Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Предметно-действенное мышление





Тема: Мышление

Процесс мышления - наиболее сложный компонент психической деятельности человека. Он органически связан с другими познавательными процессами – ощущением, восприятием, вниманием, памятью, но представляет собой новый уровень отражения реальности.

Психология выделяет предметно-действенное, образное, эмпирическое, теоретическое мышление. Все они имеют сходную в общем структуру, но различаются по способу отражения связей и отношений объектов реальности, по компонентам, по сферам человеческой жизни и деятельности, которые они обслуживают, по времени возникновения в фило- и онтогенезе.

С помощью восприятия происходит отражение внешнего мира, благодаря существованию в мозге сенсорных эталонов и перцептивных моделей, которые закрепляют общие структуры и отношения объектов.

Рефлекс закрепляет организацию действий индивида по отношению к внешнему миру.

Интеллект организует для человека сам внешний мир, в котором он действует.

Интеллект — это отражение общих структур и отношений ре­альности в структурах нервных связей. Интеллект позволяет предвосхитить ожидаемые свойства и изменения реальности, заранее спланировать нужные ответные действия.

Мышление – психический процесс обнаружения отноше­ний и структур объектов и использования их для целесообразной регуляции действий.

Элементы такого отражения есть и у животных (они лежат в основе «интеллектуального поведения»), но только у человека интеллектуальное отражение мира становится господствующей формой психической деятель­ности[1].

Предметно-действенное мышление.

Мозг может выявлять объективные свойства мира только через де­ятельность. Любое дей­ствие с каким-либо объектом порождает в нервной системе два параллельных ряда сигналов:

· внутренние моторные переживания, сообщающие о деятельности мышц,

· внешние ощущения, сообщающие об ответных воздействиях вещей на организм.

Так формируется сенсомоторная схема, которая отражает отношения между вещью и действиями над ней. Набор таких схем и составляет сенсомоторный интеллект.

На сенсомоторный интеллект опирается особый вид мышления: оно реализуется не в словах и рассуждениях, а прямо в восприятии и поведении. Мышление это работает незаметно для человека, осознаются лишь его итоги и результаты — определенное восприятие действительности и автоматическое правильное приспособление действий человека к свойствам окружающих вещей. Такой вид мышления называют практическимили предметно-действенным мышлением[2].

Практическое мышление играет важную роль и психической деятельности и регуляции поведения любого человека. Но у взрослых, нормально развитых людей оно всегда входит в состав более высоких уровней деятельности психики, «перестроено» воображением, логическим мышлением[3].

В поведении младенца (в период до появления речи) сенсомоторный интеллект преобладает[4].

Информация об отношениях реальности у малыша закодирована еще в двигательной форме. И внутреннее экспериментирование тоже осуществляется в двигательной форме — в виде явных движений или невидимых сенсорно-тонических воспроизведений этих движений.

Следы этого способа мышления долго сохраняются в поведении ребенка, обнаруживая себя в подражании предмету, включении его в игру, отождествлении себя в действии с предметом и т.д. Само понимание еще долго будет реализовываться через действия, характеризующие предмет. И в начальных классах умственные операции, например, счет, вначале будут осваиваться двигательно, перемещением палочек и загибанием пальцев.

С помощью таких сенсомоторных схем интеллектом ребенка отражаются и закрепляются основные коренные отношения окружающей реальности: объектов, пространства, времени, причинности и пр. Когда соответствующие схемы сложились, вся поступающая сенсорная информация организуется ими. Сенсомоторные схемы составляют практический эквивалент понятий и категорий, но это - схемы поведения. Сенсомоторный интеллект отражает свойства реальности в форме сенсомоторных предвосхищений - в форме опережающих реакций.

2. Представления.

 

Сенсомоторное мышление обеспечивает гибкое приспособление к объективным свойствам окружаю­щей среды. Но чтобы приспособить окружающий мир к своим нуждам, человеку надо его изменить, то есть создать что-то новое, чего нет еще в окружающем мире, что не воспринимается в данный момент. В этом случае действия индивида должны управляться психическим образом желаемого будущего.

Представления - психические образы предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств или вообще отсутствуют в реальности.

Образное мышление - ис­пользование представлений для целесообразного регулирования поведения, для решения практических и познавательных задач.

Существуют следующие виды представления:

- репродуктивные образы, или представления памяти - психические образы, представляющие прошлые восприятия;

- фантастические образы или представления воображения - образы вещей, явлений, с которыми человек никогда не сталкивался (но и они имеют связь с перцептивным опытом человека);

- художественные образы (здесь и сами элементы, из которых складывается образ, реальны, и связь этих элементов реальна, но в опыте данно­го человека или вообще людей такая конкретная связь чувственных переживаний не встречалась);

- конструктивные образы или воссоздающие представления - образы реальных вещей и явлений, которых мы не видели, но конструируем из знакомых нам элементов по описаниям.

Представления могут быть единичными и обобщенными. В обобщенном представлении выделены только некоторые, наиболее важные отличительные черты, и он приложим к большому кругу конкретных объектов[5]. Единичный образ детален, включает и отличительные признаки данного индивидуального предмета.

Факторы, влияющие на формирование представлений:

- ассоциации - психологические связи между образами, обусловленные опытом человека;

- слово (это влияние лежит в основе художественной литературы);

- деятельность и ее задачи;

- потребности и эмоции человека (эмоция обладает способностью подбирать мысли и образы, созвучные настроению).

Все эти факторы находятся в распоряжении человека, что создает определенную свободу возникновения представлений и их содержания, независимость от внешней ситуации.

С развитием способности к представлению у человека появляется:

- способность представить прошлое и вообразить будущее, которая ложится в основу сознательного научения; возникает история;

- самосознание (это прежде всего совокупность воспоминаний о своем прошлом и представлений о своем будущем);

- способность реагировать на будущее, планировать свою деятельность, которая лежит в основе любой целесообразной сознательной деятельности и волевого поведения;

- возможность осу­ществлять идеальный эксперимент, лежащий в основе теоретической науки (вместо того, чтобы производить опыты с реальными вещами, делать это мысленно, с образами вещей).

Свойства представлений:

1. Образ представления не проективен, он переживается как находящийся в каком-то воображаемом зрительном пространстве в голове. Образы представлений имеют нестереоскопический характер: они выглядят не как вещи, а как плоские картины; одни их части более отчетливы, другие — менее, или вообще не даны в образе.

2. В отличие от целостного восприятия, представление в норме всегда неполно, фрагментарно. Фрагменты также неполны, лишены каких-то деталей, схематичны.

3. В отличие от восприятия, которое дает образ предмета устойчиво и сразу в целом, представление строит образ по частям. Представление динамично, картина непрерывно меняется во времени.

4. Образы представления «прозрачны»: образы восприятия и образы пред­ставления не перекрещиваются, находятся в разных пространствах. Это свойство представлений можно на­звать субъективностью.

Возникновение психических образов, ре­альных или фантастических, в отсутствие самих предметов — распространенное психическое явление, и происходит оно в разнообразных формах.

Феномен последовательных образов основывается на инерционности наших органов чувств и прежде всего зрительного анализатора. Эйдетические образы тоже заключаются в сохранении воспринятой картины после того, как мы перестали воспринимать сами объекты. Эйдетический образ иногда рассматривается как очень мощная зрительная память, которая схватывает и сохраняет восприятие целиком.

Ни последовательные, ни эйдетические образы не относятся к представлениям, они носят явно «следовый» характер. Они представ­ляют собой лишь удержание предшествующих раздражений, ощущений или восприятий, и ограничены непосредственным чувственным опытом.

Галлюцинации иногда определяют как «ложные восприятия в отсутствии объекта»; субъективно человек не отличает галлюцинаторных об­разов от реальности. По форме галлюцинации могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными, вкусовыми и т.д. Чаще наблюдаются слуховые галлюцинации (шумы, реже – голоса). Зрительные галлюцинации чаще просты - вспышки, искры, цветные пятна, но бывают и более сложные. Иногда галлюцинации носят комбинированный ха­рактер, сочетая переживания и данные всех органов чувств; иногда бывают развернутыми, разыгрывая сложные сцены перед глазами больного. Такие последовательные и сложные галлюцинации включаются в бред.

При гипнозе гипнотизер может внушить испытуемому и от­дельные ощущения, и образы предметов, и фантастические события и приключения.

Галлюцинации, бред, гипноз, сновидения близки по характеру образов и характеру их протекания (они представляют возникновение и движение образов при «отключении» человека от реальности). Различаются они по причинам этого отключения: сонное, гипнотическое состояние, психическое заболевание, действие наркотиков или химических препаратов на мозг, переутомление и др. Этот ряд психических явлений нельзя отождествлять с представлениями.

Различие между представлениями и галлюцинаторными образами - не в содержании или характере, а в том, какую роль они играют в поведении. Когда галлюцинации, бред, гипнотически внушенные образы управляют действиями человека, эти действия оказываются ошибочными. А представления позволяют человеку лучше приспосабливаться к реальности, используя прошлый опыт и руководствуясь образом будущего.

При галлюцинациях возникающие образы переживаются не как представления, а как восприятия, сопровождаются переживанием полной их реальности. При представлении образ отличается психикой от ре­альности, он переживается как изображение в сознании чего-то, что может быть (а может и не быть) во внешнем мире. Это — новое отношение психических образов к реальности.

Образы восприятий относятся к реальности как следствие к причине: воздействие данного объекта - причина появления данного восприятия. Образ представления относится к предмету, как знак к обозначаемому: появление представ­ления обуславливает необходимость изобразить отсутствующий предмет.

Знак в семиотике - всякий воспринимаемый объект в той мере, в какой он сигнализирует о некотором прямо ненаблюдаемом явлений[6]. Отношение знака к означаемому - семиотическое, смысловое[7].

Образ, создаваемый восприятием - результат перцептивной деятельности.[8]

Образ представления можно рассматривать как продолжение перцептивной деятельности внутри, результат внутренней имитации чувственной структуры объекта. Опыты показывают, что конструирование представлений у людей сопровождается перцептивными движениями, сходными с теми, которые совершаются при восприятии[9].

Образы представлений не извлекаются готовыми из хранилища памяти, они возникают в тот момент, когда мы их представляем: процесс представления заключается в создании самого образа[10].

Образ-представление - продукт активной психической деятельности субъекта, поэтому в воображении он может идеально строить не только дома, собак, птиц, деревья, горы, но и различные фантастические образы, построенные по схеме, например, по образу человека или окружающих его живых существ.

Уточ­нение и развитие представлений происходит в течение всей жизни[11]. Представление возникает в результате взаимодействия субъекта с реальностью и в чувственной форме воплощает в себе существенные черты реальности, обнаруженные при этом. Поэтому оно выступает как схема возможных способов взаи­модействия с этой реальностью, действий, с помощью которых на эту реальность можно повлиять (или воспроизвести в изображениях, в подражании).

Представления всегда воплощают в себе общую схему отношения людей к действительности в данную эпоху, знания данной эпохи, присущие ей способы создания вещей.








Date: 2015-05-19; view: 268; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.016 sec.) - Пожаловаться на публикацию