Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональные особенности





Лекция № 4.

Тема: «Период грудного возраста. Анатомо - физиологические особенности нервной системы. Рефлексы новорожденного. Психомоторное развитие ребенка первого года жизни. АФО костно - мышечной системы. Физическое развитие детей».

ПЛАН.

  1. АФО нервной системы.
  2. Рефлексы новорожденного.
  3. Психо-моторное развитие ребенка первого года жизни.
  4. АФО костной системы.
  5. АФО мышечной системы.
  6. Физическое развитие ребенка.

 

1. Нервная система. Анатомо-физиологические особенности.

Нервная система должна обеспечить согласованную деятельность органов и систем. Однако нервная система к моменту рождения по сравнению с другими органами и системами наименее развита и дифференцирована.

К моменту рождения нервная система имеет ряд морфологических и функциональных особенностей.

Морфологические особенности.

Головной мозг у новорожденного относительно велик - составляет 1/8 массы тела (у взрослого - 1/40).

Мозговые извилины, борозды развиты недостаточно.

Нервных клеток столько же, сколько у взрослого, но они плохо связаны друг с другом, так как имеют мало отростков.

Ткань мозга богата водой, содержит мало белка.

Головной мозг богато кровоснабжен.

Повышена проницаемость гемато-энцефалического барьера.

Спинной мозг у ребенка более сформирован (к 2-м годам строение его такое же, как у взрослого).

Спинной мозг новорожденного относительно длинный (доходит до 3-4 поясничного позвонка).Спинно-мозговая пункция проводится ниже, чем у взрослого.

Соответственно морфологическим особенностям у ребенка имеется и ряд функциональных особенностей.

Функциональные особенности.

1. С момента рождения ребенок имеет ряд безусловных рефлексов, которые осуществляют приспособление организма ребенка к окружающей среде.

 

Безусловные рефлексы.

Поисковый рефлекс Куссмауля-Генцлера при поглаживании около рта ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя и приоткрывает рот.

Сосательный рефлекс - сосок или палец помещенный между губами плотно захватывается.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина-при одновременном надавливании на ладони ребенок открывает рот, слегка нагибает голову, иногда высовывает язык и закрывает глаза. Не вызывается при поражении ЦНС и в первую очередь при нарушениях мозгового кровообращения.

Рефлекс обхватывания или объятия /Моро/. Состоит из двух фаз: 1-разведение рук, П- их сведение с тенденцией к обхватыванию туловища. Оживление рефлекса Моро и спонтанное его появление говорят о повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и судорожной готовности.

Хватательный рефлекс Робинсона -при надавливании на ладони пальцы сжимаются. Иногда ребенка можно поднять вверх. Нарушение мозгового кровообращения дают ослабление хватательного рефлекса.

Подошвенный рефлекс - надавливание на середину подошвы приводит к сгибанию пальцев ног.

Рефлекс Бабинского -при раздражении наружного края подошвы возникает разгибание большого пальца с веерообразным раскрытием остальных пальцев.

Рефлекс опоры или выпрямления -первая фаза при дотрагивании до стола ребенок отдергивает ноги, подтягивая их к животу. Вторая фаза ноги выпрямляются и плотно всей стопой упираются о поверхность стола.

Автоматическая походка или шаговой рефлекс -при легком наклоне кпереди и упоре стоп ребенок начинает делать шаговые движения.

Рефлекс ползания / Бауэра /- в положении на животе, при упоре на стопы новорожденного,он начинает делать плавающие движения руками и ногами и ползти вперед.

Рефлекс Галанта -при движении пальцем сверху вниз, сбоку от позвоночника туловище изгибается дугой, конечности на стороне раздраженно сгибаются. Рефлекс снижен или отсутствует при параличах.

Рефлекс Переса - вызывается надавливанием со скольжением по остистым отросткам позвонков снизу вверх. Ноги ребенка сгибаются и приводятся к животу, спина выгибается.

 

Условные рефлексы. Становление 2 сигнальной системы

На базе безусловных рефлексов у ребенка происходит выработка условных рефлексов, имеющих основное значение в жизни человека (т.е. формируется 1-ая сигнальная система).

При рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, но они почти не вырабатываются, так как здоровый новорожденный находится в состоянии бодрствования очень короткое время (он почти все время спит).

В начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется целый ряд условных рефлексов, что свидетельствует о том, что кора больших полушарий начинает выполнять свою основную функцию - установление связи организма с окружающей средой.

Вначале условные рефлексы элементарные, но уже на 3-4 месяце они значительно усложняются.

Характерно, что образование условных рефлексов, т.е. развитие высшей нервной деятельности:идет очень быстро, легко. Образующиеся временные связи устойчивы. Ребенок сравнительно быстро приобретает определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.

Развитие первой сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств (органы слуха, зрение, обоняние, осязания, вкуса).

Вкус - достаточно развит. Ребенок различает горькие и сладкие смеси (предпочитает сладкие).

Обоняние - развито хуже. Различает только резкие запахи.

Слух - слышит. На сильные звуки реагирует вздрагиванием.

Зрение - видит. Нередко отмечается косоглазие и нистагм (исчезает к 1/2 - 1 мес.). Слезы появляются с 2-х месяцев. Мигание редкое. Взгляд начинает фиксировать с 3-х месяцев.

Вторая сигнальная система - речь начинает формироваться с 2-3-х месяцев (ребенок начинает гулить). Эти речевые звуки - зачатки будущей речи. Речь как таковая, начинает формироваться во втором полугодии, т.е с 6 месяцев. (произносит отдельные слоги, слова). Наиболее бурное развитие речи происходит на 2-3 году жизни.

Надо помнить, что речь развивается путем подражания, поэтому особенно важно с ребенком говорить правильно.

Date: 2015-05-19; view: 682; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию