Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Функциональные классификации мышления





Психологи различают творческое и практическое мышление. Условия их успешного осуществления почти противоположны (Б. М. Теплов).

Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствован­ного решения той или иной задачи. Порождение новых творче­ских идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов. Критическое мышление пред­ставляет собой проверку предложенных решений с целью опреде­ления области их возможного применения.

Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое выявляет их недостатки и дефекты. Для эффектив­ного решения задач необходимы оба вида мышления, но исполь­зуются они раздельно, т.к. являются помехой друг для друга. Творческий и критический типы мышления являются этапами группового способа решения задач, получившего название «моз­говой штурм». Мозговой штурм широко используется для реше­ния разного рода промышленных, административных и других задач. Процедура его проста. Собирается группа людей для того, чтобы «свободно ассоциировать» на заданную тему: как ускорить сортировку корреспонденции, как достать деньги для строитель­ства нового центра или как продать больше чернослива.

Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда кажется не относящимся к проблеме. Критика запрещена. Цель — получить как можно больше идей (новых), т.к. чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появле­ния по-настоящему новой, хорошей идеи. Идеи тщательно запи­сываются и по окончании мозгового штурма критически оцени­ваются, причем, как правило, другой группой людей.

Цель критического мышления — тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т.п.

Функциональными являются разделения общих способов ори­ентации человека в мире. Различаются абстрактные и конкретные «мыслительные установки» (К. Гольдштейн).

Например, когда мы входим в темную спальню и зажигаем лампу, мы действуем конкретно, даже часто не осознавая того, что мы делаем. Нам просто хочется, чтобы стало светло, и наша реакция непосредственно определяется той внешней ситуацией, в которой мы находимся. Если же мы понимаем, что свет может разбудить спящего в комнате человека, и в соответствии с этим не зажигаем свет, мы подходим к ситуации абстрактно, т.е. выходим за пределы непосредственно данных чувственных впечатлений. Конкретная установка реалистична. При такой установке мы привязаны к непосредственному переживанию вещи или ситуа­ции. Наши мысли и действия направляются непосредственными побуждениями, исходящими от объекта или ситуации.

При абстрактной установке мы отвлекаемся от конкретных свойств предметов и явлений. В своих действиях мы ориентиру­емся на более отвлеченную точку зрения, отделяемся от чувствен­ного впечатления, и конкретные вещи предстают перед нами как частные случаи некоторых категорий или понятий.

Здоровый человек сочетает обе эти установки и может перехо­дить от одной из них к другой в зависимости от требований си­туации. У больных с мозговыми поражениями наблюдается сильное нарушение абстрактной установки. Отсутствует абстракт­ная установка у ребенка первого года жизни, а также у старых людей вследствие возрастных нарушений мозговой деятельности.








Date: 2015-05-19; view: 219; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию