Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика особенностей формирования познавательной сферы





При диагностике особенностей формирования познавательной сферы в центре внимания исследовате­ля находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Для этого важен не столько результат, сколько воз­можность организации деятельности по выполнению­ задания.

Учитывают: степень необходимой организа­ции и контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого; понимание и принятие инструкции; спо­собность к организации целесообразного поведения, особенно для тех случаев, когда цель непосредствен­но в восприятии не задана; понимание несоответствие достигаемых результатов ожидаемым; выбор действия или системы действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок. Обращают внимание на заинтересованность ребенка, его активность, собранность, сконцентрирован­ность на выполнении задания, возможность совместных действий, реакцию на неудачу, обучаемость.

Ниже приводятся описания заданий, выполнений которых позволяет оценить развитие познавательной сферы ребенка, и нормативы их выполнения.

Задания с кубиками. Предложите ребенку 10 ку­биков размером 8 см3. Покажите ему, как поставить. один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Затем попросите ребенка построить поезд (4 кубика в ряд), мост (один кубик стоит на двух других), ворота (один кубик стоит наклонно между двумя другими) или лестницу (5 горизонтальных рядов ку­биков, стоящих друг на друге, каждый следующий ряд на 1 кубик короче предыдущего, первый ряд из 5 кубиков). Выясните максимальные способности ребенка. Если необходимо, покажите, как построить нужную модель.

Детям старше трех лет предлагают выполнить простейшие задания с кубиками Коса, копируя с образца, выполненного в кубиках такого же размера; детям старше 4 лет предлагают для выполнения эти же задания, но выполненные на бумаге в натуральную величину без нанесения границ между кубиками, или задание более легкое, но с обозначенными границами между кубиками.

Нормативы:

· 15 мес. — строит башню из двух кубиков, держит 2 кубика в одной руке

· 18 мес. — строит башню из 3-4 кубиков

· 2 года — строит башню из 8 кубиков, строит по показу поезд без трубы

· 2,5 года — строит башню из 8 кубиков, строит по показу поезд, добавляет трубу

· 3 года — строит башню из 9 кубиков, копирует с модели поезд, строит по показу мост

· 3,5 года — копирует мост с модели, выполняет самые простые задания с кубиками Коса, копируя с образца, выполненного в кубиках такого же размера

· 4 года — строит по показу ворота, выполняет самые простые задания с кубиками Коса, копируя с образца, выполненного в кубиках такого же размера

· 4,5 года — копирует ворота с модели, выполняет самые простые задания с кубиками Коса, копируя с образца, выполненного на бумаге в натуральную величину, а чуть более сложные — с такого же образца, но с обозначенными границами между кубиками

· б лет — не может построить лестницу по модели, может строить дома из кубиков, выполняет самые простые и чуть более сложные задания с кубиками Коса, копируя с образца, выполненного на бумаге в уменьшенном масштабе

 

Задания демонстрируют возможность выбора сис­темы действий по достижению конкретного результата, представленного в восприятии, способность к ор­ганизации целесообразного поведения и самостоятель­ному контролю за процессом выполнения задания, способности производить пространственные дифференцировки, сочетать действенно достигаемые резуль­таты с наглядно заданными целями, вычленять эле­менты и правильно ориентировать их друг относительно друга, обнаруживать и исправлять ошибки. По выполнению заданий можно судить о степени раз­витости у ребенка умения производить зрительное сравнение трехмерных моделей и устанавливать иден­тичность, а также можно оценить необходимую для успешного выполнения задания степень конкретности инструкции. Дети старше 13—15 месяцев не должны ­тащить кубики в рот, а дети старше 15 месяцев не должны бросать кубики на пол.

 

Задания с геометрическими формами. Предложите ребенку для выполнения методику «Доски Сегена».

Начинать следует с самого легкого задания. Ре­бенку предлагается разместить на плоской доске три геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат. Место каждой фигуры на доске определяется соответ­ствующей ее контуру ячейкой. Вынув все три фигуры из соответствующих им яче­ек, предложите ребенку найти место на доске для круга и положить круг так, чтобы доска стала глад­кой. Если ребенок выполняет задание неправильно ­проведите его ручкой по фигурке на доске со слова­ми: «видишь, получилось как-то неровно, а нужно, чтобы стало гладко, сделай гладко». Если ребенок «правильно поместит фигурку, медленно переверните ­доску, сказав ему: «наблюдай за мной внимательно». Посмотрите, сможет ли он вставить круг на место без ошибки. Если ребенок справился с заданием, предложите ему остальные фигуры и в том случае, если он правильно разложит их по местам, снова переверните доску и попросите разместить фигурки опять. Часто бывает необходимо повторить процесс. Это можно сделать 2—3 раза для того, чтобы убедиться в том, что удалось увидеть лучшие из доступных ребенку способов выполнения задания.

Если ребенок справился с заданием, предложите ему по очереди следующие. Все задания следует начинать с демонстрации ребенку собранной доски, которая потом у него на глазах «ломается». Ребенка просят «все починить, найти каждому кусочку свое место, так, чтобы стало гладенько». Если ребенок не справляется, ему дают возможность собирать детали поочередно, а лишь затем всю доску целиком. Например, дайте ребенку в руки две половинки квадрата и показав на соответствующую ячейку, попросите положить их на место так, чтобы снова все стало гладко и правильно. Затем точно так же поступают с двумя другими деталями. После того как ребенок выполнил задание, снова рассыпают перед ним детали и просят «починить» все опять.

Нормативы:

· 15 мес. — вкладывает круг без показа

· 18 мес. — выполняя задание с самой простой доской Сегена, вкладывает круг, а на него накладывает две другие фигуры

· 2 года — выполняя задание с самой простой доской Сегена, размещает все три блока, делает около 4 ошибочных проб

· 2,5 года — собирает две простые доски Сегена

· 3 года — собирает отдельные фигуры из элементов

· 3,5 года — может собрать более сложные доски Сегена, но только после того, как собрал отдельные фигуры из кусочков

· 4 года — может сложить квадрат из двух половинок, круг из 4 равных частей, собирает 3 из 4 досок Сегена, самую сложную доску Сегена собирает без предварительной работы над отдельными фигурами частично

· 5 лет — выполняет все задания

 

Задания демонстрируют развитие у ребенка пред­ставлений о форме и возможность организации дейст­вий в соответствии с этими представлениями, способности производить сенсорные дифференцировки, уз­навать простые геометрические фигуры, зрительно» воспринимать их, устанавливать между ними сходст­во и различие, воспринимать геометрическую фигуру на фоне, а также развитие ориентации в пространст­венных отношениях и понимание отношения части и целого.

 

Задание с соотнесением предметов. Предложите ребенку по вашему выбору задания, для успешного выполнения которых требуются учет размера предме­та и соотнесение размеров двух предметов. К числу таких заданий могут быть отнесены; собирание пирамиды, складывание разных по размеру цилиндров, чашек, матрешек и пр. один в другой или наоборот, выстраивание из подобных элементов высоких фигур.

Продемонстрируйте ребенку правильно собранную модель, а затем попросите его сделать такую же. В более сложных пробах модель разрушают на гла­зах у ребенка и просят его помочь собрать ее снова. В течение нескольких минут следует воздерживаться от подсказки и наблюдать за самостоятельной работой ребенка. Отмечают особенности самостоятельных действий, а также особенности сопровождающей их речи.

Часто при выполнении заданий одни детали не­правильно помещаются на место других, что не сразу замечается ребенком и выясняется только в ходе дальнейших действий, когда не удается достичь конечного результата. Очень хорошо, если ребенок, заметив совершенную ошибку, устраняет мешающие детали поэтапно, одну за другой, каждый раз заново проверяя себя, а не разрушая все достигнутое до момента обнаружения ошибки.

Как правило, существуют адекватные отдельным заданиям приемы, помогающие проверить правильность совершаемых действий. Если они не очевидны — укажите их ребенку. При этом следует повторять: «Вот видишь, не получилось, не забывай, что надо брать самую большую/маленькую...»

Нормативы:

· 1 год — снимает кольца с пирамидки

· 15 мес. — пытается нанизывать кольца пирамидки

· 18 мес. — собирает пирамидку без учета размера колец

· 2 года — вкладывает один объект в другой, затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов

· 2,5 года — хорошо вкладывает цилиндры и чашки, работая, как правило, методом проб и ошибок, может вложить две матрешки одна в другую

· 3 года — легко выполняет задания на вкладывание, ориентируясь на размер; пытается строить вертикальные модели, удерживает задачу, понимает ошибки, усваивает помощь; при помощи взрослого может вложить 4 матрешки одна в другую, собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом отдельных колец

· 3,5 года — строит вертикальные модели, сам себя корректирует, очень легко усваивает помощь, ориентируется на размер; самостоятельно собирает 5 матрешек в одну; правильно собирает пирамидку

 

Задания демонстрируют способность организовать я осуществить систему целесообразных действий, обнаружить ошибки и исправить их, выявить определенное понимание заданий и путей их решения как методом проб и ошибок, так и на основе зрительного сравнения и дифференциации размеров объектов. В процессе выполнения заданий очень хорошо проявляется обучаемость ребенка.

Задания с предметами быта. Дети, воспитывающиеся в условиях нормальной семьи, начиная со второго года жизни приобретают умение выполнять разумные действия и системы действий, адекватные специфическим предметам быта. Об этом можно спросить родителей или, предъявив ребенку соответствующий предмет, попросить его выполнить с ним определенное действие.

Нормативы:

· 15 мес. — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге

· 18 мес. — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы, указывает на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой, умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит игрушку на новом месте

· 2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу; каждую страницу отдельно; сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий

· 2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т.д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы

· 3 года — подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого

Приобретение этих умений демонстрирует усвое­ние ребенком специфических функций и значений предметов, развитие способностей осуществлять обобщение в действии, обратимость действий, комбинирование уже известных действий для достижения цели.

 

Date: 2015-05-19; view: 534; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию