Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самостоятельная работа студентов. 1. Записать протокол практического занятия с указанием ее цели и задачи, схемы и методики определения общего анализа мочи





1. Записать протокол практического занятия с указанием ее цели и задачи, схемы и методики определения общего анализа мочи.

2. Расшифровать общий анализ мочи при различных патологических состояниях организма человека. Дать заключение с внесением в протокол.

3. Записать тесты на определение функции почек используемые в клинической практике. Дать заключение с внесением в протокол.

 

Тема занятия: Обмен жидкостей в организме. Отеки. Обмен натрия. Гипо- и гипернатриемия. Методы диагностики водно-электролитного баланса.

Водно-солевой обмен – совокупность процессов поступления воды и солей (электролитов) в организм, их всасывания, распределения во внутренних средах и выделения. Суточное потребление человеком воды составляет около 2,5 л, из них около 1 л он получает с пищей. В организме человека 2/3 общего количества воды приходится на внутриклеточную жидкость и 1/3 на внеклеточную. Системы регуляции водно-солевого обмена обеспечивают поддержание общей концентрации электролитов (натрия, калия, кальция, магния) и ионного состава внутриклеточной и внеклеточной жидкости на одном и том же уровне. Точная регуляция водно-солевого обмена у здорового человека позволяет поддерживать не только постоянный состав, но и постоянный объем жидкостей тела, сохраняя практически одну и ту же концентрацию осмотически активных веществ и кислотно-щелочное равновесие. Нарушения водно-солевого обмена проявляются накоплением жидкости в организме, появлением отеков или дефицитом жидкости, понижением или повышением осмотического давления крови, нарушением электролитного баланса, т.е. уменьшением или увеличением концентрации отдельных ионов (гипокалиемией и гиперкалиемией, гипокальциемией и гиперкальциемией и др.), изменением кислотно-щелочного состояния ацидозом или алкалозом. Знание патологических состояний, при которых меняется ионный состав плазмы крови или концентрация в ней отдельных ионов, важно для дифференциальной диагностики различных заболеваний.

Цель занятия: Изучитьосновы водно-солевого обмена. Иметь понятие о положительном и отрицательном водном балансе. Освоить механизмы развития отеков при различных заболеваниях. Знать обмен натрия, его регуляцию и виды нарушений. Иметь представление о методах диагностики нарушений водно-солевого обмена.

Знать:

- положительный и отрицательный водный баланс;

- механизмы развития отеков при недостаточности сердечно-сосудистой системы и болезнях почек;

- гипернатриемия, её виды, механизмы развития;

- относительная и абсолютная гипонатриемия;

- гормональная регуляция выведения натрия почками.

Уметь:

- провести диагностическую оценку электролитного состава крови и мочи;

- оценить нарушения водно-электролитного баланса.

Вода основа внутренней среды организма, универсальный растворитель и переносчик почти всех веществ. Вода связывает между собой организм и внешнюю среду, обеспечивая поступление и выведение растворенных веществ, участвует в биохимических реакциях (гидролиз, дегидратация и др.), участвует в терморегуляции (перенос тепла), гуморальной регуляции обмена веществ (перенос гормонов и др.) и т.д., позволяя организму функционировать как единому целому.

Содержание воды в организме значительно превышает содержание всех остальных веществ. У взрослых мужчин вода составляет около 52% общего веса тела, а у женщин 46%. Примерно 75% веса новорожденного ребенка приходится на долю воды.

Общий объем жидкости организма подразделяется на внутриклеточную (~ 40 % массы тела) и внеклеточную (20-25 % массы тела) жидкость. Внеклеточная жидкость разделяется на межклеточную (~ 15 % массы), внутри-сосудистую (плазма и лимфа, около 5 % массы), и внутриполостную (плевральная, брюшинная, спинномозговая, перикардиальная, суставная жидкость, 1-2 %).

При ряде физиологических и патологических состояний часто бывает необходимо определить объем циркулирующей жидкости. С этой целью в кровь вводят специальные вещества (например, краситель синий Эванса или меченный 131I альбумин). Зная количество вещества, введенного в кровоток, и определив через некоторое время его концентрацию в крови, рассчитывают объем циркулирующей жидкости.

Содержание внеклеточной жидкости определяют с помощью веществ, не проникающих внутрь клеток (инулин, маннитол, тиосульфат).

Общий объем воды в организме измеряют по распределению оксидов дейтерия (D2O) и трития (Т2О). Вода, в состав которой входит тритий или дейтерий, равномерно смешивается со всей водой, содержащейся в теле.

Объем внутриклеточной воды равен разности между общим объемом воды и объемом внеклеточной жидкости.

Разные жидкостные пространства организма разделяются между собой клеточными мембранами, сосудистыми и эпителиальными стенками, серозными и синовиальными оболочками, которые обладают избирательной проницаемостью. Жидкости и растворенные вещества перемещаются через биологические мембраны под действием различных движущих сил. Транспорт веществ может быть либо активным, либо пассивным. Мембраны клеток сравнительно высоко проницаемы для воды. Проницаемость их для растворенных веществ значительно ниже, кроме того, она зависит от молекулярных свойств того или иного вещества.

Главным фактором, поддерживающим необходимое равновесие между внеклеточным и внутриклеточным объемами жидкости, является осмотическое давление крови, играющее исключительно важную роль в обеспечении метаболического гомеостаза и поддержании уровня кровяного давления. Осмотическое давление является непрямой характеристикой содержания воды и концентрации веществ в растворе. Чем оно выше, тем меньше в растворе содержание воды и выше концентрация растворенного вещества. Осмотическое давление раствора прямо пропорционально концентрации растворенных в нем частиц. Осмотическое давление раствора пропорционально его осмолярности. Осмолярность – сумма концентраций катионов анионов и неэлектролитов, т.е. всех кинетически активных частиц в 1 л раствора. Она выражается в миллиосмолях на литр (мосм/л).

Осмолярность плазмы крови на 95 % связана с электролитами (натрий, хлориды, калий), почти на 5 % с неэлектролитами (глюкоза, мочевина), и всего на 0,1 % с белками вследствие их низкой молярной концентрации, несмотря на значительное весовое содержание в плазме (65-85 г/л). Вместе с тем белковый компонент осмолярности (онкотическое давление) исключительно важен для перехода воды из тканей в сосудистое русло и наоборот, так как содержание электролитов и большинства неэлектролитов быстро выравнивается по обе стороны сосудистой стенки, но она малопроницаема для белков.

В осмотическом давлении и регуляции через него обмена воды и солей между разными компартментами тканей имеет значение коллоидно-осмотическое (онкотическое) давление белков, которое у здоровых составляет порядка 0.03-0.04 атм. Именно его понижение является одним из основных механизмов формирования отечного синдрома.

Date: 2015-05-19; view: 523; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию