Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание для практической работы





Прочитайте, произнесите слова. Назовите пары слов, в которых с помощью ударения различается смысл:

сорок учеников – стая сорок, выкупать ребенка – выкупать товары, широкие реки – берег реки, дальняя дорога – эта вещь мне дорога, с правой стороны – в разные стороны, крашеные полы – полы пальто, огромные окна – ширина окна.

Прочитайте, соблюдая правильное ударение:

понять, понял, поняла, поняли; спать, спала, спали; звонить, звонит, звонят; заржаветь, заржавеют, заржавеет; положить, положил, положила; красива, красивее.

Образуйте от следующих глаголов формы мужского, среднего, женского рода прошедшего времени:

брать, взять, гнать, занять, начать, понять.

4.Образуйте от следующих прилагательных формы всех родов и форму множественного числа:

бойкий, веселый, вредный, голодный, гордый, горький, дешевый, дорогой, зеленый, светлый.

5.Просклоняйте существительные, поставьте ударение. Помните, что в этих словах ударение падает на основу:

выборы, средства, грабли.

6. Прочитайте с правильным ударением:

одолжить, средства, агент, издавна, наготове, ободрить, камбала, намерение, договор, ходатайство, упрочение, хозяева, щавель, квартал, коклюш, избаловать, дремота, обеспечение, облегчить, опека, афера, кулинария, цемент, каучук, фольга, диспансер, торты, шарфы, банты, откупорить.

Нормы словоупотребления

Лексическое значение слов и их сочетаемость

Для точного словоупотребления требуется знание лексического значения слов и их сочетаемости.

В речи мы часто встречаем примеры лексической несочетаемости. Происходит это из-за небрежности говорящего (пишущего), его невнимательности. Так, лексическая сочетаемость нарушается в предложениях: «Его поэзия производит на меня неповторимое чувство», «В последнем матче клуб одержал поражение». Причина ошибки состоит в том, что говорящий (пишущий) перепутал части устойчивых выражений в первом и втором случае.

В первом случае вместо выражения «производит впечатление» или «вызывает чувство» автор использовал части из двух выражений, разрушив смысл фразы.

Во втором случае автор забыл, что существует устойчивое выражение «одержать победу», о поражении говорят: «потерпеть поражение». Причина ошибки – незнание или нетвердое знание фразеологизмов.

Незнание лексического значения слов тоже приводит к ошибкам. Так, в предложении: «Придворные высыпали на крыльцо встречать барина» - автор неверно употребил слово «придворные», перепутав его со словом «дворня», или «дворовые».

Употребление многозначных слов и слов в переносном значении

Верное словоупотребление предполагает знание и четкое разграничение значений многозначных слов (полисемии).

Слово, взятое изолированно, всегда воспринимается в своем основном значении. Переносные значения становятся ясными в контексте, например: свежие цветы, свежий хлеб, свежая мысль.

Многозначность слов может стать причиной ошибок, дать повод к неправильному истолкованию фразы. Например: «Врач обошел вторую палату» (миновал или подошел к каждому?), «Ребята прослушали объяснение» (выслушали или пропустили мимо ушей?).

Писатели находят в полисемии источник выразительности речи. Они строят фразу так, что многозначное слово воспринимается и в прямом, и в переносном значении. Такая игра слов называется «каламбур». В качестве примера приведем афоризмы: «Дети – цветы жизни, не давайте им, однако, распускаться», «Труднее всего провести время».

Употребление омонимов, паронимов и синонимов в речи

Верное словоупотребление предполагает четкое разграничение омонимов в речи.

Незнание омонимов приводит к двусмысленности выражения. Смысл предложения «Способные ученики переводятся» - неясен, так как слова, имеющие одинаковое написание и произношение, обозначают разные понятия: «переводятся в другой класс» и «исчезают».

Нередко ошибки в выборе слова связаны с неумением разграничить слова-паронимы (близкие по звучанию однокоренные слова).

Так, говорящий путает слова «поступок» и «проступок», «абонент» и «абонемент», «оплатить» и «заплатить».

Ошибки подобного рода встречаются даже в речи людей, хорошо владеющих литературным языком.

Например, предложение «Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора» содержит ошибку. Слово «заглавный» имеет значение «содержащийся в заглавии». Получается, что чувством юмора обладали стулья, вынесенные в название романа. Ошибка вызвана тем, что пишущий не различает слова «главный» и «заглавный».

Синонимы делают речь точной, яркой, выразительной, но при условии правильного употребления в речи.

Обычно синонимы имеют тонкие смысловые различия, которые называются семантическими, например, различаются оттенками лексического значения слова: буря – ураган – буран; бежать – мчаться – нестись.

Некоторые синонимы различаются стилистической окраской, например: спать – почивать – дрыхнуть (нейтрально по употреблению первое слово; второе слово имеет книжный архаический оттенок; третье слово допустимо только в разговорном стиле). Такие синонимы называются стилистическими.

Употребление слова без учета его стилистической окраски может привести к ошибке, например: «Базаров закончил разговор и отправился дрыхнуть».

Точность выражения мысли и многословие

Точность выражение мысли – главное требование к речи говорящего. Нарушение этого требования может привести к многословию, то есть речевой ошибке.

Выделяют несколько видов многословия:

- плеоназм (от греческого слова – «избыток») – употребление в речи логически лишних слов, например: «Все гости получили памятные сувениры». Слово «сувенир» имеет значение «подарок на память», поэтому слово «памятный является лишним. Плеоназмы часто встречаются в нашей речи, например: в мае месяце, необычный феномен, неиспользованные резервы и т.д.

- тавтология (от греческого слова «то же самое») – повторение однокоренных слов: «Руководители настроены на деловой настрой», «В экономике сложилась сложная ситуация», «В рассказе рассказывается». Иногда тавтологии избежать нельзя, так как ни одно из однокоренных слов заменить нельзя, например: «словарь иностранных слов», «бригадир первой бригады», «загадать загадку».

Date: 2015-04-23; view: 1140; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию