Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россия в 90-е гг. ХХ в. и в начале нового тысячелетия





 

Новое руководство страны во главе с Б.Н. Ельциным приняло решение о невозможности структурных реформ при сохранении существующей политико-экономической системы и необходимости формационных изменений. С начала 1992 г. Правительство Е. Гайдара решительно осуществляло радикальную программу рыночных реформ: обвальную либерализацию цен, приватизацию государственной собственности, акционирование производства, в итоге – формирование новой системы собственности. Одновременно провозглашался курс на построение гражданского общества и правового государства, становление парламентской демократии в РФ. Политика Гайдара преследовала цель стабилизации финансового положения, уменьшения дефицита государственного бюджета, вступления России в международные финансовые и торговые организации, как условия экономического подъёма.

Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения, резко повысить цены, урезать социальные программы. Непопулярные и жёсткие экономические меры вызвали снижение жизненного уровня населения, усилили социальную напряжённость и протест против «шоковой терапии».

В условиях экономической и социальной нестабильности резко обострились противоречия между законодательной и исполнительной властями. Разногласия возникли и в высшем российском руководстве. Политика реформ подвергалась острой критике, но большинство россиян поддерживало тогда Правительство.

Летом 1992 г. Правительство прибегло к широкой денежной эмиссии, что привело к резкому усилению инфляции и замедлению темпов экономических преобразований. К концу года выступления оппозиции всё более усилили противостояние двух ветвей власти. Был найден компромисс – новым главой Правительства стал В.С. Черномырдин. Попытка сместить Президента через процедуру импичмента в начале 1993 г. не удалась. Проведённый в апреле 1993 г. всероссийский референдум показал, что около 60 % граждан одобряют политику Президента и Правительства, доверяя одновременно и Съезду народных депутатов.

Однако конфликт между Верховным Советом и Президентом обострялся. Распущенный Ельциным Съезд народных депутатов собрался и постановил отстранить Президента, заменив его А. Руцким. К осени 1993 г. Россия оказалась в состоянии глубочайшего политического кризиса.

3-4 октября оппозиция предпринимает попытку свержения законной власти. Сосредоточившись в «Белом доме» оппозиционеры осуществляют захват московской мэрии и пытаются взять Останкинский телецентр. Верные Президенту войска штурмуют «Белый дом», арестовывают находящихся там депутатов. Победа подтолкнула президентский лагерь к ускорению решения о принятии новой Конституции, призванной укрепить властные структуры. Принятая 12 декабря 1993 г., Конституция означала переход к президентской республике. Двухпалатный парламент – Федеральное собрание – получил весьма ограниченные права. Началась практика президентского правления.

Неудача «октябрьского переворота» не положила конец политическому кризису. Это показали, в частности, выборы в Государственную думу декабря 1995 г. и выборы Президента РФ летом 1996 г. Маятник общественного доверия продолжал колебаться между коммунистическими и либерально-демократическими идеями.

Свидетельством продолжавшейся нестабильности явился очередной политико-экономический кризис весной 1998 г.: долги по зарплатам и пенсиям, разгул преступности, война в Чечне и другое лихорадили страну. Последовала отставка Черномырдина и трудное утверждение Государственной думой нового главы Правительства С. Кириенко. Противоречивые процессы в социально-экономической сфере при депрессивном производстве и недостаточной компетентности руководства страной привели к финансовому кризису. Новый премьер-министр был не в силах обеспечить экономическую и финансовую стабильность: началось обострение энергетического кризиса, последовал дефолт 17 августа, обвал рубля. Потери банковской системы в ценах середины 2000 г. составили 100-150 млрд. руб. В результате – отставка Кириенко летом 1998 г. и поиск компромисса между ветвями власти. Новым главой правительства становится Е. Примаков, обеспечивший некоторую политическую и экономическую стабилизацию.

Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении россиян. Во многих районах страны месяцами задерживали выплаты заработной платы и пенсий. В 1999 г. по официальным данным насчитывалось 8,9 млн. безработных (12,4 % трудоспособного населения страны). Резко ухудшилась демографическая ситуация: за 90-е гг. население сократилось почти на 2 млн. человек и упало до 145,9 млн.

В политической жизни всё более отчётливо проявлялся кризис власти: падал авторитет Ельцина, снижалась его роль в жизни государства, участились кадровые перестановки в Правительстве, министерствах и ведомствах.

В мае 1999 г. новым премьер-министром становится С. Степашин, добившийся очередного зарубежного кредита, реструктуризации долгов бывшего СССР. Однако его нерешительность при обострении ситуации на Северном Кавказе, приведшей ко второй Чеченской войне, слабость в интригах высшей бюрократии привели его к отставке.

Весной 1999 г. Государственная дума предпринимает ещё одну попытку импичмента Президента.

В августе 1999 г. новым главой Правительства назначается В. Путин, бывший директор ФСБ, который сразу заявил о себе как о либерале и государственнике. Рынок и приватизация признавались им нерушимыми ценностями. Вместе с тем новый премьер обосновал идею совместимости рынка и государственного регулирования. 19 декабря 1999 г. прошли очередные выборы в Государственную думу, доминирующее положение в которой получили партии «Единство» и «Отечество – Вся Россия», объединившиеся затем в одну партию в апреле 2001 г. Итоги выборов показали, что новая Дума стала проправительственной и отражали стремление большинства россиян к стабильности и гражданскому согласию. Думские выборы также укрепили позиции Путина.

В ночь на новый 2000 г. Президент России Ельцин открыто объявил о своей добровольной отставке, назначив исполняющим обязанности Президента Путина. Канула в Лету десятилетняя «ельцинская» эпоха, оценить которую ещё предстоит будущим историкам.

В соответствии с Конституцией Путин мог исполнять обязанности Президента в течение трёх месяцев, после чего должны были последовать президентские выборы. 26 марта 2000 г. в первом же туре досрочных выборов с большим отрывом побеждает В.В. Путин. Президент ещё раз выразил уверенность в том, что страна может рассчитывать на достойное будущее, только органично соединяя принципы рыночной экономики и демократии с нынешними реалиями и традициями России.

17 мая 2000 г. Государственная дума утвердила нового Председателя Правительства – М.М. Касьянова. На важнейшие посты были назначены сторонники либеральной экономики (А. Кудрин, Г. Греф и др.). В России начался новый этап реформирования.

Одним из первых шагов нового президента стало реформирование государственного устройства с целью укрепления политического центра, вертикали власти и управляемости государства. В соответствии с указом о новом административном делении России на её территории было создано семь федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента, оказавшимися связующими звеньями между центром и регионами. Полномочные представители Президента в федеральных округах были введены в состав Совета безопасности РФ. Законодательные акты в регионах также были приведены в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством. Затем была проведена реорганизация Совета Федерации (верхней палаты Федерального собрания), ослабившая позиции региональных лидеров. Совет Федерации в соответствии с реформой начал формироваться не из губернаторов и председателей региональных законодательных собраний, а из представителей регионов, избираемых местными законодательными органами. Созданный для губернаторов совещательный орган – Государственный совет – не мог стать реальным властным институтом. Одним из направлений политики Путина стало отстранение олигархов (Березовский, Гусинский) от центров политической власти.

Проводимые Правительством экономические реформы были направлены на стимулирование частного предпринимательства, обеспечение народно-хозяйственного роста. В социальной сфере проведены мероприятия либерального характера: пенсионная реформа и реформа ЖКХ, либерализация в 2001-2004 гг. внутренних цен на электричество, газ, нефть, транспорт, которые способствовали освобождению государства от своих социальных функций перед гражданами.

Несмотря на неустойчивую экономическую ситуацию (зависимость экономики от растущих мировых цен на природное сырьё, последствия мирового финансового кризиса и пр.), сложное положение в социальной сфере россияне смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. Новый Президент РФ – Д.А. Медведев, председатель Правительства В.В. Путин продолжают пользоваться поддержкой населения, воодушевляя его долгосрочными планами и различными «национальными проектами».

 

Date: 2015-05-19; view: 368; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию