Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
III. Влияние НТП на «цикл жизни продукта» и структуру внешней торговлиСвязываемая с именами американских ученых Ч. Киндельбергера, Р.Вернона, Л.Уэльса теория «цикла жизни продукта» отразила реальность 60-х г.г., когда разработанные на основе научных разработок для американского рынка и потребляемые в США товары стали постепенно распространяться в другие развитые страны. Согласно этой теории продукт с момента появления на рынке до ухода с него проходит ряд этапов: На первом этапе (этапе внедрения) товар разрабатывается и внедряется на внутренний рынок. На втором происходит насыщение внутреннего рынка данным товаром, совершенствуются технологии, осваиваются новые виды оборудования. Начинается его экспорт за границу. На третьем этапе растет спрос на ввозимый товар и на это реагируют местные про- »t изводители, которые имеют преимущества перед американскими коллегами, так как лучше знают свой рынок и у них меньше стоимость рабочей силы. На четвертом этапе увеличивается выпуск данного продукта в принимающей стране, он экспортируется в другие страны, в том числе и в страну - разработчик, завоевывая ее рынок более дешевым по стоимости товарам. На последнем пятом этапе, страна разработчик вынуждена прекратить производство данного продукта, оставшие потребности на него удовлетворить за счет импорта и перейти на производство нового, более совершенного товара. Классическим примером прохождения товара через эти этапы может быть история появления на гребне НТП такого товара как электроника. В течение первых лет после II мировой войны производители США доминировали на мировом рынке радиоаппаратуры на базе вакуумных трубок. Япония, использовав более дешевую рабочую силу, наладила производство этих радиоприемников, по качеству не уступающих американским. США ничего не оставалось, как наладить выпуск транзисторных приемников. Через несколько лет Япония смогла организовать производство этих приемников и захватить значительную часть мирового рынка. Следующий «виток» был связан с разработкой и производством в США интегральных схем и история с «жизненным циклом продукта» вновь повторилась. Теория «цикла жизни продукта» широко распространилась, так как объясняла закономерности развития внешней торговли большой группы новых товаров. Эта теория менее применима в случае производства элитарных, особо дорогостоящих товаров, которые не смогли найти спроса за границей. Воздействие технического прогресса на структуру и тенденции международной торговли достаточно полно и доступно изложены в учебном пособии «Мировая экономика» под редакцией профессора И.П.Николаевой (2-е изд., перераб. И доп. - М.: Юнити -Дана, 2000. -стр. 194-197, 201-202). Основные тенденции в развитии мирового товарного обращения, связанные с НТП можно было бы квалифицировать следующим образом: 1. НТП обуславливает высокую динамику международной торговли, опере 2. НТП способствует появлению на мировых рынках большого числа новых, 3. Научно-техническая революция дала новый толчок разделению труда, спе- 1 цианизации производства и его кооперации. Внешняя торговля выполняет не только функцию реализации конечного продукта, но и все больше превращается в связующий элемент производственного процесса. 4. Еще одним следствием НТР являются снижение энерго- и металлоемкости 5. Качественные сдвиги в международной торговле находят отражение и в из
|