Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая сущность мышления





Психология, в отличие от других наук, изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания, отличия мышления от восприятия. Последнее отражает окружающий мир в образах, предметы мира предстают в восприятии со стороны своих внешних, чувственно достоверных свойств. В восприятии вещи, явления и свойства даны в своих единичных проявлениях, которые "соединены, но не связаны". Но для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия, потому что:

- во-первых, сущность предметов и явлений непосредственно не
совпадает с их внешним обликом, доступным восприятию.

- во-вторых, сложные явления природного и социального мира
недоступны восприятию, они не выражены в наглядных свойствах.

- в-третьих, восприятие ограничено отражением предметов и
явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств
человека. Но с помощью восприятия невозможно познать прошлое (что
уже случилось) и предвидеть будущее (чего еще нет).

Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. Мы легко можем понять, например, что межпланетный корабль, движущийся со скоростью 50000

километров в секунду, будет перемещаться к далекой звезде в шесть раз медленнее, чем луч света, тогда как непосредственно воспринять или представить разницу в скорости тел, движущихся со скоростью 300000 километров в секунду и 50000 километров в секунду, мы не в состоянии. В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга.

Мышление раскрывает то, что непосредственно в восприятии не дано, оно отражает мир в его существенных связях и отношениях, в его многообразных опосредствованиях. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве.

В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях несущественных обстоятельств. Поэтому мышление определяют как обобщенное отражение действительности. Всякое мышление совершается в обобщениях. "Мышление, - подчеркивал С.Л.Рубинштейн, - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному".

В процессе мышления субъект использует различного рода средства, вырабатываемые человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, образы и представления, модели, схемы, символы, знаки, язык. Опора на культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредствованность.

Традиционные определения мышления, которые можно встретить в большинстве учебников по психологии, обычно фиксируют два его признака: обобщенность и опосредствованность. Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения дей­ствительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.

Появление речи в процессе эволюции человека принципиально изменило функции мозга. Мир внутренних переживаний, намерений приобрел качественно новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов. Это не только обусловило возможность передачи информации от человека к человеку, но и сделало качественно иным процесс мышления. Мы лучше осознаем, понимаем мысль, когда облачаем её в языковую форму. Вне языка мы переживаем неясные побуждения, которые могут быть выражены лишь жестами и мимикой. Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так

как сама мысль совершается и формируется с помощью слова.

Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Благодаря слову картина мира становится более совершенной, дифференцированной, с одной стороны, и более обобщенной - с другой. Присоединяясь к непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные элементарные или комплексные признаки, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово переводит субъективный смысл образа в систему значений, что делает его более понятным как самому субъекту, так и другим окружающим его.

Л.2.2. Специфика и особенности мышления

Специфичность мышления заключаются в том, что:

- мышление дает возможность познать глубинную сущность
объективного мира, законы его существования;

- лишь в мышлении возможно познание становящегося,
изменяющегося, развивающегося мира;

- мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с
потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Для психологического анализа мышления важно указать еще на две его особенности, характеризующие специфические качества человеческого мышления, - связь мышления с действием и речью. "Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие -мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется" (С.Л.Рубинштейн).

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями (см. рис. 2):

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ

• Опосредствованный характер

Опора на знания

Исходит из живого созерцания, но не сводится к нему

Отражение связей и отношений в словесной Форме

Связано с практической деятельностью человека

Рис. 2. Особенности протекания процесса мышления

1. Мышление всегда имеет опосредствованный характер.
Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями
объективного мира, человек опирается не только на непосредственные
ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта,
сохранившиеся о памяти.

2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих
законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется
уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями
общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и
закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из "живого созерцания", но не сводится к
нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем
эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее
значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для
данного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между
предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в
неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в
словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова
по своей природе являются совершенно особыми раздражителями,
сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической
деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную
практику человека. Это отнюдь не простое "созерцание" внешнего мира,
а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед
человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных
на переустройство окружающего мира.

Для описания проявлений мышления психология использует определение мышления в широком смысле: это активная позна­вательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных психологических механизмов мышления в психологии говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.

Date: 2015-05-19; view: 721; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию