Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положение в стране в годы позднего «развитого социализма». 1977-1985 гг





Новый основной закон, называвшийся «Конституцией развитого социализма», принят 7 октября 1977 г. Завершение разработки и введение его в действие пришлось на время, когда социализм утратил способность к динамичному развитию. Работа над проектом закона заняла долгие годы.

Работа над проектом Конституции завершилась в соответствии с указаниями XXV съезда партии (февраль1976 г.), когда либеральные и технократические тенденции в руководстве страной были прерваны, окончательно возобладала доктрина партийности, формировался жесткий внешнеполитический курс, были выражены персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной бюрократии. Одновременно пропагандировались тезисы об упрочении «ведущей роли рабочего класса», о возрастании социальной однородности общества, расширении прав и свобод граждан, растущем демократизме. Все это находило отражение в новом проекте Конституции, авторы которого были вынуждены подчас соединять несоединимое.

Завершенный проект Конституции в мае 1977 г. был одобрен пленумом ЦК и вынесен на обсуждение общественности. На внеочередной седьмой сессии Верховного Совета девятого созыва Конституция была принята. В ней подчеркивалась преемственность идей и принципов с предшествующими Конституциями 1918, 1924, и 1936 гг. Она состояла из преамбулы и девяти разделов.

В преамбуле констатировалось построение «развитого социализма» и создание «общенародного государства». Таким образом, «отмирание государства» отодвигалось на неопределенный срок, а приоритетной становилась задача всестороннего укрепления законности и правопорядка. В качестве высшей цели государства называлось построение «бесклассового коммунистического общества». Основой экономической системы СССР признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы – Советы, социальной основой – союз рабочих, крестьян и интеллигенции. В тексте Конституции появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, статусе народного депутата.

Новая глава трактовала вопросы внешней политики. Подчеркивалась ее направленность на обеспечение благоприятных международных условий «для построения коммунизма в СССР», на «укрепление позиций мирового социализма; поддержку борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс». Закреплялся принцип социалистического интернационализма в отношениях СССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. На практике эти положения порой вступали в противоречия с обязательствами соблюдения принципа суверенного равенства и прав народов распоряжаться своей судьбой, оправдывали внешнеполитическую экспансию социалистического государства.

Впервые в Основном законе отражен действительный механизм власти в СССР. КПСС называлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» (6-я статья). Это узаконение реальной роли партии привело к монопольному контролю партийных организаций за деятельностью предприятий и учреждений. Оно повышало значение партийного аппарата во всей властной вертикали, превращало членство в партии в практически обязательное условие для любой служебной карьеры.

На развитие «подлинной демократии» были ориентированы новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдумы; новые гражданские права – на обжалование действий должностных лиц; судебную защиту от посягательства на честь и достоинство; критику действий государственных и общественных организаций. В Конституции закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, на свободу творчества.

Согласно Конституции, все Советы депутатов: Верховный Совет СССР, верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие – составляли единую систему органов государственной власти. Высшим из них являлся двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Он правомочен был решать важнейшие государственные вопросы: принятие, изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет министров СССР. Конституция также закрепила усилившуюся экономическую и политическую роль союзного центра за счет соответствующих прав республик.

Основной закон сохранял положения Конституции 1936 года

о национально-государственном устройстве. Многочисленные предложения, направленные на устранение иерархий национальных образований (и народов) внутри СССР путем возвращения к традиционному, дореволюционному территориальному принципу административного деления страны, выравнивания статуса республик, перевода отдельных республик из автономных в союзные, в расчет не были приняты. В то же время самоопределение Союза ССР как «единого союзного многонационального государства» (ст. 69) свидетельствовало о стремлении усилить федеральные центристские начала. В противоречии с этим находилось закрепленное Конституцией за каждой союзной республикой «право свободного выхода из СССР» (ст. 71), подчеркивание ее суверенности (ст. 75, 80).

Таким образом, Конституция СССР 1977 г. окончательно оформила консервативный курс брежневской внутренней и внешней политики, узаконила идеологический контроль партии над обществом, законсервировала противоречия в национальном вопросе.

Следствием отказа от экономических методов управления еще с 20-х годов стала централизация, бюрократизация и разбухание управленческого аппарата. К 1985 г. общая численность управленцев в стране приблизилась к 18 млн. человек. Наиболее значительный бюрократический слой (11,5 млн.) составлял низовой аппарат предприятий и организаций. На содержание бюрократических структур ежегодно расходовалось до 10% госбюджета. Подчеркивание неуклонного возрастания роли КПСС сопровождалось ее численным ростом. К сер. 80-х гг. в ней насчитывалось 19 млн. человек. Соответственно расширялся и партийный аппарат.

В настоящие бастионы бюрократии превращались министерства и ведомства, в каждом из которых «трудилось» по 700-800 человек. К 1985 г. союзный аппарат органов управления министерств и ведомств насчитывал 107 тыс. человек, республиканский – 140 тыс., число работников министерств АССР, краевых, областных управлений и отделов составляло 280 тыс. человек. С 1965 министерства были абсолютными монополистами в своей отрасли. Они распоряжались всеми ресурсами, непосредственно руководили предприятиями и организациями по всей стране. Переход к строительству предприятий-гигантов практически во всех отраслях привел к расширению влияния их руководителей.

Главной опорой верховной власти в годы брежневского правления стал ЦК КПСС и особенно его аппарат. Если во второй пол. 60-х гг. основные решения принимались на пленумах, то в последующем центр властных полномочий все больше смещался в отделы ЦК. Общая численность ответственных сотрудников аппарата ЦК достигала 1500 человек. Пленумы ЦК и съезды партии, хотя и собирались регулярно, стали все больше носить формальный характер, лишь «одобряя» подготовленные аппаратом решения. Механизм пополнения аппарата ЦК и самого Центрального Комитета к концу 70-х гг. был отлажен до «совершенства». В определенных пропорциях соблюдалось представительство в аппарате республиканских партийных организаций, краев и областей, ВПК, науки и искусства, правоохранительных органов. В ЦК и его аппарате отражались интересы всех властных структур. Такая ситуация стала благоприятной для лоббирования интересов регионов и отраслей.

«Застой» «развитого социализма» стал временем расцвета номенклатурных привилегий, которые по-прежнему включали госдачи, спецпайки, спецлечение, спецтранспорт. Однако все эти атрибуты «власти-собственности» нельзя было перевести в личную собственность и передать детям. Стремление к обеспечению безбедного существования родных и наследников в условиях безопасности от преследований для номенклатуры, установленной при Брежневе, привело к тому, что в значительной степени она не считала обязанной жить по «моральному кодексу строителей коммунизма».

Наиболее коррумпированными в годы позднего «развитого социализма» были среднеазиатские республики, где дача взяток чиновникам составляло, целую систему. Началось сращивание партийного и государственного аппарата с теневой экономикой. Масштабы последней приобрели все более угрожающий характер. По позднейшим оценкам, в середине 70-х гг. дельцы теневой экономики отчуждали себе примерно седьмую часть доходов трудящихся, к началу 80-х гг. – 18%, к 1985 г. – 21%, а в 1989 году – 25%. В стране множились бригады «шабашников», строивших дачи и целые поселки. Легальными школами капитализма были молодежные кооперативы (МЖК), создававшиеся с 1971 г. для обеспечения молодых семей квартирами на основе хозрасчета. К сер. 80-х гг. только в Москве действовало 52 МЖК. Комсомольцы «выбивая» фонды, стройматериалы, кредиты, становились предпринимателями. Впоследствии на базе МЖК вырастали строительные фирмы, банки.

Пленум ЦК партии (ноябрь 1982 г) избрал генеральным секретарем ЦК Ю.В. Андропова. Он дал указания готовить серьезные меры в сфере экономики. Сотрудники КГБ занялись выявлением нарушителей трудовой дисциплины. Одновременно был дан ход громким делам о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией. Началась смена партийных руководителей. Некоторое наведение порядка, дисциплины и другие мероприятия, связанные с его именем, дали заметный экономический эффект. По официальным данным темпы роста экономики в 1983 г. составили 4, 2% (против 3,1% в 1982 г.).

Андропова на посту генерального секретаря ЦК и Председателя Президиума Верховного Совета сменил К. У. Черненко. Его приход к власти сразу же обернулся отказом от андроповских новаций. Новых назначений в Политбюро и Секретариат ЦК при Черненко не произошло, но на второе место в руководстве вместо Н.А. Тихонова был выдвинут М. С. Горбачев.

Неспособность руководства переломить негативные тенденции в народном хозяйстве обусловили дальнейшее снижение темпов экономического развития. В 10-й пятилетке (1976-1980 гг.) национальный доход вырос на 21%, объем промышленной продукции – на 24%, сельскохозяйственной – на 9%. В 11 пятилетке (1981-1985 гг.) соответствующие показатели составляли 16, 5%, 20% и 11%. В начале правления

М. С. Горбачева на волне «ускорения» планировалось увеличить в 12-й пятилетке (1986-1990 гг.) национальный доход на 20-22%, промышленную продукцию – на 21-24%, продукцию сельского хозяйства – вдвое.

Таким образом, в рассматриваемый период развитие страны носило противоречивый характер. В политической жизни страны имели место две тенденции – демократическая и консервативная. В экономической области реформы, проводимые в первый период правления Л. И. Брежнева, привели к росту национального дохода. Но в период позднего «развитого социализма» правительство отошло от реформ и перешло на командно-административные методы руководства народным хозяйством. Данное решение негативно сказалось на развитие экономики, и привело к «застою». В социальной сфере, несмотря на все противоречивые тенденции развития экономики, были достигнуты значительные успехи.

Вопросы для повторения

1.Как изменился состав правительства после отставки Н.С. Хрущева.

2.Какие две тенденции появились в политике правительства.

3.Почему правительство отказалось от реформ, проводимых А.Н. Косыгиным.

4.Как развивалась промышленность в указанный период.

5.Каковы позитивные и негативные тенденции развития селского хозяйства.

6. Достижения и проблемы в социальной сфере.

Рекомендуемая литература

1. Барсенков, А. С., Вдовин, А. И. История России 1917-2004. Учеб. пособие /

А. С.Барсенков, А. И. Вдовин. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 832 с.

2. История России XX – до начала XXI века. Под ред. Л. В. Милова. – М.: «Эксмо», 2006. – 598 с.

3. История России XX в. / А. Н. Боханов, М. М. Горинов, В. П. Дмитренко и др. – М.: Изд-во «АСТ-ЛТД». 1998. – 608 с.

4. Наше Отечество. Опыт политической истории. / Кулешов С.В., Волобуев О. В., Пивовар Е. И. и др. В 2 т. – М. 1991. – Т. 2. – 620 с.

5. Орлов, А. С. и др. История России с древнейших времен до наших дней / А. С. Орлов. В. А., Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. М.: Изд-во МГУ, 1999. – 544 с.

6. Страницы истории советского общества. Факты, проблемы, люди. – М.: Политиздат. 1989. – 447 с.

 

Date: 2015-05-19; view: 1239; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию