Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ





Работа

По дисциплине: «Педагогическая диагностика»

На тему: «Диагностическая деятельность классного руководителя».

 

Работу выполнила

студентка lV курса

заочного отделения

Специальность:

Педагогика и методика

начального образования

Тулина И.Л.

Работу проверила:

Платонова С.М.

 

 

п. Горбунки, 2010 год.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Диагностические методы

изучения личности учащегося…………………………….3

2. Диагностические методики

изучения детского коллектива……………………………12

3. Диагностические методики

изучения семьи учащихся………………………………...15

 

Большое значение в работе классного руководителя имеет ди­агностическая деятельность. Диагностические исследования необ­ходимы как в изучении особенностей детского коллектива, так и в изучении личности учащихся и семьи учащихся.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людь­ми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого-пе­дагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических иссле­дований можно обсудить с психологом.

Психолого-педагогическая диагностика является одним из ком­понентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социаль­но-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, разви­вающую.

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:

- выявить относительный уровень развития ребенка;

- выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;

- определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:

- способствовать выявлению потенциальных возможностей
развития учащихся;

- определить прогноз организации взаимодействия с учеником.
Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:

- иметь представление о результативности педагогического
взаимодействия;

- определить эффективность использования в педагогическом
процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:

- использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;

- создать условия для самореализации, самоощущения и само­развития личности на основе диагностики.

Основные задачи диагностики в начальной школе:

1. Определить уровни развития ребенка.

2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону.

3. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

4. Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по ре­зультатам диагностики.

Работая с диагностическими методиками, классный руководи­тель должен придерживаться следующих правил:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

2. Диагностика должна быть достаточно информативной и соз­давать широкое поле исследовательской деятельности.

3. Результаты диагностического исследования должны анали­зироваться компетентными людьми.

4. Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.

5. По результатам диагностического исследования должна про­водиться систематическая коррекционная работа.

6. Необходимость педагогической диагностики должна разъяс­няться учащимся и их родителям.

Беседа является одним из главных методов педагогической диа­гностики. Беседа может стать важным способом в изучении ин­теллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Этой цели может служить беседа как с самим ребенком, так и со- взрослыми, входя­щими в его окружение. Отличие беседы от обычного разговора со­стоит в том, что содержание ее разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребенка и взрослого.

Ребенок выступает в роли отвечающего на вопросы, а взрос­лый - в роли задающего вопросы. В связи с этим метод беседы имеет недостатки, а именно: слабость анализа и синтеза информации ребенком; недостаточность рефлексивных способностей; утомляемость и невнимательность; сложность вербализации пе­реживаний.

Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если:

- педагог обладает умением создавать благоприятную атмо­сферу проведения беседы;

- педагог обладает такими качествами, как тактичность, ком­муникабельность, «направленность на ребенка»;

- педагог не делает поспешных выводов и не навешивает яр­лыков;

- педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать дру­гому человеку;

- педагог умеет точно воспринимать информацию и использо­вать ее без искажений;

- педагог проявляет гибкость в формулировании вопросов детям;

- педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и не­обходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий уча­щихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явле­ниям.

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодей­ствие с педагогами и родителями.

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения уча­щихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики.








Date: 2015-05-19; view: 626; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию