Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Эмпирическое мышление





В значениях закреплено огромное количество информации о действи­тельности. Мы можем предвидеть результаты и планировать, не прибегая к практическим пробам, опираясь только на значения - выявленные устойчивые свойства вещей.

Решение задач - оперирование значениями, при помощи которо­го находят способы достижения определенных конкрет­ных целей[23]. Задача включает требование (задание) и условия (данные).

Отношение между данным и искомым, связь между условиями и требованиями - основное отношение задачи. Отыскание его и составляет решение. Этот поиск может протекать:

1. путем последовательного испробования различных свойств исходных данных и их связей с искомым через идеальное или практическое экспериментирование;

2. путем одновременного схватывания отношений, исходных данных и требований задачи через наглядное или смысловое моделирование ее структуры в целом;

3. путем последовательного анализа условий и тре­бований задачи в направлении обобщения связей и отноше­ний.

Первый путь соответствует решению задач методом проб и ошибок; второй путь – инсайту, третий - решению методом рассуждения. Слепой перебор используется, когда отношения условий задачи и ее требований не обнаружены психикой. Ин­сайт - когда основное отношение задачи каким-то образом отражено, промоделировано, но еще не осознано человеком. Рассуждение и последовательный анализ имеют место, когда отображение основных отношений задачи, их обнаружение и моделирование происходят через их осознание (а зна­чит, речевую реализацию).

Этапы реше­ния задачи :

1.Возникновение проблемной ситуации, когда автоматических действий и навыков недостаточно для осмысливания ситуации и целесообразного действия в ней. О возник­новении проблемной ситуации сигнализирует общее чувство тревоги, неожиданности, непонятности предлагаемой ситуации. Это чувство дает толчок деятель­ности мышления.

2.Формулирование задачи. Определение цели - постановка вопроса - придает смысл условиям задачи, ставит их в определенные отношения. Формулировка задачи представляет осмысливание проблемы.

3. Анализ данных (условий) и цели (требований). Если задача отнесена к типовым со стандартным способом решения, то мыслительная деятельность кончается и используются навыки. Если задача эвристическая, деятельность мышления продолжается, формулируется гипотеза о том, каким должно быть решение - частичное предвосхищение характера решения (антиципация). Намечается общая программа решения (стратегия) и последовательность конкретных операций (тактика).

4.Контроль и проверка всех звеньев: проверка соответствия фактических свойств данных предполагаемым; сопоставление результатов выполняемых действий с ожидаемыми.

Процесс идеальной переработки информации, основанный на ис­пользовании известных значений и направленный на решение конкретных задач - эмпирическое мышление.

Большая часть нашего мышления протекает на этом уровне; эмпирическое мышление хорошо справляется с задачами. Но оно стремится свести все ситуации к известным и привычным и, не стремясь проверять свои основы, ведет к догматизму.

Эмпирическое мышление осуществляется с помощью тех же процессов, которые формируют используемые им значения, - анализа, синтеза, сопоставления, абстрагирования, обобщения, наименования. В этом случае происходит вторичное абстрагирование и обобщение: первичное осуществляется от кон­кретных свойств реальных объектов и носит эмпирический характер (формирование значений), а вторичное относится уже к значениям (к свой­ствам, которые выделило первичное абстрагирование).

Эти действия выступают в форме языковых действий - как опе­рации над словами и высказываниями. Мышление при решении задачи протекает как многократные переформулировки задачи.

Но откуда мы знаем, что те или иные замены слов и высказываний в отношении дан­ных объектов допустимы, а другие недопустимы?

Результаты прак­тических действий над вещами отражаются в результатах идеальных действий над представлениями вещей. А результаты идеальных действий ото­бражаются определенными правилами замены и соединения слов, т.е. синтаксисом допустимых связей. Происходит интериоризация практических действий в идеальные, замена прагматических связей — синтаксическими. Все практические действия при этом «выпадают», исходные условия и результат связываются прямо.

Складываются обобщенные ассоциации - формулы-связи значений (принципов) и объектов, к которым они применимы. Само правило замены зна­чений объектов обычно не сознается, а ав­томатически реализуется в речевых и практических актах. Эффективное эмпирическое мышление – это актуализация определенных обобщенных ассоциаций в соответ­ствии с задачей.

Сначала осознаются объект, задача, свой­ства объекта, которые определяют принципы решения и вытекающий из них способ решения. По мере упражнения принципы решения закрепляются в си­стемах устойчивых мозговых связей, образуется автоматически действующий механизм, который, получив задачу, сразу срабатывает, не осознавая, почему он так делает. Система ассоциативных механизмов для решения определенных классов задач и составляет операциональную структуру мышле­ния.

Можно сформировать ассоциативные механизмы и для поиска способов решения эвристических задач. Это развитие начи­нается с практического освоения ребенком опре­деленных значений вещей и явлений: выделенные в значениях свойства и отношения используются для реше­ния определенных задач, т.е. становятся ориентирами целесообразного действия. Ориентиры (существенные признаки) предмета обнаруживаются человеком эмпирически в самих ситуациях и вещах, а операции по их выделению осуществляются в форме предметных действий. Ориентиры и предметные операции заменяются речевыми обозначениями и действиями (например, при счете убираются палочки и ребенок заменяет их называнием слагаемых, а складывание — словесными действиями). Затем отпадают и словесные действия, заменяясь мыслительными операциями, протекающими по все более свернутой формуле.

Если на образном уровне мышления преобразование представлений, отражающее отношения и свойства действительности, обусловлено связями образов - образными ассоциациями, то на уровне эмпирического мышления преобразо­вание и смена высказываний обусловлены связями значений - обобщенными ассоциациями. Они и определяют «убедительные» замены и преобразования слов и высказываний - определения, выводы, рассуждения. Происходит переход от оперирования объектами к оперированию значениями.

 








Date: 2015-05-19; view: 242; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.005 sec.) - Пожаловаться на публикацию