Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Адаптационного периода





Программа

Адаптационного периода

Для учащихся 10-го класса

Составитель:

Титова Елена Сергеевна,

педагог – психолог

первой категории,

заместитель директора по информатизации

МОУ СОШ №2

Копейского городского округа

 

Пояснительная записка

 

Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в сред­нюю (5 кл) и переход из средней в старшую (10 кл). В литературе по данному вопросу ос­новное внимание уделяется преимущественно первоклашкам, однако адаптация десяти­классников является не менее важным моментом.

«Школьники со стажем» тоже попадают в новые условия. Необходимость адап­тации обычно возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его со­циального окружения. У десятиклассников изменились как социальное окружение (новый состав класса и учителей), так и система деятельности (новая учебная ситуация). А ситуа­ция новизны всегда тревожна. Неизвестно, что ждать от незнакомых учителей, какими бу­дут их требования, каковы особенности и условия обучения, ценности и нормы поведения. Школьник переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений.

Целями адаптационного периода для десятиклассников являются: помощь в создании нового классного коллектива; изучение индивидуальных особенностей старше­классников; разработка содержания образования адекватно гуманистическим и гумани­тарным ценностям, социального самоопределения и самореализации личности.

Такое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к тому, что мы именуем школьной дезадаптацией. Через призму тревожности невозможно адекватное восприятие окружающей действительности. Потому часто ученик становится недисцип­линированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Не менее важен процесс адаптации и для учителя. Не зная своих учеников, он не может успешно организовывать их самообслуживание, индивидуа­лизировать и дифференцировать обучение и, наконец, скорректировать собственную пе­дагогическую позицию по отношению к классу и отдельным ученикам. Независимо от то­го, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени он занимает как у ребенка, так и учителя, и насколько эффективно проходит. Смысл такого периода и состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.

Нужно помочь новеньким ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.

Г. А. Цукерман называет этот период своеобразной инициацией в новый воз­раст, в новую систему отношений со взрослым, сверстником и самим собой. Отсюда зада­ча - «выращивание» собственных правил взаимодействия на основе реального опыта со­трудничества (в парах, в группах, в классе), осмысления того, что мешает, а что и помога­ет общей работе. Для этого важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, высказать свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята обнаруживают ожидания друг друга на предстоящий учебный процесс, учатся при­слушиваться к своим чувствам, оценивать результаты своих усилий. Все это способствует снятию тревожности.

Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимы, на мой взгляд, следующие этапы его организации:

1) разработка психологом школы варианта программы для каждого класса;

2) принятие классными руководителями идеи адаптационного периода и осознание его
смысла:

3) создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом
собственных возможностей на основе базовой программы;

4) обеспечение директором и его заместителем организационных условий для проведения
адаптационного периода (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.д.);

5) привлечение к проведению адаптационного периода других специалистов для органи­зации итоговых коллективных творческих дел;

6) промежуточный анализ и корректировка программы психологом и классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;

7) обобщение классными руководителями материалов индивидуальной работы детей и представление результатов классу и родителям;

8) проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с материалами и итогами адаптационного пе­риода;

9) проведение итоговых психолого-педагогических совещаний для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления

результатов адаптационного периода;

10) подготовка итоговой справки-анализа «Об адаптационном периоде в школе».

В работе с десятиклассниками важными становятся такие задачи:

- принятие позиции ученик-старшеклассник;

- принятие новичков в коллектив:

- поиск личностного смысла и мотивации учения;

- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;

- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Date: 2015-05-19; view: 590; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию