Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Анализ уровня и структуры инфекционной заболеваемости с оценкой эпидемиологической, социальной и экономической значимости





Изучение уровня и структуры инфекционной заболеваемости позволяет выявить наиболее актуальную для данного региона, коллективов, различных социальных и профессиональных групп инфекционную патологию из всей совокупности инфекционной заболеваемости. Анализ уровня позволяет научно обосновать наиболее рациональные профилактические мероприятия в отношении групп или отдельных нозологических форм инфекций.

Учебные цели:

Научиться определять эпидемиологическую, социальную и экономическую значимость инфекционных заболеваний.

В результате освоения темы студент должен уметь:

- составлять программу для изучения инфекционной заболеваемости;

- проводить группировку и статистическую сводку информации;

- определять эпидемиологическую значимость;

- определять экономическую значимость;

- анализировать полученные результаты с оценкой их статистической достоверности;

- графически выражать полученные результаты с оценкой их статистической достоверности;

- формулировать выводы, в дальнейшем используя их в разработке конкретных профилактических и противоэпидемических действий в профессиональной деятельности;

 

Для формирования умений необходимо знать:

- Заболеваемость (Инцидентность), как статистическая величина. Количественная оценка заболеваемости;

- Показатели превалентности (распространённости, болезненности). Формулы расчёта. Взаимосвязь этих показателей. Область применения. Эпидемиологический смысл;

- Достоверность различия показателей заболеваемости. Критерий Стьюдента. Эпидемиологический смысл. Метод расчёта;

- Показатели структуры. Методы расчёта. Применение в эпидемиологии;

- Способы графического отражения эпидемиологических данных; Графическое изображение интенсивных и экстенсивных показателей;

- Различные виды классификации инфекционных заболеваний, в том числе МКБ-Х, эпидемиологические классификации;

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению анализа уровня и структуры инфекционной заболеваемости населения:

Вопросы для самоподготовки:

1. Критерии оценки эпидемиологической значимости;

2. Критерии оценки социальной значимости;

3. Виды экономического ущерба. Критерии оценки экономической значимости;

4. Учётно-отчётные документы используются для сбора данных об инфекционной заболеваемости.

5. Демографические данные необходимы для проведения анализа.

6. Статистические показатели применяются для проведения анализа инфекционной и неинфекционной заболеваемости.

7. Показатели (заболеваемость, поражённость, болезненность) используются при анализе инфекционных и паразитарных болезней – эшерихиозы, малярия, аскаридоз, туберкулёз.

8. Показатели, используемые для характеристики структуры и уровня заболеваемости, и укажите способы их графического изображения.

 

Пользуясь данными таблицы 1, проведите сравнительную оценку всей инфекционной заболеваемости, заболеваемости гриппом и ОРЗ в отчётном году со средними показателями предшествовавших лет по критерию Стьюдента (t – коэффициенту достоверности различия показателей). Сформулируйте вывод. Выдвинете гипотезы, с чем может быть связано столь интенсивное изменение уровня всей заболеваемости. Аргументируйте ход дальнейшего исследования. Что, по Вашему мнению, необходимо проанализировать (группы, нозологические формы болезней и т.д.).

Для выполнения задания необходимо использовать следующие формулы:

 

t=(yi - yi-)/ √myi2 +myi-2 ; myi=√yi×(105 - yi)/N ; myi-= √ yi-×(105 - yi-)/N- ;

 

yi - показатель заболеваемости отчётного года;

yi- - средний показатель заболеваемости предшествовавших лет;

myi - ошибка показателя отчётного года;

myi- -ошибка показателя предшествовавших лет;

N - численность населения за отчётный год;

N- - средняя численность населения предшествовавших лет;

Таблица 1

Инфекционная заболеваемость в городе У. в отчётном 2010 г. gо сравнению со среднегодовой заболеваемостью в предыдущие 5 лет (2005-2009гг.).

Группа заболеваний Среднегодовые показатели заболеваемости за (2005-2009) Заболеваемость отчётного года (2010г.)
  Абсолютное число случаев Заболеваемость на 100 тыс. (%000) Абсолютное число случаев Заболеваемость на 100 тыс. (%000)
Инфекционные заболевания 1907,3 1563,2
Грипп и ОРЗ 29077,13 34515,28
Всего инфекционных заболеваний по форме №85 20984,39 36068,41

 

2. Изучение уровня и структуры инфекционной заболеваемости в различных группах инфекционной патологии.

Используя сведения таблицы №2, обоснуйте и проведите группировку заболеваний для таблицы №4. оцените достоверность изменения показателей заболеваемости отчётного года со средними показателями предшествовавших лет по группам инфекций (используя критерий Стьюдента или уровни доверия и дополнительные интервалы). Проанализируйте полученную структуру инфекционной заболеваемости по группам инфекций (См. табл. 4).

Проанализируйте отдельно уровень и структуру заболеваемости населения зоонозными инфекциями (используя табл. №2 заполните табл. №5). Подумайте и предположите, с чем может быть связано такой характер изменения структуры заболеваемости. Графически изобразите полученные результаты уровня заболеваемости и структуры по группам инфекций (табл. 4.5.).

Таблица 2

Число случаев инфекционных заболеваний в городе У. в различные периоды наблюдения.

 

№ п/п Нозологические формы болезней Абсолютное число случаев за 2005-2009. (среднее значение) Абсолютное число случаев за 2010 г.
Брюшной тиф
Паратиф A,B,C,
Бактериальные дизентерии
Пищевые токсикоинфекции, вызванные установленным возбудителем
Пищевые токсикоинфекции, вызванные неустановленным возбудителем
Другие ОКЗ, вызванные установленным возбудителем
Другие ОКЗ, вызванные не установленным возбудителем
Дифтерия
Коклюш
Скарлатина
Менингококковая инфекция
Ветряная оспа
Корь
Краснуха
Клещевой весенний энцефалит
Геморраргическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС)
Вирусные гепатиты: Вирусный гепатит B Вирусный гепатит A Вирусный гепатит C Микст гепатиты (ГВ+ГС, ГВ+ГД+ГС) Вирусные гепатиты неустановленной этиологии (ГНЭ)    
Бруцеллёз
Паротит эпидемический
Малярия
Легеонеллёз
Сибирская язва
ОРЗ
Грипп
ВИЧ-инфекция

 

Табл.3 Численность населения города У. в 2005-2010гг.

Периоды Численность населения
Среднегодовая численность населения в период 2005-2010 гг.
Отчётный год 2011

 

Таблица 4

Заболеваемость в различных группах инфекционных заболеваний в период 2005-2010 гг. (исключая грипп и ОРЗ).

Группа инфекционных заболеваний Среднегодовые показатели заболеваемости в период (2005-2010 гг.) Показатели заболеваемости отчётного года (2011 г.)
Абсолютное число случаев На 100 тыс. (y-i) % Абсолютное число случаев На 100 тыс. (y-i) %
1.Кишечные инфекции   2.Инфекции дыхательных путей   3.Кровяные инфекции   4.Инфекции с гемаконтактным механизмом передачи   5.Инфекции наружных кожных покровов            
Всего            

 

Таблица 5

Заболеваемость населения города У. зоонозными инфекциями в 2005-2010 гг.

 

Группа инфекционных заболеваний Среднегодовые показатели заболеваемости в период (2005-2010 гг.) Показатели заболеваемости отчётного года (2011 г.)
Абсолютное число случаев На 100 тыс. (y-i) % Абсолютное число случаев На 100 тыс. (y-i) %
Сибирская язва   ГЛПС   Бруцеллёз   Клещевой энцефалит   Всего            

 

1.Определение эпидемиологической значимости. Проведите эпидемиологический анализ группы инфекций с гематоконтактным механизмом передачи, используя табл. №6. определите наиболее эпидемиологически значимые группы или формы инфекционных заболеваний, используя методы оценки достоверности различий сравниваемых показателей (t – критерий, уровни доверия и доверительные интервалы). Изобразите графически интенсивные показатели с уровнями доверия и доверительными интервалами. Сделайте вывод по полученным результатам.

Для выполнения задания необходимы следующие формулы:

 

ΔPyi=Yi±m×tp; ΔPy-i=Y-i±m×tp;

 

ΔPy-i - верхний и нижний доверительный уровень среднего показателя заболеваемости предшествовавших лет;

ΔPyi - верхний и нижний доверительный уровень среднего показателя заболеваемости отчётного года;

tp - коэффициент Стьюдента;

Таблица 6.

Структура и заболеваемость в группе инфекций с гемоконтактным механизмом передачи в период 2005-2010 гг.

Группа инфекционных заболеваний Среднегодовые показатели заболеваемости в период (2005-2010 гг.) Показатели заболеваемости отчётного года (2011 г.)
Абсолютное число случаев На 100 тыс. (y-i) % Абсолютное число случаев На 100 тыс. (y-i) %
Вирусный гепатит В (ГВ)   Вирусный гепатит С (ГС)   Вирусные гепатиты микст (ГП+ГС, ГВ+ГД+ГС)   ВИЧ-инфекция Всего                              

 

2.Определение социальной значимости различных нозологических форм инфекционных заболеваний.

Социальная значимость болезни рассчитывается на основе таблиц стандартных величин социального ущерба, наносимого, одним случаем болезни, следует умножить на показатель заболеваемости, рассчитанный на 100 тыс. населения. Полученный ряд значений социального ущерба ранжируют и определяют нозологические формы с наибольшей социальной значимостью. Пользуясь данными табл. 6 и 7, проведите расчёты социальной значимости отдельных нозологических форм группы инфекций с гемоконтактным механизмом передачи (табл. 8). Сформулируйте вывод. Объясните, почему уровень социального ущерба в группе инфекций столь различен.

Таблица 7

Стандартные величины социального и экономического ущерба, наносимого, одним случаем инфекционной болезни (Данные Центрального НИИ эпидемиологии МЗ РФ, 2011 г.)

Нозологические формы Социальный ущерб (в относительных величинах) Экономический ущерб от 1 случая, тыс. руб. (в ценах 2000 г.)
Брюшной тиф и паратифы 47,85 27,41
Пищевые токсикоинфекции 42,31
Бактериальная дизентерия 11,74 5,26
ОКИ, установленной этиологии н.д* 2,84
ОКИ, неустановленной этиологии н.д* 2,69
Вирусный гепатит А 12,68 14,21
Вирусный гепатит В 147,15 22,48
Вирусный гепатит С (ГС) аа 154,6 17,84
<<Носители>> вируса ГВ 8,16 2,24
<<Носители>> вируса ГС н.д* 1,79
Скарлатина 6,87
Дифтерия 131,62 16,60
Корь 14,60 3,02
Коклюш 8,16 3,27
Краснуха 7,17 1,58
Эпидемический паротит 7,23 1,50
Сибирская язва 67,77
Клещевой энцефалит 32,4 11,81
Грипп 8,48 1,27
ОРВИ 8.48 1,15
Бруцеллёз н.д* 20,87
ГЛПС 15,20 15,29
ВИЧ-инфекция 198,9 58,46

н.д* - нет данных

Таблица 8.

Социальная значимость группы инфекций с гемоконтактным механизмом передачи в городе У. в период 2005-2010 гг.

Нозологические формы Величина социального ущерба в период 2005-2010 гг. Ранг Величина социального ущерба в 2011 г. Ранг
Вирусный гепатит В (ГВ)        
Вирусный гепатит С (ГС)        
ВИЧ-инфекция        
         

 

3.Определение экономической значимости. Экономическая значимость болезни определяется прямым и косвенным ущербом, наносимым государству от всей совокупности заболевших. Экономическая значимость рассчитывается путём умножения величины ущерба от одного случая заболевания на абсолютное число заболеваний.

Пользуясь данными таблиц № 6,7, рассчитайте экономический ущерб отдельных нозологических форм группы инфекций с гемоконтактным механизмом передачи и заполните в тетради (Табл. 9). Сформулируйте вывод.

Место проведения самоподготовки: читальный зал.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: Можно взять первичный материал на кафедре по различным нозологическим формам или группам заболеваний и провести научно-исследовательскую работу по анализу уровня и структуры заболеваемости населения, по результатам проведенного анализа представить материал на студенческой научной конференции.








Date: 2015-05-19; view: 655; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.01 sec.) - Пожаловаться на публикацию