Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Психологическая диагностика развития ребенка в дошкольном возрасте





1.Психологическая диагностика младенцев и детей раннего детства.

2.Диагностика познавательного развития детей дошкольного возраста.

 

 

Важность ранней психодиагностики связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. На основе такой психодиагностики возможны раннее выявление возможных отклонений, планирование индивидуальных мер коррекции и профилактики нарушений. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального развития могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. С другой стороны, в раннем детстве имеются более широкие возможности коррекции за счет большой пластичности, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка.

Методы диагностики детей этого возраста имеют специфические особенности, которые проявляются как в методических особенностях самих методик, так и в процедуре их использования.

Для детей младенческого периода и раннего детства используются методики, основанные на наблюдении, в ходе которого включаются экспериментальные пробы (например, для определения реакции ребенка на игрушку). Наблюдение проводится в естественных условиях, предусматривает минимальное вмешательство психолога-диагноста в привычные повседневные формы поведения детей.

Одной из первых методик, основанных на этих принципах, является методика «Таблицы развития» Арнольда Гезелла (1925). Методика предназначена для возрастного диапазона от 4 недель до 6 лет. Включает показатели-нормы по 4 сферам поведенческих проявлений: моторика, язык, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Исследование базируется на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых матерью ребенка. В проведении обследования помогает подробное, снабженное рисунками описание процедуры наблюдений за поведением, типичным для детей разного возраста.

А.Анастази отмечает недостаточную стандартизированность этих таблиц развития, но указывает на их полезность в качестве дополнения к медицинским обследованиям, осуществляемым педиатрами и другими детскими специалистами, выявляющими причины ненормальности в поведении в раннем периоде жизни.

Тесты для раннего возраста строятся, как правило, по типу шкалы. Такие методики включают определенный круг нормативов-критериев, которые являются опорой для наблюдения за проявлениями различных сфер психического развития ребенка (сенсомоторики, речевого развития и т.д.). Оценка уровня развития базируется на обнаружении той или иной способности (например, движение по направлению к предмету и хватание его). Возраст появления определенной способности соотносится с возрастом обнаружения данной способности у нормальных детей в выборке стандартизации. На основе сопоставления определяемого таким образом «психического» и хронологического (паспортного) возрастов рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития.

В 30-40-ые годы активно применялась за рубежом методика Ш. Бюлер и Г.Гетцер (тесты нервно-психического развития детей 1-6 годов жизни (1932), на русский язык переведена в 1935 г.

На основе тестов А. Гезелла разработана и шкала психомоторного развития в раннем детстве, предложенная О. Брюне и И. Лезин (1951). Шкала предназначена для исследования детей в возрасте от 1 до 30 мес. Шкала содержит 160 заданий, касающихся проявлений поведения в областях: моторики, зрительно-моторной координации, речевого развития, социального развития. По каждой сфере развития получены нормы-критерии по 16 возрастным уровням от 1 до 10 мес. (10 уровней) затем – уровни 12, 15, 18, 21, 24, 30 мес. Предложено по 10 заданий для каждого возрастного уровня. При оценивании за каждое выполненное задание возрастных уровней первых 10 месяцев ставился 1 балл, уровня 12 мес.- по 2 балла, уровней от 15 до 24 – 3 балла, за уровень 30 мес. – по 6 баллов. При обработке результатов сумма полученных ребенком баллов делится на 10. Полученный показатель отражает «глобальный возраст» развития ребенка. Путем соотнесения глобального возраста с хронологическим определяется показатель «коэффициент развития» (QD). Возможна оценка отдельно по каждой сфере развития, может быть построен профиль развития.

Другой, более поздней методикой, также основанной на наблюдении, являются Шкалы развития Н.Бейли (1969). Методика предназначена для обследования детей в возрасте от 2 до 30 мес. Набор тестов состоит из трех частей:

 

Date: 2015-05-19; view: 1060; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию