" и "воспоминания" престарелого генсека. На нашего "вождя" обрушивается бесконечный поток наград (их у него было 220). Особенно печально то, что в это же время резко ухудшается состояние здоровья Генерального секретаря, - он фактически теряет работоспособность. К началу 80-х годов огромная страна, в сущности, оказалась без полноценного руководства.

Бесконтрольность, отсутствие гласности приводили к нарастанию коррупции. Яркими приметами периода "застоя" стали Многомиллионные хищения клана Рашидова - первого секретаря ЦК компартии Узбекистана, строительство ведомственных дворцов в Молдавии, Казахстане, Азербайджане. Коррумпированные элементы управленческого аппарата, дельцы "теневой экономики", организованная преступность смыкаются друг с другом.

Годы "застоя" породили и свою специфическую идеологию. Уже во второй половине 60-х гг. стало ясно, что цели, поставленные Программой КПСС, принятой на ХХII съезде, в намеченные сроки реализовать не удастся. Новому руководству требовалась идейно-теоретическая, пропагандистская основа для своей деятельности. Начинается смещение акцентов с пропаганды целей коммунистического строительства на пропаганду уже достигнутой ступени развития. Выдвигается концепция "развитого социализма", которая давала официальной пропаганде новые возможности: она не ставила под сомнение сделанный Сталиным в 1936 г. вывод о построении в СССР основ социализма, не снимала формально Программу партии, наконец, позволяла отодвинуть коммунистическую перспективу на неопределенное будущее.

Важной тенденцией идеологической жизни стало постепенное оправдание сталинщины. Почти полностью исчезли из упоминания факты репрессий, действия Сталина и его окружения по отношению к крестьянству стали рассматриваться и пропагандироваться как абсолютно оправданные, глубоко искажалась правда о событиях начального периода войны. Идейная реабилитация сталинщины имела целью создание базы для возвеличивания действовавшего политического руководства и прежде всего самого Брежнева.

Все это в значительной мере определяло и официальную политику в отношении духовной жизни, художественной интеллигенции. С конца 60-х гг. начинает ощущаться мощная официальная поддержка тех произведений, которые трактовали политические события предвоенных лет, военную историю в духе возрождающегося неосталинизма. Многотомные эпопеи, многосерийные фильмы выводили образ Сталина как спокойного, мудрого человека, принимающего трудные, но всегда верные решения. Наряду с этим официально приветствовали выпуск произведений на "производственную" тему, в которых, как правило, герой-новатор, борец за технический прогресс вступал в конфликт с консерваторами и с помощью высокопоставленных партийных работников одерживал над ними победу.

Те деятели культуры, которые пытались открыто выражатьсвои сомнения, протесты, становились опасными для тоталитарной системы и подвергались преследованиям. В 1965 г. были осуждены за публикацию своих произведений на Западе писатели А. Синявский и Ю. Даниэль. В 1974 г. был лишен советского гражданства и насильственно выдворен из СССР А.И. Солженицын. За границей оказались кинорежиссер А. Тарковский, режиссер Ю. Любимов, писатель В. Некрасов, поэт И. Бродский, виолончелист М. Ростропович и др.

Демократическое движение. Во второй половине 60-х гг. начинается оживление демократического, оппозиционного, как его называли, "диссидентского" движения. Оно получило наиболее широкое распространение среди интеллигенции крупных городов, хотя в нем участвовали и представители других слоев общества.

Ведущим направлением в оппозиционном движении явилось правозащитное течение. Правозащитники, имея идеалом правовое государство и гражданское общество, исходили из убеждения, что необходимо добиваться выполнения государственными органами СССР хотя бы тех положений Конституции СССР, которые приняты в этом государстве но абсолютно не выполняются. А ведь свобода слова, печати, собраний и демонстраций была конституционно закреплена. Правозащитники своими действиями стремились показать, что они имеют право открыто говорить, демонстрировать и это не противоречит закону. Среди акций правозащитников в Москве были молчаливые демонстрации в День Конституции, организации пресс-конференций и издание листовок, газет, сборников, в которых вскрывались нарушения прав человека в СССР. Регулярно печаталось и переправлялось на Запад некоторое количество правозащитного издания "Хроника текущих событий". Так появились "самиздат" и "тамиздат".

В деятельности правозащитников раскрывалось положение заключенных, преследования за убеждение, использование психиатрии как средства политического подавления. Среди правозащитников получили известность В. Буковский, А.Марченко (скончавшийся в 1985 г. во владимирской тюрьме во время голодовки за освобождение всех политзаключенных), Л. Богораз, Ю. Галансков и др. Признанным духовным лидером правозащитного движения стал А.Д. Сахаров.

Мужественным актом немногочисленных (их было всего семеро) правозащитников стала демонстрация на Красной площади против оккупации Чехословакии в августе 1968 г. После этого репрессии тоталитарного режима против них резко усилились. Идеологические службы КГБ не только активизировали действия против диссидентов, но и попытались поставить под контроль сотни тысяч "сомнительных в идеологическом отношении" граждан. В уголовное законодательство было внесены изменения репрессивного характера. Активисты же правозащитного движения все прошли через тюрьмы, лагеря, "психушки".

Мужественную борьбу за свободу слова и нравственное освобождении общества от тоталитарно-коммунистического господства вел А. Солженицин. Его книга "Архипелаг ГУЛАГ" стала сильнейшим ударом по теории, истории и практике тоталитарного режима.

В диссидентстве был влиятелен элемент борьбы за национальное освобождение. Заметную роль играли активисты украинского национального движения, народов Прибалтики, Кавказа. Особое место занимала проблема реабилитации и восстановления прав народов, репрессированных в годы войны.

К оппозиции примыкали и религиозные движения, находившиеся под запретом: христианские, мусульманские, иудейские и др. Большое внимание привлекала борьба за свободу передвижения, въезда и выезда из СССР, свободы эмиграции (прежде всего еврейской и немецкой). Пользуясь абсолютным контролем над средствами массовой информации, партийно-репрессивные органы пытались оболванить население, изображая политических оппозиционеров как изменников Родины.

К сожалению, вплоть до конца существования коммунистического режима "диссидентство" оставалось движением незначительного меньшинства: его активными участниками являлись максимум несколько сот человек на всю огромную страну. Значение демократического движения состояло в том, что оно давало примеры нравственной стойкости, показывало как можно "жить не по лжи" (таков был призыв А.И. Солженицына). Деятельность "диссидентов" способствовала постепенному, пусть и медленному, внедрению в общественное сознание демократических идей, падению влияния официальной идеологии.

 

Date: 2015-05-19; view: 425; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию