Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Год обучения. 1.Теория, сформулированная и исследованная П.Я.Гальпериным середине XX века основана на том, что организация внешней деятельности школьников





ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. (ЗНАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО)

1. Теория, сформулированная и исследованная П.Я.Гальпериным середине XX века основана на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, умений, навыков. Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

Первый - создание мотивации обучаемого;

Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;

Третий - выполнение реальных действий;

Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;

Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»;

Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде (интериоризация).

На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».

Взгляды П.Я.Гальперина, А.А. Катаевой о необходимости целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию высших психических функций получили дальнейшее развитие в исследованиях Е.А.Стребелевой (1992, 2001, 2005).

3. В ее трудах представлена методическая система по формированию мышления как единого диалектического процесса, где каждый из видов мышления является необходимым компонентом общего мыслительного процесса.

4. В основе коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми, реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления.

- В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

- Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором в различные моменты может преобладать то одна то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает специфический характер.

Исходя из теоретических положений П.Я.Гальперина, А.А. Катаевой - на начальном этапе мышление формируется в плане действия, опираясь на восприятие.

А) Мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметно-орудийных действиях, включенных в систему практических задач.

Б) Педагог направляет практическую деятельность ребенка, способствует формированию переноса принципа действия с одного орудия на другое, незнакомое, в новой ситуации.

В) Действуя с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия.

Г) При этом он осознает динамичность окружающей среды, а главное, познает возможность воздействовать на динамику предмета по своему замыслу, или в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним взрослый.

Д) Такая ситуация непосредственного воздействия ребенка на окружающие объекты создает благоприятные условия для развития соотношения между наглядными и словесно-логическими формами мышления.

Е) В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказываний: фиксации выполненного действия, рассуждений, умозаключений

Ж) Словесное обобщение ребенком собственных действий ведет к возникновению и совершенствованию полноценных образов и оперирования ими в мысленном плане.

З) В ходе занятий используются следующие приемы: сравнения, обобщения, противопоставления, аналогии, установление связей между явлениями и объектами природы, классификация и систематизация известных фактов, формулирование выводов в виде суждения и умозаключения.

Д) Именно на этой основе формируются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными, обобщенными, что позволяет детям устанавливать причинно-следственную связь и зависимость.

Направления работы:

год обучения

ЗАДАЧИ

1. Создание предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления:

*формирование целенаправленной предметно-орудий­ной деятельности в процессе выполнения практического и игро­вого задания;

*формирование обобщенного представления о вспо­могательных предметах и орудиях фиксированного назначения;

*формирование навыков анализа проблемными практическими ситуациями и обучение ис­пользованию предметов-заместителей.

* формировать способы ориентировки в условиях проблем­ной практической задачи и способы ее выполнения.

*формиро­вать метод проб, как основной метод решения наглядно-дейст­венных задач.

* включать речь в процесс решения проблемно-практических задач.

 

Рассмотрим это более подробно.

 

1. При формировании нагляд­но-действенного мышления одной из первых задач является — формирование обобщенного представления о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного назначения, которые чело­век использует в своей каждодневной жизни.

На первом году обучения детям даются основные представле­ния о двух типах орудий: с фиксированным назначением и пред­меты-заместители, которые используются в проблемных прак­тических ситуациях.

* Взрослый учит их осознавать саму про­блемную ситуацию, выделяя цель действия и условия ее достижения, а затем, помогает анализиро­вать обстановку, искать средство ее достижения (орудие) — в окружающей обстановке. При этом слова «цель», «условие», «сред­ство», «орудие» не употребляются.

ПРИМЕР

Рассмотрим в качестве примера дидактическую игру «Достань ключик», в которой педагог знакомит детей с проблемной прак­тической задачей и учит анализировать условия такой задачи.

*Педагог показывает ребенку новую заводную игрушку и объ­ясняет, что машина не едет, чтобы она поехала — нужен ключик. Ключик от игрушки висит высоко, так, что, стоя на полу, ребе­нок не может его достать.

 

Date: 2015-05-19; view: 675; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию