Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмпирическое мышлениеВ значениях закреплено огромное количество информации о действительности. Мы можем предвидеть результаты и планировать, не прибегая к практическим пробам, опираясь только на значения - выявленные устойчивые свойства вещей. Решение задач - оперирование значениями, при помощи которого находят способы достижения определенных конкретных целей [23]. Задача включает требование (задание) и условия (данные). Отношение между данным и искомым, связь между условиями и требованиями - основное отношение задачи. Отыскание его и составляет решение. Этот поиск может протекать: 1. путем последовательного испробования различных свойств исходных данных и их связей с искомым через идеальное или практическое экспериментирование; 2. путем одновременного схватывания отношений, исходных данных и требований задачи через наглядное или смысловое моделирование ее структуры в целом; 3. путем последовательного анализа условий и требований задачи в направлении обобщения связей и отношений. Первый путь соответствует решению задач методом проб и ошибок; второй путь – инсайту, третий - решению методом рассуждения. Слепой перебор используется, когда отношения условий задачи и ее требований не обнаружены психикой. Инсайт - когда основное отношение задачи каким-то образом отражено, промоделировано, но еще не осознано человеком. Рассуждение и последовательный анализ имеют место, когда отображение основных отношений задачи, их обнаружение и моделирование происходят через их осознание (а значит, речевую реализацию). Этапы решения задачи: 1.Возникновение проблемной ситуации, когда автоматических действий и навыков недостаточно для осмысливания ситуации и целесообразного действия в ней. О возникновении проблемной ситуации сигнализирует общее чувство тревоги, неожиданности, непонятности предлагаемой ситуации. Это чувство дает толчок деятельности мышления. 2.Формулирование задачи. Определение цели - постановка вопроса - придает смысл условиям задачи, ставит их в определенные отношения. Ф ормулировка задачи представляет осмысливание проблемы. 3. Анализ данных (условий) и цели (требований). Если задача отнесена к типовым со стандартным способом решения, то мыслительная деятельность кончается и используются навыки. Если задача эвристическая, деятельность мышления продолжается, формулируется гипотеза о том, каким должно быть решение - частичное предвосхищение характера решения (антиципация). Намечается общая программа решения (стратегия) и последовательность конкретных операций (тактика). 4.Контроль и проверка всех звеньев: проверка соответствия фактических свойств данных предполагаемым; сопоставление результатов выполняемых действий с ожидаемыми. Процесс идеальной переработки информации, основанный на использовании известных значений и направленный на решение конкретных задач - эмпирическое мышление. Б о льшая часть нашего мышления протекает на этом уровне; эмпирическое мышление хорошо справляется с задачами. Но оно стремится свести все ситуации к известным и привычным и, не стремясь проверять свои основы, ведет к догматизму. Эмпирическое мышление осуществляется с помощью тех же процессов, которые формируют используемые им значения, - анализа, синтеза, сопоставления, абстрагирования, обобщения, наименования. В этом случае происходит вторичное абстрагирование и обобщение: первичное осуществляется от конкретных свойств реальных объектов и носит эмпирический характер (формирование значений), а вторичное относится уже к значениям (к свойствам, которые выделило первичное абстрагирование). Эти действия выступают в форме языковых действий - как операции над словами и высказываниями. Мышление при решении задачи протекает как многократные переформулировки задачи. Но откуда мы знаем, что те или иные замены слов и высказываний в отношении данных объектов допустимы, а другие недопустимы? Результаты практических действий над вещами отражаются в результатах идеальных действий над представлениями вещей. А результаты идеальных действий отображаются определенными правилами замены и соединения слов, т.е. синтаксисом допустимых связей. Происходит интериоризация практических действий в идеальные, замена прагматических связей — синтаксическими. Все практические действия при этом «выпадают», исходные условия и результат связываются прямо. Складываются обобщенные ассоциации - формулы-связи значений (принципов) и объектов, к которым они применимы. Само правило замены значений объектов обычно не сознается, а автоматически реализуется в речевых и практических актах. Эффективное эмпирическое мышление – это актуализация определенных обобщенных ассоциаций в соответствии с задачей. Сначала осознаются объект, задача, свойства объекта, которые определяют принципы решения и вытекающий из них способ решения. По мере упражнения принципы решения закрепляются в системах устойчивых мозговых связей, образуется автоматически действующий механизм, который, получив задачу, сразу срабатывает, не осознавая, почему он так делает. Система ассоциативных механизмов для решения определенных классов задач и составляет операциональную структуру мышления. Можно сформировать ассоциативные механизмы и для поиска способов решения эвристических задач. Это развитие начинается с практического освоения ребенком определенных значений вещей и явлений: выделенные в значениях свойства и отношения используются для решения определенных задач, т.е. становятся ориентирами целесообразного действия. Ориентиры (существенные признаки) предмета обнаруживаются человеком эмпирически в самих ситуациях и вещах, а операции по их выделению осуществляются в форме предметных действий. Ориентиры и предметные операции заменяются речевыми обозначениями и действиями (например, при счете убираются палочки и ребенок заменяет их называнием слагаемых, а складывание — словесными действиями). Затем отпадают и словесные действия, заменяясь мыслительными операциями, протекающими по все более свернутой формуле. Если на образном уровне мышления преобразование представлений, отражающее отношения и свойства действительности, обусловлено связями образов - образными ассоциациями, то на уровне эмпирического мышления преобразование и смена высказываний обусловлены связями значений - обобщенными ассоциациями. Они и определяют «убедительные» замены и преобразования слов и высказываний - определения, выводы, рассуждения. Происходит переход от оперирования объектами к оперированию значениями.
|