Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. Адаптационного периодаСтр 1 из 5Следующая ⇒ Программа Адаптационного периода Для учащихся 10-го класса Составитель: Титова Елена Сергеевна, педагог – психолог первой категории, заместитель директора по информатизации МОУ СОШ №2 Копейского городского округа
Пояснительная записка
Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 кл) и переход из средней в старшую (10 кл). В литературе по данному вопросу основное внимание уделяется преимущественно первоклашкам, однако адаптация десятиклассников является не менее важным моментом. «Школьники со стажем» тоже попадают в новые условия. Необходимость адаптации обычно возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У десятиклассников изменились как социальное окружение (новый состав класса и учителей), так и система деятельности (новая учебная ситуация). А ситуация новизны всегда тревожна. Неизвестно, что ждать от незнакомых учителей, какими будут их требования, каковы особенности и условия обучения, ценности и нормы поведения. Школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Целями адаптационного периода для десятиклассников являются: помощь в создании нового классного коллектива; изучение индивидуальных особенностей старшеклассников; разработка содержания образования адекватно гуманистическим и гуманитарным ценностям, социального самоопределения и самореализации личности. Такое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к тому, что мы именуем школьной дезадаптацией. Через призму тревожности невозможно адекватное восприятие окружающей действительности. Потому часто ученик становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Не менее важен процесс адаптации и для учителя. Не зная своих учеников, он не может успешно организовывать их самообслуживание, индивидуализировать и дифференцировать обучение и, наконец, скорректировать собственную педагогическую позицию по отношению к классу и отдельным ученикам. Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени он занимает как у ребенка, так и учителя, и насколько эффективно проходит. Смысл такого периода и состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. Нужно помочь новеньким ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Г. А. Цукерман называет этот период своеобразной инициацией в новый возраст, в новую систему отношений со взрослым, сверстником и самим собой. Отсюда задача - «выращивание» собственных правил взаимодействия на основе реального опыта сотрудничества (в парах, в группах, в классе), осмысления того, что мешает, а что и помогает общей работе. Для этого важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, высказать свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята обнаруживают ожидания друг друга на предстоящий учебный процесс, учатся прислушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий. Все это способствует снятию тревожности. Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимы, на мой взгляд, следующие этапы его организации: 1) разработка психологом школы варианта программы для каждого класса; 2) принятие классными руководителями идеи адаптационного периода и осознание его 3) создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом 4) обеспечение директором и его заместителем организационных условий для проведения 5) привлечение к проведению адаптационного периода других специалистов для организации итоговых коллективных творческих дел; 6) промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей; 7) обобщение классными руководителями материалов индивидуальной работы детей и представление результатов классу и родителям; 8) проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с материалами и итогами адаптационного периода; 9) проведение итоговых психолого-педагогических совещаний для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода; 10) подготовка итоговой справки-анализа «Об адаптационном периоде в школе». В работе с десятиклассниками важными становятся такие задачи: - принятие позиции ученик-старшеклассник; - принятие новичков в коллектив: - поиск личностного смысла и мотивации учения; - узнавание специфики мира юноши и мира девушки; - организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
|