Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирическое мышление





В значениях закреплено огромное количество информации о действи­тельности. Мы можем предвидеть результаты и планировать, не прибегая к практическим пробам, опираясь только на значения - выявленные устойчивые свойства вещей.

Решение задач - оперирование значениями, при помощи которо­го находят способы достижения определенных конкрет­ных целей [23]. Задача включает требование (задание) и условия (данные).

Отношение между данным и искомым, связь между условиями и требованиями - основное отношение задачи. Отыскание его и составляет решение. Этот поиск может протекать:

1. путем последовательного испробования различных свойств исходных данных и их связей с искомым через идеальное или практическое экспериментирование;

2. путем одновременного схватывания отношений, исходных данных и требований задачи через наглядное или смысловое моделирование ее структуры в целом;

3. путем последовательного анализа условий и тре­бований задачи в направлении обобщения связей и отноше­ний.

Первый путь соответствует решению задач методом проб и ошибок; второй путь – инсайту, третий - решению методом рассуждения. Слепой перебор используется, когда отношения условий задачи и ее требований не обнаружены психикой. Ин­сайт - когда основное отношение задачи каким-то образом отражено, промоделировано, но еще не осознано человеком. Рассуждение и последовательный анализ имеют место, когда отображение основных отношений задачи, их обнаружение и моделирование происходят через их осознание (а зна­чит, речевую реализацию).

Этапы реше­ния задачи:

1.Возникновение проблемной ситуации, когда автоматических действий и навыков недостаточно для осмысливания ситуации и целесообразного действия в ней. О возник­новении проблемной ситуации сигнализирует общее чувство тревоги, неожиданности, непонятности предлагаемой ситуации. Это чувство дает толчок деятель­ности мышления.

2.Формулирование задачи. Определение цели - постановка вопроса - придает смысл условиям задачи, ставит их в определенные отношения. Ф ормулировка задачи представляет осмысливание проблемы.

3. Анализ данных (условий) и цели (требований). Если задача отнесена к типовым со стандартным способом решения, то мыслительная деятельность кончается и используются навыки. Если задача эвристическая, деятельность мышления продолжается, формулируется гипотеза о том, каким должно быть решение - частичное предвосхищение характера решения (антиципация). Намечается общая программа решения (стратегия) и последовательность конкретных операций (тактика).

4.Контроль и проверка всех звеньев: проверка соответствия фактических свойств данных предполагаемым; сопоставление результатов выполняемых действий с ожидаемыми.

Процесс идеальной переработки информации, основанный на ис­пользовании известных значений и направленный на решение конкретных задач - эмпирическое мышление.

Б о льшая часть нашего мышления протекает на этом уровне; эмпирическое мышление хорошо справляется с задачами. Но оно стремится свести все ситуации к известным и привычным и, не стремясь проверять свои основы, ведет к догматизму.

Эмпирическое мышление осуществляется с помощью тех же процессов, которые формируют используемые им значения, - анализа, синтеза, сопоставления, абстрагирования, обобщения, наименования. В этом случае происходит вторичное абстрагирование и обобщение: первичное осуществляется от кон­кретных свойств реальных объектов и носит эмпирический характер (формирование значений), а вторичное относится уже к значениям (к свой­ствам, которые выделило первичное абстрагирование).

Эти действия выступают в форме языковых действий - как опе­рации над словами и высказываниями. Мышление при решении задачи протекает как многократные переформулировки задачи.

Но откуда мы знаем, что те или иные замены слов и высказываний в отношении дан­ных объектов допустимы, а другие недопустимы?

Результаты прак­тических действий над вещами отражаются в результатах идеальных действий над представлениями вещей. А результаты идеальных действий ото­бражаются определенными правилами замены и соединения слов, т.е. синтаксисом допустимых связей. Происходит интериоризация практических действий в идеальные, замена прагматических связей — синтаксическими. Все практические действия при этом «выпадают», исходные условия и результат связываются прямо.

Складываются обобщенные ассоциации - формулы-связи значений (принципов) и объектов, к которым они применимы. Само правило замены зна­чений объектов обычно не сознается, а ав­томатически реализуется в речевых и практических актах. Эффективное эмпирическое мышление – это актуализация определенных обобщенных ассоциаций в соответ­ствии с задачей.

Сначала осознаются объект, задача, свой­ства объекта, которые определяют принципы решения и вытекающий из них способ решения. По мере упражнения принципы решения закрепляются в си­стемах устойчивых мозговых связей, образуется автоматически действующий механизм, который, получив задачу, сразу срабатывает, не осознавая, почему он так делает. Система ассоциативных механизмов для решения определенных классов задач и составляет операциональную структуру мышле­ния.

Можно сформировать ассоциативные механизмы и для поиска способов решения эвристических задач. Это развитие начи­нается с практического освоения ребенком опре­деленных значений вещей и явлений: выделенные в значениях свойства и отношения используются для реше­ния определенных задач, т.е. становятся ориентирами целесообразного действия. Ориентиры (существенные признаки) предмета обнаруживаются человеком эмпирически в самих ситуациях и вещах, а операции по их выделению осуществляются в форме предметных действий. Ориентиры и предметные операции заменяются речевыми обозначениями и действиями (например, при счете убираются палочки и ребенок заменяет их называнием слагаемых, а складывание — словесными действиями). Затем отпадают и словесные действия, заменяясь мыслительными операциями, протекающими по все более свернутой формуле.

Если на образном уровне мышления преобразование представлений, отражающее отношения и свойства действительности, обусловлено связями образов - образными ассоциациями, то на уровне эмпирического мышления преобразо­вание и смена высказываний обусловлены связями значений - обобщенными ассоциациями. Они и определяют «убедительные» замены и преобразования слов и высказываний - определения, выводы, рассуждения. Происходит переход от оперирования объектами к оперированию значениями.

 

Date: 2015-05-19; view: 1418; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию