Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика отношения родителей к своим детям





Как известно, большое влияние на развитие личности детей и их отношение к фактам принуждения оказывают родители, что подтверждают специальные исследования, нашедшие отражение в психолого-педагогической литературе. Знание специфики и характера отношения родителей к детям позволяет многое объяснить в поведении дошкольников и учащихся, в частности стремление некоторых из них строить взаимодействие с окружением, сверстниками на ненасильственной или принуждающей основе. В связи с этим становится понятной и важной проблема диагностики отношения родителей к детям.

В психологии создано много методик, дающих возможность осуществлять диагностику отношения родителей к детям. Опросник, разработанный А. Я. Варгой, В. В. Сталиным [2], состоит из пяти шкал: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «контроль», «отношение к неудачам ребенка» - и позволяет определить своеобразие отношения родителей к детям. Используя данную методику, мы выявляли особенности влияния отношения родителей на отношение детей дошкольного и младшего школьного возраста к фактам принуждения. Было установлено, что на отношение детей к насилию наибольшее влияние оказывают отношения родителей, описываемые в шкалах «симбиоз» и «контроль». Поэтому здесь приведены вопросы именно по этим шкалам и показаны возможности выделения типов родителей в зависимости от уровней «симбиотичности» и «контроля». В соответствии с поставленной задачей из 61 вопроса для ответов отобраны 14.

ТЕСТ ОПРОСНИКА

Родителям предлагается, отвечая на следующие вопросы, выразить свое согласие или несогласие с помощью оценок «да» или «нет».

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я всегда считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

4. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

5. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

6. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

7. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

8. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

9. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

10. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

11. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

12. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

13. Я восхищаюсь своим ребенком.

14. Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

Обработка и оценка результатов. За каждый ответ типа «да» испытуемый (родитель) получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» - 0 баллов.

Приведем ключи, дающие возможность интерпретировать данные по шкалам «симбиоз» и «контроль». Симбиоз» - «да»: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 13. «Контроль» - «да»: 2, 5, 7, 10, 11, 12, 14.

Интерпретация результатов По шкале «симбиоз»

Высокие баллы - 6-7 баллов - показатель того, что родитель не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, ограждать от неприятностей.

Низкие баллы - 1-2 балла - являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.

Средние баллы - 3-5 баллов - свидетельствуют о том, что родитель близок с ребенком, но в то же время как бы «отпускает» его от себя, дает возможность для проявления самостоятельности.

По шкале «контроль»

Высокие баллы - 6-7 баллов - сигнал о том, что родитель ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку свою волю почти во всем.

Низкие баллы - 1-2 балла - напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка практически отсутствует.

Средние баллы - 3-5 баллов - говорят об умеренном, опосредованном, ненавязываемом контроле, что является оптимальным для становления и развития личности ребенка.

В зависимости от сочетания симбиотичности и контроля правомерно выделить 6 типов родительских отношений:

оптимальный тип - характеризуется умеренной психологической дистанцией и умеренным контролем. Другими словами, при некотором ослаблении симбиотической связи близость с ребенком сохраняется, ему предоставляется возможность для проявления необходимой самостоятельности без излишней опеки и авторитаризма;

тревожно-контролирующий тип - сохраняется высокий уровень симбиотичности, сопровождающийся страхом за ребенка, боязнью предоставить ему самостоятельность (как бы чего не вышло), в силу чего за его поведением устанавливается жесткий контроль;

попустительский тип - очевиден высокий уровень симбиотичности, сопровождающийся тактикой вседозволенности, ослаблением контроля;

отчужденно-контролирующий тип - характерна значительная психологическая дистанция, сопровождающаяся жестким контролем, авторитарной позицией;

отчужденно-безразличный тип - значительная психологическая дистанция сопровождается ослаблением контроля, вплоть до безразличия к ребенку;

непоследовательный тип - характерны различные промежуточные варианты, когда родители в ряде случаев предоставляют ребенку самостоятельность, в других - нет, в одних случаях контролируют, в других - ослабляют контроль; они как бы разрывают симбиотическую связь, но вновь возвращаются к ней, предоставляют самостоятельность, но при неблагоприятной ситуации усиливают контроль.

Проведенные исследования показывают, что наиболее благоприятное влияние на развитие способности детей к ненасильственному взаимодействию оказывает оптимальный тип, наиболее неблагоприятное - отчужденно-контролирующий и тревожно-контролирующий типы отношений. Если родители придерживаются этих типов отношений, дети чаще склонны к агрессии, конфликтности, они не умеют строить отношения со сверстниками и взрослыми.

Date: 2015-05-19; view: 1148; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию