Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Описание: опросник состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. Может проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте да, если не согласны, то нет ”.
Обработка результатов:
При обработке результатов выделяют номера вопросов, ответы на которые не совпадают с ключом, это проявления тревожности. При анализе результатов подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тесту, если оно больше 50%, то можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если выше 70%, то можно говорить об очень высокой тревожности.
2. Анализируется число совпадение по каждому из 8 факторов тревожности выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется, так же как и в 1 случае, анализируется общее внутреннее состояние школьника, определяющееся наличием тех или иных тревожащих факторов и их количеством.
Ключ:
При совпадении с ключом ставится 1 балл.
№фак-
тора
| Наименование фактора
| Номера вопросов
| 1.
| Общая тревожность в школе
| 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;
| 2.
| Переживание социального стресса
| 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44
| 3.
| Фрустрация потребности в достижение успеха
| 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;
| 4.
| Страх самовыражения
| 27, 31, 34, 37, 40, 45;
| 5.
| Страх ситуации проверки знаний
| 2, 7, 12, 16, 21, 26;
| 6.
| Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
| 3,8,13,17,22;
| 7.
| Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
| 9,14,18,23,28;
| 8.
| Проблемы и страхи в отношениях с учителями
| 2,6,11,32.35.41.44.47.
|
1.
| ─
| 11.
| +
| 21.
| ─
| 31.
| ─
| 41.
| +
| 51.
| ─
| 2.
| ─
| 12.
| ─
| 22.
| +
| 32.
| ─
| 42.
| ─
| 52.
| ─
| 3.
| ─
| 13.
| ─
| 23.
| ─
| 33.
| ─
| 43.
| +
| 53.
| ─
| 4.
| ─
| 14.
| ─
| 24.
| +
| 34.
| ─
| 44.
| +
| 54.
| ─
| 5.
| ─
| 15.
| ─
| 25.
| +
| 35.
| +
| 45.
| ─
| 55.
| ─
| 6.
| ─
| 16.
| ─
| 26.
| ─
| 36.
| +
| 46.
| ─
| 56.
| ─
| 7.
| ─
| 17.
| ─
| 27.
| ─
| 37.
| ─
| 47.
| ─
| 57.
| ─
| 8.
| ─
| 18.
| ─
| 28.
| ─
| 38.
| +
| 48.
| ─
| 58.
| ─
| 9.
| ─
| 19.
| ─
| 29.
| ─
| 39.
| +
| 49.
| ─
|
|
| 10.
| ─
| 20.
| +
| 30.
| +
| 40.
| ─
| 50.
| ─
|
|
|
Результаты:
1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%). Для каждого респондента.
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Бланк ответов
Ф.И.О.___________________________________.
Возраст_________________
Дата проведения_______________________
Инструкция: “ Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте да, если не согласны, то нет ”.
№
| Утверждение
| Да
| Нет
|
| Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
|
|
|
| Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
|
|
|
| Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
|
|
|
| Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
|
|
|
| Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
|
|
|
| Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
|
|
|
| Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
|
|
|
| Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
|
|
|
| Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
|
|
|
| Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
|
|
|
| Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
|
|
|
| Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
|
|
|
| Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
|
|
|
| Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
|
|
|
| Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
|
|
|
| Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
|
|
|
| Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
|
|
|
| Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
|
|
|
| Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
|
|
|
| Похож ли ты на своих одноклассников?
|
|
|
| Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
|
|
|
| Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
|
|
|
| Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
|
|
|
| Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
|
|
|
| Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
|
|
|
| Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
|
|
|
| Боишься ли ты временами вступать в спор?
|
|
|
| Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
|
|
|
| Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
|
|
|
| Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
|
|
|
| Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
|
|
|
| Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
|
|
|
| Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
|
|
|
| Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
|
|
|
| Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
|
|
|
| Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
|
|
|
| Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
|
|
|
| Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
|
|
|
| Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
|
|
|
| Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
|
|
|
| Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
|
|
|
| Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
|
|
|
| Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
|
|
|
| Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
|
|
|
| Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
|
|
|
| Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
|
|
|
| Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
|
|
|
| Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
|
|
|
| Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
|
|
|
| Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
|
|
|
| Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
|
|
|
| Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
|
|
|
| Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
|
|
|
| Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
|
|
|
| Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
|
|
|
| Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
|
|
|
| Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
|
|
|
| Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
|
|
|
|