Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятия и термины





Значения отображают общие устойчивые отношения вещей и явлений, обнаруживаемые в практической деятельности. Отношения значений обнаруживаются человеком с помощью идеальной деятель­ности и закрепляются в определенных связях слов. Устойчивые связи значений отражают особые отношения объектов – правила, законы, по которым протекают их изменения при определенных условиях.

Правило не извлекается из восприятий и представлений как таковых, оно не содержится в отдельных свойствах объектов или наших знаниях о них, не выводится из значений. Понимание не сводится ни к тому, что мы видим и представляем, ни к тому, что мы знаем и смыслим.

К пониманию (установлению прави­ла или закона) ведут следующие этапы умственной деятельности:

1. анализ свойств (отношений) самих объектов;

2. анализ отношений свойств;

3. сопоставление (синтез) выявленных отношений по определенным категориям;

4. отделение и фиксирование правила измене­ния (абстрагирование отношения отношений);

5. построение или отличение множества объектов, подчиняющихся правилу (обобщение).

Понятие — ото­бражение свойств объектов, устойчивых к определен­ным преобразованиям.

Содержание понятия - закон, которому подчиняются отношения данных вещей и явлений.

Объем понятия - объекты, от­ношения которых подчиняются этому закону.

В отличие от значений, объем понятий составляют не физические, а идеальные объекты. Понятие может быть приложено к множеству вещей, в которых есть такое сочетание, но оно не исчерпывает ни одной реальной вещи, потому что она обладает и множеством других свойств. Эмпирическое мышление имеет дело с чувственными вещами и явлениями, от них поднимается к идеальным отражениям общих свойств и отношений объектов — к значениям. Понятийное мышление имеет дело с идеальными значениями, исследует их и их свойства и отношения фиксирует в понятиях. Эмпирическая ступень - конкретный уровень, а теоретическая — уже абстрактный уровень отражения.

Понятийное мышление – рациональное, теоретическое; оно использует идеальные операции - теоретические анализ, синтез, сопоставление, абстракцию и обобщение.

В содержании понятий закреплены существенные признаки - необходимые для существования объектов, охватываемых этим понятием[24]. Существенность признака зависит от того, с точки зрения какой функции он рассматривается. Соотношение элементов предмета или явления - его структура. Признаки, необходимые для реализации опре­деленных функций - функциональная струк­тура предмета или явления. Понятия выделяют и закрепляют функциональные струк­туры вещей и явлений.

Новые понятия закрепляют обнаружение новых функциональных струк­тур объектов (а не новых объектов). Происходит перестройка психического содержания - повышение организованности: оно объединяется и расчленяется на структуры наиболее простые, целостные, компактные, замкнутые, устойчивые во време­ни, законченные и однородные. Понятия не «выводятся из опыта» (как значения), а конструируются, чтобы достичь максимальной организации имеющейся информации в соответствии с поставленной задачей. В понятии закреплены правила построения идеальных объектов с существенными отличительными признаками

Научный закон - формулировка существенного признака с указанием операций, которые его выявляют, целей, объектов и условий, в которых он существует.

Процесс образования понятий заключается в использовании уже имеющихся знаний с новой точки зрения для выработки новых классификаций объектов, новых способов решения новых задач.

Это достигается:

· Переходом на другую ступень организации, когда самостоятельные совокупности становятся частями более широкого целого, или наоборот (объединение – обобщение и расчленения – конкретизации);

· Изменением принципа организации, когда координация (сочетание элементов внутри данной совокуп­ности) заменяется их субординацией (подчинением) или обратно (центрирование и децентрирование);

· Перецентрированием, выдвижением в качестве существенных тех элементов, которые были второстепенными, и обратно.

Теорети­ческий анализ связан с абстракцией - отвлечением от случайных конкретных свойств единичных объектов. Умственные дей­ствия направляются на объекты, существующие как целое только в уме — на классы, признаки класса, отношения классов в целом.

На эмпирическом уровне сопоставляются кон­кретные объекты (сравнение); на теоретическом уровне сопоставляются клас­сы объектов ( соотнесение ). Классы не могут совпадать, но объекты из разных классов могут быть в чем-то одинаковы.

Соотнесение признаков классов устана­вливает между ними следующие отношения:

1. Эквивалентность (равноценность) - отношение полной взаимозаменяемости клас­сов в определенном отношении.

2. Порядок - градуированное по некоторому признаку различие классов.

Соотнесение данного класса с другими - теоретический синтез - обнаруживает и объединяет существенные признаки класса - условия его существования.

Отделение этого существенного представ­ляет теоретическую абстракцию. Ее практическая основа— эксперимент, при котором усло­вия, от которых надо отвлечься, сохраняются неизменными, константными. Теоретическая абстракция выделяет определенный закон изменения свойств (отношений) объектов и отвлекается от остальных законов, которым подчинены данные свойства.

Теоретическое обобщение - обобщение через абстракцию; это всегда идеализация объектов. Оно не сводится, как эмпирическое обобщение, к простому отбору наблюдаемых общих свойств объектов. Здесь общее - не просто внешнее сходство или наличие тождественных свойств, а закон существования частного, особенного.

В ре­зультате теоретических операций возникает абстрактное понятие – «идеальный объект», модель, эталон, в котором данное свойство, данный закон реализованы в чистом виде.

Формирование понятий начинается с исследования отношений значений (значения существуют и закрепляются в словах, а отношения значений закрепляют­ся в определенных сочетаниях (отношениях) слов). В понятии закрепляются определенные отношения значений, для этого выделяется строго определенное сочетание слов - определение понятия, которое заменяется одним языковым знаком - термином.

Термины - языковые знаки второго порядка (они означают определенные сочетания знаков первого порядка – слов). (Здесь работает общий закон иерархического перекодирования: знаки более высокого кода обозначают опре­деленные сочетания знаков предыдущего яруса).

Термин обозначает определенное понятие. Его содержание раскрывается не через фактические примеры - связь с вещами, а через определение - связь со значениями и другими понятиями. Термины часто совпадают по звучанию со словами обыденного языка, и это становится источником ошибок в человеческой коммуникации. Значения слов фиксируют эмпирический конкретный уровень, а содержания терминов - теоретический абстрактный уровень отражения.

Понятия выступают как орудия организации окружающего мира, как средства для выявления его законов. Они изобретаются для закрепления нашего понимания мира, но контролируются реальностью.

Понятия толь­ко совместно могут отражать определенные стороны дей­ствительности (принцип дополнительности Бора гласит: всякое истинно глубокое явление природы требует для своего определения по крайней мере двух взаимоисключающих дополнительных понятий). Фактические свойства действительности и ее реальные законы отражаются только сочетанием и соотношениями соответствующих допол­нительных понятий, которые отражают противоположные направления в развитии и движении вещей.

Понятие обретает смысл толь­ко в системе понятий. Объем и содержание понятия устанавливаются не остенсивно (указанием на соответствующие реальные объекты, ведь таких объектов не существует), а только через соотнесение, связывание его с другими понятиями. Такое установление связей (отношений) понятий - суждение.

Суждение устанавливает связи понятий:

1. Суждение отрицает связь между данными понятиями и устанав­ливает отношения несовместимости. Несоотносимость может иметь характер дополнительности, это - отношение противоположности понятий. Несовместимость может иметь характер простого отрицания, это - отношение противоречивости понятий.

2. Суждение утверждает связь между данны­ми понятиями, устанавливая отношение совместимости - соотносимости в определенных отношениях. При пол­ной совместимости одно понятие всегда может быть заменено дру­гим; установление такого отношения равнозначности понятий - определение. При неполной совместимости в одних случаях данные понятия выступают как взаимозаменяемые, а в других нет. Такое отношение поня­тий - подчинение (субординация) понятий; подчиненное понятие - вид, подчиняющее — род. Установление между понятиями отно­шения вида к роду - обобщение, а установление отношения рода к виду — ограничением. Соподчинение (координация) понятий устанавливает отношения к одному роду не­скольких видов (деление «родового» понятия). При частичной совместимости понятий «в обе стороны» устанавливается отношение «перекрещивания».

Общая форма суждений: S - Р или S R Р, где S - субъект, Р - предикат, R – отношение.

Суждение относится уже к действительности: оно может утверждать действительные или отрицать несуществующие связи объектов. Эти отношения суждения к ре­альности закрепляются в понятиях его истинности или ложности (двузначная логика), истинности — ложности — неопределенности (трехзначная логика), разных степеней вероятности истинности или ложности (многозначная логика) и т.д.

В суждении закрепляется дополнительная информация:

1. о характере самого утверждения (отрицания): данные свойства или связь объектов допускаются (отвергаются) в нем как возможные, фиксируются как существующие или утверждаются как необходимые. По модальности бывают суждения: возможнос­ти, действительности, необходимости.

2. о характере утверждаемых (отрицаемых) связей: суждения су­ществования, свойства, отношения.

Суж­дения могут быть общими (утверждаемая связь относится ко всем объектам, подпадающим под данные понятия) и частными (она относится только к части объектов).

 

8. Теоретическое мышление.

 

Законы, закрепленные в абстрактных понятиях, непосредственно относятся не к реальным объектам и процессам, а к их идеальным моделям, но они тем не менее могут быть приложены к реальности и использованы для предсказания поведения реальных объектов в конкретных условиях.

Идеальное воссоздание реальности осуществляется в форме координированной иерархической системы понятий.

Учет новых отношений реальности выражается в образовании новых понятий, которые отражают связь все большего числа свойств (законов) некоторого круга объектов и явлений. Между ними устанавливается иерархическое отношение координированности или первичности-вторичности.

Теория - система понятий, отражающая связи разных сторон и отношений объекта (круга объектов).

Теоретическое мышление - процесс познания реальности через создание координированных систем понятий.

Теория формулирует главный закон, которому подчиняются частные законы изменения явлений, способы существования, построения и использования объектов. Соотнося эти абстрактные законы с конкретными условиями, мы можем формулировать частные закономерности (связи, правила) и объяснять факты, установленные эмпирически.

Понятия закрепляются и существуют в форме терминов. Связи понятий (суждения) выражаются в последовательностях терминов - в высказываниях.

Теория реализуется в определенной системе высказываний. Между составляющими ее высказываниями имеет место отношение выводимости, т.е. соблюдаются определенные правила следования высказываний друг за другом. Новые знания получаются не путем оперирования вещами или представлениями, а путем оперирования высказываниями по определенным правилам. Правила оперирования высказываниями и их преобразований, с помощью которых образуются новые высказывания, изучает логика.

Доказательство - цепь высказываний, связанных отношением выводимости. Соответствующая ему цепь суждений - рассуждение. Наименьший отрезок рассуждения, в котором еще сохраняется отношение следования между составными суждениями - умозаключение. Наименьший отрезок доказательства, в котором еще сохраняется отношение выводимости между высказываниями, называется выводом. Предшествующие высказывания, из которых делается вывод - основания (доводы). Высказывания и суждения, которые выводятся из оснований или посылок - заключения или следствия. Высказывания, из которых выводятся другие, но которые сами не выводятся ни из каких - определения и аксиомы. Двигаясь по заданным правилам от определений и аксиом к новым выводимым высказываниям, можно построить всю теорию (это – дедуктивный путь построения). Выведение частных и конкретных суждений и понятий из более общих и абстрактных - дедукция.

Познавательная деятельность теоретического мышления осуществляется на основе гипотетико-дедуктивного метода. «Субъект смотрит на возможное как на совокупность гипотез, требующих поочередной проверки и доказательства. Гипотезы, не подтвержденные фактами, могут быть затем отвергнуты; гипотезы, подтвержденные фактами, переходят в раздел реальной действительности» (Ительсон).

Для выражения связи между отдельными высказываниями в языке существуют особые синтаксические средства (следование, знаки препинания, специальные языковые знаки - логические связки).

В результате процедуры выведения получается истинное высказывание, если исходные высказывания были истинными. Истинность исходных высказываний может устанавливаться из опыта (эмпирический путь), выводиться из других высказываний (теоретический путь), приниматься на веру (догматический путь) или подсказываться чувством достоверности, очевидности (интуитивный путь). Когда истинность исходных высказываний установлена, выводимость утверждения из посылок может определяться формальным правилом. Если посылки истинны, то и заключение будет истинно, и обратно.

Процесс мышления протекает с разной степенью сознательности. Главная посылка умозаключения, устанавливающая общее положение, обычно не сознается; может быть пропущена меньшая (частная) посылка. Не осознаются, как правило, формальные отношения, составляющие основу вывода, и их обнаружение требует специальных знаний (логики). Ход мышления регулируют субъективные сигналы «правильной» работы ума - чувство убедительности, очевидности, истинности.

На процесс теоретического мышления влияют разные факторы: привычки, предрассудки, ожидания, установки, чувства, желания человека.

Логика теоретического мышления не дана человеку от рождения, она складывается постепенно, вырастает из предшествующих ступеней отражения реальности.

Задача теоретического мышления - объяснение законов изменения объектов и предвидение последствий определенных воздействий на них. Последовательное выведение одних предложений теории из других - объяснение. Объяснение относит теорию к тому, что есть, а предвидение - к тому, что будет. Структуры объяснения и предвидения совпадают.


[1] Мышление высших животных носит ограниченный характер:

· Животное обнаруживает и использует только те связи, которые оно обнаружило в собственном практическом двигательном опыте.

· Действия животного представляют собой реакцию только на не­посредственно воспринимаемую ситуацию. Поэтому животные способны обнаруживать и использовать лишь внешние связи предметов в пространстве и времени (доставание одним предметом другого, залезание, дотягивание, сходство и различие вещей, последовательность предметов во времени), но не могут обнаружить связи и отношения, непосредственно восприятию недоступные (связи причины и следствия, цели и средства, рода и вида, то есть связи логические, функциональные).

· Мышление направлено на практическое удовлетворение определенной потребности, а не на познание окружающего мира, как таковое.

· Мышление реализуется лишь в двигательной форме, протекает только на реальном материале и определяется ближайшей ситуацией.

[2] Благодаря этому мышлению мы, без размышлений и обдумываний, не натыкаемся на стены, ориентируемся в уличном движении, грамматически правильно говорим, ходим, едим, берем и ставим предметы, т. е. целесообразно ведем себя в обыденных ситуациях. Практическое мышление играет заметную роль в тех видах деятельности, где важно мгновенное восприятие существенных черт ситуации и прямое регулирование действий этим восприятием. Существует терминологическая разница между «навыком» и «практическим мышлением»: навык — обозначение внешних особенностей поведения, практическое мышление — обозначение той психической деятельности, которая не осознается, но проявляется в навыке.

[3] Чтобы исследовать сенсомоторное мышление человека, обратимся к случаям, где оно выступает в более или менее «чистом» виде.

Древнейшие первобытные предки человека обладали высокоразвитым предметным мышлением. Даже простейшие из орудий питекантропов требовали для своего изготовления пяти-шести операций, производимых под контролем зрения, точного управления движениями и четкой их координации. Синантропы умели изготовлять ручные рубила, кремниевые отщепы с режущими краями, остроконечники, скребки, проколки и сверла, каждое из этих орудий позволяло решать множество различных трудовых задач. Ручное ру­било, например, позволяло рубить деревца, разрубать древесину, разбивать кости, добывать из-под земли, из дупла, из подземных нор плоды, мелких животных. У питекантропов, вероятно, отсутствовала речь и понятийное мышление (хотя современная антропология уже допускает возможность). Они справлялись со сложными интеллектуальными задачами, которые требовалось решить для изготовления и применения тако­го рода орудий, с помощью сенсомоторного интеллекта и практического мышления.

Другим свидетельством древности и важности такого вида мышления являются ритуальные танцы первобытных времен. Они изображают (воплощают) поведение, повадки различных животных, которые играют важную роль в жизни этого племени (как источники пищи, как рабочая сила, как главная опасность). Возможно, что когда-то танцы и ритуальные действия были жизненно необходимыми: через эти действия участники «орды» практически осваивали соответствующие свойства объектов, приобретали первое понимание действительности.

[4] Пиаже установил, что в основе формирования сенсомоторного интеллекта лежит форма поведения, которую он назвал циркулярной реакцией, когда животное (или младенец) многократно повторяет случайно найденное действие, чтобы снова и снова получить нужный результат.Такая система связей, отражающих соответствующие связи вещей, действий и потребностей организма, представляет собой сенсомоторную схему.

Как возникает у младенца, например, привычка сосать палец: сначала в процессе хаотических движений младенец однажды случайно засовывает в рот палец и начинает его сосать, это вызывает у него приятное ощущение. Чтобы снова вызвать это ощущение, младенец уже специально тянет палец в рот и начинает его сосать. Здесь мы видим тот же механизм: действие и его результат вместе с ситуацией образуют единую целостную схему. На этой стадии развития ребенка такая схема носит еще чисто эгоцентрический характер: действие имеет целью вызвать определенные приятные переживания, и его схема ограничивается лишь собственным телом ре­бенка и получаемыми от него ощущениями. Такого типа поведение Пиаже назвал «первичными круговыми реакциями». Между третьим и шестым месяцем, с развитием координациями зрения и хватания, у мла­денца появляется новый тип круговых реакций, направленных уже на внешние предметы – т. н. вторичные круговые реакции. У ребенка образовались определенные схемы действий для получения определенного результата. Эти схемы переносятся на новые ситуации, когда он пытается получить в них тот же результат. С 8—10 месяцев у ребенка возникают случаи двухфазного поведения (в это время ребенок, чтобы схватить предмет, расположенный за щитом, который закрывает его, сначала отодвинет этот щит, а затем уже достигнет цели). При встрече с новыми предметами ребенок последовательно испытывает имеющиеся у него схемы дей­ствия: дергать, схватывать, ударять, встряхивать, тереть и т.д. Эти схемы играют для него роль сенсомоторных понятий. Ребенок как бы стремится понять новый объект через его употребление, через наблюдение того, что случится, если совершить над объектом те или иные действия. Мир вещей подразделяется для него на классы, отличаемые по результатам действий над ними. Третичные круговые реакции формируются после десяти месяцев. Главным в поведении становится активное исследование окружающего мира, поиск информации, новизна превращается в искомый результат, которого пытается достичь ребенок своими действиями. Круговые реакции приобретают характер активного экспериментирования. С пред­метом обращаются каждый раз по-новому, чтобы получить какую-нибудь новую информацию или новые результаты. Намеренно изменяя действия, ребенок натыкается на новые эффективные схемы обращения с вещами. Когда эти схемы освоены, ребенок быстро и безошибочно решает соответствующие двухфазные задачи. Но здесь все еще применяются толь­ко уже готовые схемы действия для готовой ситуации: они найдены случайно в процессе практического экспериментирования, и лишь переносятся на новые предметы.

Заключительная стадия формирования сенсомоторного интеллекта наступает, когда решения задач отыскиваются уже не путем практической деятельности, а путем внутренней деятельности психики, внутреннего экспериментирования, внутренних проб по применению и сочетанию тех схем, которыми уже располагает ребенок.

 

[5] Общие представления строятся из материала прошлых восприятий человека как:

образы-синекдохи, где определенная деталь или признак представляют целый класс, целую категорию предметов;

образы-схемы, где общность представления достигается упрощением образа: он остается целостным, но «бледнеет», теряет все подробности и детали;

образы-воплощения, где в представлении объединены существенные черты класса объектов или явлений, и они свя­заны между собой типичным, характерным для этого класса явлений, способом. Пред­ставление носит внешне характер единичного, может быть индивидуализировано, но его детали характерны для всего класса представляемых объектов или явлений.

 

[6] Знаки мо­гут иметь различный характер:

- естественные сигналы (знаки- индексы) - относятся к оригиналу, как следствие к причине (след зверя, дым пожара, грохот водопада);

- сигналы-образы (иконические знаки)- имеют сходство с обозначаемым; иконические знаки отражают объект через его часть или свойство (так, представления отображают внешнюю форму объекта);

- сигналы общения (условные знаки) - не имеют ничего общего ни по происхождению, ни по внешней форме с оригиналом.

[7] Отношение знака к обозначаемому является неощутимым: оно не физическое, а информационное. Такое отношение индивид обнаруживает и выражает через деятельность особого рода. Это - имитация, подражание, которые не решают никаких предметных практических задач, а направлены на символическую цель: изобразить, обозначить что-то.

Действия, лишенные практической цели, а только воспроизводящие, имитирующие определенные практические действия - игра. У высших животных игра является тренировкой: целью подражательных действий является научение, усвоение опыта старших. А человек превращает подражательные действия из средства освоения информации в средство коммуникации; отличие подражательных действий от «реальных» отражается психикой в особом переживании. По-видимому, на переходном этапе коммуникативные подражательные действия воспринимались как имеющие таинственную природу и назначение, выступали в форме магических, и переживались как «сверхъестественные», оперирующие в призрачном нереальном мире. Новые коммуникативные функций действия выходили за рамки естественных физических отноше­ний с реальностью к необычным, непонятным еще семиотическим отношениям.

Становясь средством коммуникации, подражательные движения начинают изменять свою структуру, свертываться, принимают вид схематичной имитации. Развернутое подражание превращается в символическое упрощенное обозначение, в жест.

В дальнейшем, по-видимому, включается универсальный механизм интериоризации: внешняя имитация заменяется внутренней, движения заменяются чередованием соответствующих мышечных напряжений.

[8] Например, чтобы получить тактильное воспри­ятие, предмет надо ощупать, осязательный образ предмета - это схема результатов ощупывания, организация в пространстве ощущений, полученных при обследовании вещи во времени. Зрительные, слуховые и другие виды восприятий строятся по тому же принципу, но перцептивная деятельность для знакомых предметов все более свертывается и интериоризуется.

[9] По-видимому, образы – результат интериоризации изобразительных действий, имитирующих данный предмет. Поэтому в них сохраняется то, что есть в ими­тации и отсутствует в восприятии - переживание нереальности воспроизводимого образа, фрагментарность, неполнота, последовательное построение образа по частям во време­ни.

Пост­роение объекта происходит в процессе трудовой деятельности: создание самой вещи и формирование ее чувственного образа идут параллельно, обуславливаются друг другом. И внутренняя имитация практической деятельности по созданию предмета будет выражаться в постепенном построении его чувственного образа.

Человек способен представлять и вещи, созданные природой, при этом, по-видимому, имитируется и интериоризуется процесс изображения. Отсюда огромное значение искусства в жизни первобытных народов и изобразительной деятельности для детей в период 4—6 лет, когда и создается основной фонд представлений.

[10] Так, чтобы нарисовать человечка, достаточно руководствоваться следующей программой: «точка, точ­ки, запятая». В памяти хранится не образ человечка (рисунки получаются разные), а набор данных, с помощью которого можно сконструировать образ.

[11] Например, если наше представление о собаке не включает в себя наличие у нее зубов и возможности сварливого характера, мы спокойно к ней подходим - и обнаруживаем несоответствие нашего представления и действи­тельности. Мы пополняем представление наличием зубов и способности кусаться и в дальнейшем руководствуемся новым представлением.

 

[12] С представлениями осуществляются следующие операции:

· диссоциация, анализ, разложение образа на отдельные элементы его чувственной структуры, вычленение из исходного образа отдельных его сторон или деталей (субъективно - потемнение и «таяние» определенных сторон образа и высвечивание, прояснение других его сторон);

· гиперболизация - выделенные элементы и свойства образа преувеличиваются или преуменьшаются (субъективно - «распухание» или «сжимание» элемента, так что он стягивается в точку или стремится занять все поле зрения);

· поворот или переориентировка - изменение положения детали в пространстве или ряд таких изменений, создающих впечатление движения

· переформирование или топологическое преобразование – изменение формы, цвета или иного чувственного свойство выделенной детали образа;

· аглютинация («склеивание») - простое соединение измененных элементов исходных образов;

· рекомбинация - новое, необычное сочетание элементов исходных образов;

· схематизация - объединение не всех эле­ментов и свойств объекта, а только наиболее существенных (пример - модели атомного ядра, солнечной системы, географические карты, отражающие лишь главные черты представляемых объектов).

[13] Это может быть:

1. Смежность в пространстве (когда представляемые предметы, явления, свойства обычно встречаются вместе, принадлежат одному целому, или находятся обычно рядом) реализуется в форме:

- перехода от части к целому (нотный ключ — нотные полосы и ноты; лимон — лимонное дерево, ваза с лимонами; блокнот — пишущий человек и т.п.),

- от целого к части (изображение интерьера двор­ца с колоннами и лестницей — ассоциации: картины, колонны, лестницы, цветы, статуи, двери, окна, решетки; изображение дерущихся людей — ассо­циации: дубинка, бочка, кулак, фрагмент драки и т.п.),

- противоположная смежность (спинка стула — стол; лимон и рюмка — нож, тарелка с селедкой, бутылка с вином, ваза с фруктами и т.д.).

2. Смежность во времени (когда представляемые предметы, ситуации обычно следуют друг за другом, близки во времени) реализуется в:

- переходе к последующему действию или последующему состоянию.

- переход к образам одновременного дей­ствия.

3. Смежность свойств (сходство признаков пред­метов, явлений или ситуации или контраст — противоположность) основывается на:

- сходстве фор­мы, внешних признаков (изображе­ние ларца - образы сундука, ящика, чемодана, ковра; спинка стула - обра­зы решетки летнего сада, тюремного окна с решеткой).

- сходстве по фун­кции (изображение рук, поднимающих штангу, - образы системы блоков, поднимающих груз; изображение собаки - замок).

4. Логическая связь - отношения рода и вида, отнесения к классу и т.д.

5. Субъективная связь представляемых объектов - их близость в опыте субъекта.

6. Функциональная связь объектов (между деятелем и действием, действием и его объектом, действием и результатом, причиной и следствием, средством и целью).

 

[14] Обратимся к онтогенезу мышления, к периоду развития ребен­ка, когда у него еще нет понятийного мышления. Возьмем стык двух критических периодов: (а) ког­да уже есть образное отражение реальности, но еще нет образного мышления; (б) когда есть уже образное мыш­ление, но еще нет понятийного отражения реальности. В двух возрастных группах детям предлагали задачи на определение количества, объема, длины, площади и т.д. при перемещении пред­метов.

В первом случае дети решают предлагаемые задачи «на перцептивном уровне», опираясь только на «видимые» отношения меж­ду предметами, и не могут обнаружить существенных, но неявных объек­тивных отношений. На втором этапе развития, после 5—6 лет, такие задачи решаются ребенком верно, благодаря идеальным действиям, которые Пиаже назвал обратными операциями. Они заключаются в восстановлении исходной ситуации путем противоположного дей­ствия над объектами.

Но и переливая жидкость туда и обратно, ребенок до 5—6 лет все равно не обнаруживает сохранения ее количества, каждый раз считая, что это количе­ство увеличилось или уменьшилось. Дело в том, что в каждый данный момент мы видим только одно состояние объек­та - например, данное количество воды или толь­ко в высоком сосуде, или только в узком. Чтобы сопоставить видимое с тем, что «было бы» или «будет», мы должны представить себе все это одновременно. Обратный процесс в этом случае может быть осуществлен только в воображении, путем оперирования над представлениями, а не над вещами. Это по­зволяет обнаружить объективные всеобщие свойства вещей, которые еще недоступны сенсомоторному мышлению (инвариантность количества вещей, их массы, объема, длины, формы к перемещению в пространстве и т.д.). Обнаруженные всеобщие свой­ства вещей становятся той рамкой, в которую укладываются текущие чувственные образы. Такие рамки - способы представления окружающего мира - составляют структуру образного интеллекта.

[15] Механизм воображения имеет трехзвенный харак­тер.

· Этап диссоциации стимула и его отражения: появление стимула-раздражителя (внешний воспринимаемый объект - предмет, изображение, ситуация, действие; внутренний раздражитель - чувство, потребность; символический сигнал – слово). Отражаемые стороны стимула для психики неравнозначны, выделяются и оказывают наибольшее воздействие только некоторые из них.

· Этап рединтеграции: стимул активизирует всю систе­му связанных с ним в прошлом возбуждений, при этом она не осознается полностью (возможно, из-за ограниченного объема сознания).

· Этап дезинтеграции (вычленения), когда из всей массы информации, имеющей отношение к данному стимулу, в созна­ние пропускается незначительная часть.

Ассоциация - лишь внешний, осознаваемый продукт процессов рединтеграции и дезинтеграции. Обычно этапа рединтеграции человек не замечает: кажется, что определенный частный стимул влечет за со­бой определенное частное представление (например, черный — белый, нога — валенок и т.п.) На образном уровне мышления многие решения кажутся автоматическими: промежуточное звено, обусловившее решение, обычно не сознается, и возникает видимость озарения. Такой способ решения гештальт-психологи назвали «инсайтом - «непосредственным усмотрением». Решение через непосредственное усмотрение иногда называют интуицией.

Интуиция кажется таинственным явлением: она позволяет без рассуждения и выводов сразу найти решение, и неясно, откуда оно возникает. Но до появления «озарения» необходим период длительного накопления фактов и обдумывания проблемы, когда знания бессознательно организуются и из них извлекаются решающие моменты. Близость творческого процесса и интуиции к образному мышлению подтверждается примерами, где открытие или форма произведения искусства обнаруживались во сне, когда безраздельно господствует течение образов.

 

[16] Любая задача, практическая и теоретическая, запускает механизм воображения, только если при­обретает определенное эмоциональное значение для человека. А переживания представляют реакции человека на практические и познавательные задачи, которые перед ним встают. Коммуникация становится стимулом для воображения, если связывается с задачами, стоящими перед человеком, и пробуждает у него личное эмоциональное отношение, затрагивает его потребности.

[17] Функция аутического мышления - фантастическое удовлетворение потребностей человека; оно разрешает противоречия между тем, к чему человек стремится, и тем, чего может достигнуть. Неудовлетворенные потребности, желания частично изживаются в области воображения. Проявления этого - игры ребенка, в которых он изображает и одновременно представляет себя в таких ситуациях и функциях, которые ему реально недоступны (космонавтом, воином и т.д.). Игра, «перенесенная внутрь» и в образах реализующая влечения и желания человека, это — грезы. Высшее проявление аутическое мышление находит в художественном творчестве: человек создает воображаемые миры, где господствует его воля, реализуются его отношения к действительности.

Реконструирующее образное мышление обслуживает функцию познания, дает возмож­ность человеку включать в свой опыт события, которые с ним не происходили.

- в учении через слово и наглядность у ребенка формируют представления о том, чего он не встречал в своем опыте, результатом являются научные и житейские представления ребенка;

- в искусстве образы воплощаются отно­шения окружающего мира и людей, моральные и социальные идеи; результатом явля­ются представления - художественные образы;

- в науке оно часто принимает форму интуиции.

Функция реалистического образного мышления - обслуживание деятельности. Оно предполагает представление цели, путей и средств ее достижения. Эти представления выступают как стимулы к деятель­ности и средства для идеального эксперимента, при помощи которого осуществляется выбор наилучшей линии дей­ствия. Закономерности реалистического образного мышления исследуются инженерной психологией; образы представлений, стимулирующие и регулирующие деятельность, получили в ней название «оперативных образов».

[18] Представ­ление из чувственного образа может превращаться в символ. Это может происходить:

- путем метафоризации, когда образ означает объекты или свой­ства, имеющие лишь что-то общее с тем, что он непосредственно изображает;

- путем схематизации, когда образ упрощается и теряет детали, становится приложим к множеству различных объектов и ситуаций.

[19] Язык возник в труде, обслуживая трудовую деятельность. В грамматических категориях представлены преж­де всего формы поведения, с помощью ко­торых человек практически осваивал реальность: трудовая деятельность обнаруживает категории причинности, субстанции, присущности (свойства), отношений в пространстве и вре­мени, орудия и цели, множественности и количества и др., закрепившиеся в структуре языка.

Слово и представление вырастают из одного корня — имитативного действия — и тесно связаны; их функция — представлять отсутствующее. Но представление развивалось по линии внутреннего чувственного отображения реаль­ности, сходного с ее восприятием, а слово - по линии внешнего поведенческого обозначения реальности.

Путь от практического дей­ствия до слова: реальная ситуация — практическое действие — имитация — схематический жест — сопровождающий звук (выразительные звуки) — обозначающий звук (речевые звуки).

[20] Каждая фонема - класс звуков, обладающих (при всех их различиях) определенными отличительными признаками. Эти признаки - фонемные инварианты.

Устойчивость фонем является способом, с помощью которого язык отображает устойчивость признаков, отношений и классов реальности. Разным значениям соответствуют отличающиеся кортежи (последовательности) фонем. Минимальный кортеж, имеющий значение, называют морфемой; морфемы могут быть носителями парадигматического и лингвистического значения. Определенные кортежи слов порождают новые значения — высказывания о некотором круге объектов, действий, свойств и отношении и т.д.

Итак, язык имеет три уровня организации:

- звуковой, (фонологический), его единица - фонема;

- смысловой (семантический), его единица - слово (определенный кортеж фонем);

- структурный (синтаксический), его единица – высказывание (определенный кортеж слов).

На всех ярусах системы языка действуют основные принципы строения:

1. Каждый ярус складывается из ограниченного числа кодовых единиц (фонем, слов, грамматических отношений). Разные единицы одного уровня отличаются друг от дру­га разными сочетаниями звуковых, семантических, грамматических при­знаков.

2. Единицы более высокого яруса образуются из определенных последовательностей – «отмеченных кортежей» - единиц предыдущего яруса (отмеченные кортежи фонем дают слова; отмеченные кортежи слов — высказывания).

3. На всех уровнях единицы являются ограниченно вариативными.

Человек обладает набором «речевых схем», про­грамм языкового воплощения определенных представле­ний и отношений реальности. Об этом свидетельствуют:

а) психолингвистические эксперименты, приводящие к признанию наличия долингвистических (предшествующих оперированию с собственно грамматическими структурами) факторов порождения речи;

б) наблюдения над больными динамической афазией, у которых схемы целого высказывания («линейной схемы фразы») не возникает;

в) данные, указывающие на существование некоторого универсального порядка компонентов высказывания, проявляющегося в закономерностях запоминания, в структуре спонтанной ручной (мимической) речи, речи глухих.

 

 

[21] Анализ — расчленение, разложение идеально, «в уме», целостного объекта на составные части или стороны; процесс последовательного раскрытия значений. Анализ заменяет практическую деятельность над объектами идеальной «умственной» деятельностью над значениями. Он позволяет расчленять объект, не нарушая его свойств.

Возможные наиболее общие отношения вещей и явлений - категории. Анализ формулирует характеристики объекта по определенным категориям: цвета, формы, размера, состава, структуры. Характеристика объекта в каком-либо из этих отношений - его свойство (категориальная квалификация).

Анализ тесно связан с синтезом, который также идеален и носит категориальный характер: различ­ные свойства не просто объединяются в объекте, а связываются определенными отношениями из набора категорий - включением, принадлежностью, причиной-следствием. Любое предложе­ние содержит в себе операцию установления связи значений, т.е. синтеза.

Раз­личения и связывания свойств объектов через их категориальную квалификацию - эмпирический анализ и синтез (эмпирический - «опытный», «исходящий из опыта»). Свойства объектов, устанавливаемые анализом, и связи, устанавливаемые синтезом, обнаруживаются из результатов практических действий над объектами.

Сравнение - сопоставление различных сторон объектов по степени их близости в стандартных ситуациях (категориальных отношениях). Такое сопоставление может обнаружить разные типы близости или ее отсутствия: одинаковость (различие), тождество, подобие (неподобность), сходство (непохожесть). Работа психики по формированию значе­ний через сравнение остается вне сознания.

Абстрагирование вступает в действие после процесса сравнения и закрепляет его результаты: элементы, стороны, свой­ства, оказавшиеся одинаковыми, подобными или сходными у разных вещей и явлений, выделяются и отделяются как самостоятельные объекты (практически такого сделать невозможно!). Эмпирическая абстракция может быть изолирующей, подчеркивающей, противопоставляющей.

Эмпирическое обобщение объединяет в один класс разные вещи или явления, имеющие общий признак, опираясь на отбор из числа свойств вещей или явлений, которые даны человеку в опыте. В его основе - практическая операция объединения всех вещей, пригодных для определенной цели, в группу взаимозаменяемых по соответствующему признаку.

[22] Формирование значений представляет собой активную целеустремленную деятельность, направленную на решение познавательных задач. Она включает формирование и испытание гипотез, поиски и проверку значений. В итоге достигаются классификация и упорядочение реальности, которые «устраивают» человека, так как отражают действительные важные черты этого мира и позволяют успешно в нем действовать.

[23] Данные - совокупность фактов; решить задачу - открыть зна­чение этих фактов для задания. Раскрытие значения добавляет к фактическим данным задачи все, что мы знаем об этих вещах, процессах и отношениях. Основа решения задач - в ис­пользовании дополнительных знаний для выведения ответа из ус­ловий задачи. Мы решаем задачу не на основе ее данных, а на основе всех знаний о ее данных.

Но каждый объект имеет множество значений, и для решения недостаточно просто раскрыть значения данных, надо среди знаний отобрать те, которые имеют значение для решения.

Поиск решения носит ха­рактер проб и проверок, осуществляемых в уме или практически, перебором. Такой перебор, где сокращение поисков достигается за счет использования каких-то общих свойств того круга объектов, к которым относится искомое – эвристический перебор (или поиск).

Но искать в данных задачи нужные значения посредством перебора — неэффективный путь. По-видимому, у человека есть некая способность решать задачу без проб и пе­ребора, сразу усматривая значение ее данных - инсайт. При инсайте совершается перестройка данных, благодаря чему на передний план выступают отношения, существенные для решения задачи. Это достигается изменением подхода к данным, переменой терминов, в ко­торых описывается и интерпретируется ситуация, сменой принципов, на которых основываются гипотезы о путях решения.

И в этом случае решение не достигается одним внезапным «озарением», а идет через ряд попыток, где каждая представляет вариант решения, опирающийся на какие-то подразумеваемые свойства данных. Мышление производит анализ ситуации, осмысливание данных задачи, выяснение их значения и целенаправленные попытки использовать свойства этих данных для по­лучения требуемого результата. Успешность попыток зависит от истинности значений, приписываемых данным, и от того, подходят ли они для решения данной задачи.

Свойства и отношения, которые анализ добывает из условий и требований задачи, черпаются из привычных значений вещей в практике, из обучения, из языка.

Процесс анализа и выявления новых значений осуществляется внешне как словесная переформулировка условий и требований задачи до тех пор, пока между ними не обнаружится связь. Воз­можность переформулировки основывается на смене коннотатов слов при сохранении их денотатов.

Свойства конкретных данных формулируются в обобщенном виде, и достигают такой степени общности, что данные уже могут быть отнесены к одной категории и поэтому могут сравниваться и связываться.

 

[24] Значения фиксируют значимые свойства реальности, а понятиясущественные.

Date: 2015-05-19; view: 682; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию