Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историография





Историография предмета возникла только в XVIII в., и хотя в первых исследованиях историко-правовые темы были включены в общеисторический контекст, составляющие можно найти в курсах А.И.Манкиева «Ядро Российской истории» (1784), Ф.Прокоповича «Слово о власти и чести царской» (1718), П.П. Шафирова «Рассуждения, какие законные причины его царское величество Петр I к начинанию войны против короля Карла XII Шведского в 1700 г. имел» (1717). Наиболее существенный вклад в историографию курса в XVIII в. внес В.Н.Тати­щев («История Российская с самых древнейших времен», в 5 томах, 1768).

В Российской Академии наук проблемы происхождения русского государства разрабатывались как представителями норманнской школы (Байер, Майер, Шлецер), так и ее противниками, наиболее влиятельным из которых был М.В.Ломоносов. Норманнская теория исходила из поло­жения, что русское государство возникло под влиянием и руководством выходцев из Скандинавских стран.

Первым русским профессором юридического факультета Московско­го университета был С.Е.Десницкий, исследовавший проблемы развития собственности, семьи, судоустройства, разделения властей и другие историко-правовые темы.

В первой половине XIX в. историко-правовая наука стала самостоятельной дисциплиной. Вышел курс Н.М.Карамзина «История государства Российского...» (1842). П.М.Строевым и К.Ф.Каляйдовичем был обнаружен и исследован текст Судебника 1497 г. Большой материал по истории русского права использовался в ходе подготовки Полного собрания законов и Свода законов комиссией М.М.Сперанского.

Начинают складываться научные школы в области истории государства и права: школа «официальной народности», основывающаяся на формуле «самодержавие, православие, народность» (М.П.Погодин); славянофильское направление (И.Д.Беляев); государственная школа (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин).

Государственная, или «юридическая», школа в историографии главную роль в историческом процессе отводила государству. Ее приверженцы считали, что все социальные преобразования осуществляются сверху и все социальные группы в обществе в той или иной мере подчинены государству. Особенно это характерно для русской истории.

Во второй половине XIX в. к государственной школе примыкали известные историки государства и права: В.И.Сергеевич, А.Д.Градовский, М.Ф.Владимирский-Буданов. Основными идеями школы были:

представление о государстве как надклассовом институте, о договорном происхождении государства (В.И.Сергеевич), о «служебном характере всех сословий по отношению к государству» (Б.Н.Чичерин), об «орга­ническом» единстве власти и народа (А.Д.Градовский) и др.

Основные направления в историко-правовой науке в конце XIX-начале XX в.: исследование «внешней» истории права, т. е. истории кодификаций, создания основных форм права (курсы В.Н.Латкина и А.Н.Филиппова); культурно-исторический метод исследования права (курсы В.О.Ключевского и П.Н.Милюкова); сравнительный метод (М.М. Ковалевский и Н.П.Павлов-Сильванский). Классическим стал метод исследования, разработанный М.Ф.Владимирским-Будановым.

Как специфическое течение в области историко-правовых и историко-государственных исследований проявилось так называемое евразийство. Это научное направление сложилось в 20-х гг. XX в. в среде русской эмиграции, однако его истоки были заложены еще в XIX в. такими мыслителями, как К.Н.Леонтьев и Н.Я.Данилевский. Евразий­цы (наибольший вклад в историю государства и права России внесли Г.Вернадский, Г.Флоровский, Н.Алексеев) определяли Россию-Евра­зию как особый культурный мир со свойственными только ему чертами государственности и права. Ни западные, ни восточные образцы развития для него не приемлемы. Его специфику определили географические, эт­нографические и религиозные особенности.

Российское государство всегда было идеократичным, в его основе существовала главная идея (политическая или религиозная). Власть всег­да носила авторитарный характер, а право стремилось решать идеальные цели.

Марксистская историография стала складываться в сфере науки истории государства и права в начале XX в. и связывалась с именами историков М.Н.Покровского и Н.А.Рыжкова. Первый курс «Истории государства и права СССР» был подготовлен С.В.Юшковым (начинав­шим как историк церковного права).

Проблемы курса исследовались также в работах историков Б.Д.Грекова, Б.А.Рыбакова, Л.В.Черепнина, С.О.Шмидта, Б.В.Виленского, П.А.Зайончковского и др.

К числу современных направлений исследований курса можно отнести: политическую историю России (И.И.Смирнов, А.М.Сахаров, А.А.Зимин, А.Я.Аврех и др.); преобразования в системе органов власти, государственного управления и суда (Н.М.Дружинин, П.А.Зайончковский, Л.Г.Захарова, Б.В.Виленский, Н.П.Ерошкин, Ю.П.Титов и др.); основные изменения в сфере права (И.Д.Мартысевич, О.И.Чистяков, С.И.Штамм, Е.А.Скрипилев, Н.Н.Ефремова, И.А.Исаев и др.).

Проблему помогает решать работа по подготовке и изданию юридических памятников. Издано многотомное собрание «Российское законо­дательство IX-XX вв.», ряд хрестоматий и сборников правовых документов.

Предлагаемый читателю учебный курс в значительной мере основывается на исследованиях вышеназванных и многих других авторов, в том числе и зарубежных исследователей истории русского и советского государства и права – Н.Верта, Д.Боффа, Э.Карра, Р.Пайпса и др.

Курс лекций ставит перед собой задачу как можно полнее и одновременно компактнее проследить наиболее значимые государственно-правовые и историко-правовые факты и явления в их неразрывной связи.

Вся структура правовой реальности складывается из трех основных элементов: правовой идеологии (правосознания, правовых идей и кон­цепций, взглядов и установок), правовой нормы (в форме кодификаций, различных правовых актов, правовой системы в целом) и правоотноше­ния (реально возникающих правовых связей, различных видов реализа­ции права в жизни).

Эти элементы правовой реальности приобретают специфические черты на разных исторических этапах развития. Государственное и пра­вовое строительство – это одновременно непрерывный и дифференци­рованный процесс. Иногда кажется, что исторические события повторя­ются почти что детально, но даже в этих случаях они несут па себе черты исключительности: опыт истории учит, но не воспроизводится.

В курсе лекций дан большой объем информации, материал систематизирован в соответствии с программой курса «История отечественного государства и права». Предпринята попытка осветить все аспекты государственного и правового развития нашего Отечества на всех этапах его истории.

Учебный материал предназначен для студентов юридических вузов и факуль­тетов и подготовлен в соответствии с утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации научными стандар­тами.

 

 


Глава I. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (IX-ХII вв.)

 

Date: 2015-05-19; view: 663; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию