Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Личностные проблемы родителей, решае­мые за счет ребенка





В этом случае в основе неправильного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер не­осознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается раз­решить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ре­бенка.

Как и в предыдущем разделе, одновременно с описанием личностных проблем указываются шкалы АСВ, предназначенные для их диагностики.

Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ). Обусловливаемое нарушение воспитания - повы­шенная протекция (потворствующая или домини­рующая).

Данный источник нарушения воспитания возника­ет чаще всего тогда, когда супружеские отноше­ния между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: супруга нет - смерть, развод, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная хо­лодность и др.). Нередко при этом мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хо­тят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отноше­ниях супругов - потребность во взаимной исклю­чительной привязанности, частично эротические потребности. Мать нередко отказывается от впол­не реальных возможностей повторного замужест­ва. Появляется стремление отдать ребенку - ча­ще противоположного пола - «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям - ревность, детская влюб­ленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед само­стоятельностью подростка. Появляется стремле­ние удерживать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребно­стей в отношениях матери и ребенка, как правило, ею не осознается. Эта психологическая установка проявляется косвенно, в частности, в высказыва­ниях о том, что ей никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализиро­ванных ею собственных отношений с сыном, не­удовлетворяющим ее отношениям с мужем. Ино­гда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они проявляют ее в виде мно­гочисленных придирок к ним.

Предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК). Обусловливаемое нарушение воспитания - по­творствующая" гиперпротекция. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнориро­вать повзросление детей, стимулировать сохра­нение у них таких детских качеств, как непосред­ственность, наивность, игривость. Для таких роди­телей ребенок все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие дети им вообще нравятся больше, что с большими уже не так инте­ресно. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или се­стру и на них в свое время переместилась любовь родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье). Рассматривая ребенка как «еще маленького», ро­дители снижают уровень требований к нему, соз­давая потворствующую гиперпротекцию, тем самым стимулируя развитие психического инфанти­лизма.

Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Обусловливаемое нарушение воспитания - по­творствующая гиперпротекция либо просто пони­женный уровень требований. Воспитательную не­уверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в се­мье между родителями и ребенком в пользу по­следнего. Родитель «идет на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его мнению, никак нельзя. Это происходит по­тому, что ребенок сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивает­ся для себя ситуации «минимум требований -максимум прав». Типичная комбинация в такой семье - бойкий, уверенный в себе ребенок, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком, родитель. В одних случаях «слабое место» обусловлено психастеническими чертами характера родителя. В других - определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения роди­теля с его собственными родителями. В опреде­ленных условиях дети, воспитанные требователь­ными, эгоцентричными родителями, став взрос­лыми, видят в своих детях ту же требователь­ность и эгоцентричность, испытывают по отноше­нию к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собствен­ным родителям. Характерная черта высказыва­ний таких родителей - признание ими массы оши­бок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобия утраты ребенка (шкала ФУ). Обусловливаемое на­рушение воспитания - потворствующая или доми­нирующая гиперпротекция. «Слабое место» - по­вышенная неуверенность, боязнь ошибиться, пре­увеличенные представления о «хрупкости» ре­бенка, его болезненности и т.д. Один источник таких переживаний родителей коренится в истории появления ребенка на свет - его долго ждали, обращения к врачам-гинеколо­гам ничего не давали, родился хрупким и болез­ненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д.

Другой источник - перенесенные ребенком тяже­лые заболевания, особенно если они были дли­тельными. Отношение родителей к ребенку фор­мировалось под воздействием накопленного ими страха утраты его. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других - ме­лочно опекать его (доминирующая гиперпротек­ция).

В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они нахо­дят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдален­ных по времени переживаниях по поводу здоро­вья ребенка.

Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обу­словливаемые нарушения воспитания: гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое об­ращение.

Адекватное воспитание детей и подростков воз­можно лишь тогда, когда родителями движут ка­кие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Слабость, неразвитость родительских чувств не­редко встречается у родителей подростков с от­клонениями характера. Однако это явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с подростком, в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его де­лам.

Причиной неразвитости родительских чувств мо­жет быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не ис­пытал родительского тепла. Другой причиной НРЧ могут быть особенности ха­рактера родителя, например, выраженная шизоидность.

Замечено, что родительские чувства нередко значительно слабее развиты у очень молодых роди­телей, имея тенденцию усиливаться с возрастом. Пример любящих бабушек и дедушек. При относительно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обусловливает тип воспитания «гипопротекция» и особенно - «эмоциональное отвер­жение». При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто переклады­вается значительная часть родительских обязан­ностей - тип воспитания «повышенная моральная ответственность», либо к ребенку возникает раз­дражительно-враждебное отношение. Типичные высказывания родителей содержат жа­лобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности от­рывают их от чего-то более важного и интересно­го. Для женщин с неразвитым родительским чув­ством довольно характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК). Обусловливаемые нарушения вос­питания: эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания ребенка нередко бывает то, что в подростке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрес­сивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с та­кими же, истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого данного качества - нет. Родители много и охотно говорят о своей не­примиримой и постоянной борьбе с отрицатель­ными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применя­ют. В высказываниях родителя сквозит неверие в подростка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке вы­явить «истинную», т.е. плохую причину. В качест­ве таковой чаще всего выступают качества, с ко­торыми родитель неосознанно борется.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспи­тания (шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания- противоречивый тип воспитания - со­единение потворствующей гиперпротекции одно­го родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Конфликтность во взаимоотношениях между суп­ругами - нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превра­щается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, ру­ководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях родителей чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весь­ма строгом воспитании с повышенными требова­ниями, запретами и санкциями, другой же роди­тель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на ПОВОДУ. Характерное проявление ВК -выражение недо­вольства воспитательными методами другого суп­руга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребен­ка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах.. Именно «строгая» сторона, как правило, является инициа­тором обращения к врачу или медицинскому пси­хологу.

Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола. Шкала предпочтения мужских качеств - ПМК и шкала предпочтения женских качеств - ПЖК. Обусловливаемые нарушения в воспитании: по­творствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку обуслов­ливается не действительными особенностями ре­бенка, а теми чертами, которые родитель припи­сывает его полу, т. е. «вообще мужчинам» или «вообще женщина»». Так, при наличии предпоч­тения женских качеств наблюдается несоз­нательное неприятие подростка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стерео­типными отрицательными суждениями о мужчи­нах вообще: «Мужчины в основном грубы, неоп­рятны. Они легко поддаются животным побужде­ниям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склон­ны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противо­положным качествам - быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества родитель с ПЖК и видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может слу­жить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. 6 то же время этот отец «без ума» от младшей сест­ры ребенка, т. к. находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении подростка муж­ского пола в данном случае формируется тип вос­питания «эмоциональное отвержение». Возможен и противоположный перекос с выражен­ной антифеминистской установкой, пренебреже­нием к матери ребенка, его сестрам. В этих усло­виях по отношению к самому ребенку мужского по­ла может сформироваться воспитание по типу «потворствующей гиперпротекции».

 

Date: 2015-05-19; view: 957; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию