Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы формирования понятий





Подходы к исследованию мышления наиболее полно проявляются и конкретизируются в механизмах формирования понятий:

1. Индуктивный способ – формирование понятий методом восхождения от частного к общему, от конкретного к абстрактному. Когда при помощи аналитического мышления недифференцированное целое расчленяется на группы признаков: общие существенные, специфические существенные и специфические несущественные.

Абстрагируясь от последней группы и обобщая две первые группы признаков, возникает сначала видовое, а затем и родовое понятие. Л.С. Выготский полагал, что так формируется спонтанные, эмпирические, житейские понятия. Например, ребенок смотрит на животное в клетке и произносит: «Два уха, четыре ноги, хвост – собака». На клетке написано «слон» (Флэйк-Хобсон, 1993).

2. Дедуктивный способ – формирование понятий в результате нисходящего подхода от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от родового понятия к видовому. В результате определения и ограничения понятия, на основе таких мыслительных операций, как конкретизация и обобщение признаков возникают научные понятия. Этот способ составляет основу развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

3. Формирование понятий «в пирамиде понятий» (термин М. Фогеля) – механизм, основанный на положении о том, что процессы мышления осуществляются одновременно в двух направлениях (как в туннеле). Однако, еще в 50-60 гг. было экспериментально доказано, что такой метод способствует усвоению или самых общих, или самых частных признаков, а «середина» остается пустой.

4. Формирование понятий от «среднего уровня обобщенности» (N. Munn), понятия-прототипа (Э. Рош). Прототип – это типичный представитель класса предметов. Формированию и усвоению понятия предшествует выявление категории базисного уровня, на основе которой формируются другие понятия при помощи:

· конкретизации или, пользуясь терминологией Л.М. Веккера, систематизации со знаком «плюс», мы уточняем содержание и объем исходного понятия и формируем видовое понятие;

· генерализации, или систематизации со знаком «минус», мы формируем родовое понятие как мегасистему по отношению к понятию-прототипу (Лобанов, 2002).

Такой механизм формирования понятий имеет ряд преимуществ: вариативность, одновременное усвоение абстрактных и конкретных признаков, практически реализует индивидуальный подход к обучению и при этом обеспечивает его психологизацию. Другими словами, логическое образует единое целое с психологическим.

Date: 2015-05-19; view: 1529; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию