Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая мысль Востока в средние века





В крупных странах Востока феодальные отношения стали форми­роваться в III—VIII вв. н. э. Происходило дальнейшее смягчение рабо­владельческих отношений. Важной предпосылкой процесса феодализа­ции стали мероприятия государственной власти по раздаче земель в частное владение и пользование. Однако при широком развитии раз­ных форм условного частного землевладения государство продолжало полностью распоряжаться относительно большим фондом плодородных земель, собирая с них поземельные налоги. Это позволяло ему по­стоянно вмешиваться в развитие частных хозяйств, владельческий ста­тус которых был в основном не полным. Это и определило развитие в странах Востока различных форм «государственного феодализма» ряд основных элементов которого был унаследован из древности. Всё это не могло не отразиться на особенностях развития экономически мысли стран Востока в средние века.

Экономическая мысль средневекового Китая стала продолжением той традиции, которая сложилась в экономических идеях древности. Воплощением этого являлся, в частности, политический трактат Ли Гоу. «План обогащения государства, план усиления армии, план успокоения народа» (XI в. н. э.) — классический образец основных черт «учения об управлении государством» на основе конфуцианских канонов.

Ли Гоу рассматривал «финансы государства» в качестве главного звена в обогащении государства. Они — основное средство для достижения идеального порядка. «Так называемое обогащение не в том, -подчёркивал Ли Гоу, — чтобы вести мизерные подсчёты, доискиваться до мелочей, чрезмерно взимать с народа, возбуждая тем самым его недовольство, а в том, чтобы усилить основное и соблюдать меру в расходах и потреблении, с тем, чтобы в низах не испытывали нужды, а в верхах был бы достаток» '.

Ли Гоу призывал правителя сократить расходы двора, установить «твёрдую сумму» государственных расходов и их распределение. По мнению мыслителя, потребление материальных благ в стране следует осуществлять, учитывая социальные ранги людей.

Основным источником обогащения государства является «усиление основного» — земледелия. Здесь Ли Гоу основывался на традиционном представлении докапиталистической мысли Китая, что земледелие — «ствол» (основное, коренное), а ремесло и торговля — «ветки» (второстепенное) в хозяйстве страны.

Отрыв крестьян от земли, по мнению Ли Гоу, основное препятствие для развития сельского хозяйства. Предусматривалось приобщение к земледелию «бродячего люда», а также части ремесленников и торговцев. Для стабилизации аграрной системы Ли Гоу предлагал ограничить размеры землевладения, а захват земли запретить. Однако Ли Гоу стремился лишь приостановить процесс концентрации земельных угодий в частных руках, увеличить и стабилизировать число налогоплателыциков. Понимая невозможность полного возрождения «равного землевладения», он допускал и аренду-издольщину в условиях «богатых домов»: лишь бы больше земли обрабатывалось крестьянами. Предлагая ограничить размеры пашни на освоенных землях, Ли Гоу рекомендовал расширение земельного клина за счёт целины.

Чтобы пресечь обращение крестьян к ремеслу и торговле. Ли Го призывал «восстановить строгость и запретить мотовство». Ремесленникам и торговцам запрещалось потреблять предметы роскоши, что не соответствовало «нормам ритуала» или их социальному рангу.

Важное место в трактате Ли Гоу уделено регулированию цен. Суть мероприятий государства в этой области должна состоять в «выравнивании» на протяжении всего года рыночных цен на зерно. Чтобы нейтрализовать деятельность торговцев-спекулянтов, казна должны строить с крестьянами такие отношения, при которых «земледельцы осенью продают зерно не слишком дёшево, весной же покупают н слишком дорого...», Таким образом, государство ослабляет сезонны колебания цен на продовольствие. Для «усиления» земледелия госу­дарству предлагалось ввести практику предоставления крестьянам ка­зённых ссуд на условиях 10—20% их погашения. Ли Гоу предложил совершенствовать «амбарную систему», где хранилось казённое зерно, увеличив закупки зерна у населения и учредив амбары в каждом уез­де. Обогащать государство он советует не за счёт непомерных налогов, а посредством создания регулярных накоплений зерна за счёт обра­зовавшихся излишков. Государство должно делать запасы продовольст­вия на случай нужды. Мыслитель приходит к идее о необходимости подсчёта казной богатств.

Программа «накопления» Ли Гоу непосредственно связана с ре­шением проблемы потребления. Предполагалось за счёт создания фон­да «временного накопления» обеспечить в случае необходимости по­требности бедняков, а богатым за добродетель следовало бы пожало­вать ранги знатности.

Экономические идеи арабов в период возникновения раннефеодального государства определенным образом отражал Коран, ранние списки которого относятся к концу VII - началу VIII в. В проповедях Мухаммеда санкционируется божественное происхождение социально­го и имущественного неравенства в обществе. «Аллах дал преимущест­во одних людей перед другими, и они не вернут своей доли тем, кем владела их десница, чтобы они оказались в этом равными». Основное требование к верующим арабам — повиноваться «обладателям власти среди вас». Порицая скупость и жадность, Мухаммед, тем не менее, утверждал принцип неприкосновенности частной собственности и иму­щества, выступал против расточительства. Разрешение торговли при­писывалось аллаху. Коран требовал строгого соблюдения мер и ве­сов при торговых операциях.

Крупнейшим мыслителем средневековья, уделявшим много внима­ния экономическим проблемам, был Ибн Хальдун (1332—1406), чья жизнь и деятельность связана с арабскими странами Магриба (Се­верная Африка). Ему принадлежит прогрессивная для того времени теория общественного прогресса («социальная физика»), в основе ко­торой лежат экономические факторы.

Первоначально люди пребывали в состоянии дикости. В дальней­шем, выделившись из природного мира, человеческое общество прохо­дит в своём развитии два основных этапа: «примитивность» и «циви­лизация». Они отличаются один от другого по тому, «как люди добы­вают средства к существованию». На первом этапе люди занимаются, в основном, земледелием и скотоводством, а на втором к этимзаня­тиям добавляются ремесло, торговля, наука и искусство.

Ибн Хальдун считал, что переход к цивилизации обусловлен тем, что люди начинают производить избыточный продукт, который «много­кратно превышает необходимое, в котором нуждаются члены группы». «Основной труд» даёт необходимое, а «избыточный труд» — избыточ­ный продукт. На стадии «примитивности» необходимое было то, что поддерживало физическое существование человека. Труд, которыйпре­высил необходимые потребности, становится основой появлениярос­коши.

Переход общества от «примитивности» к «цивилизации» — это и генезис отношений господства и подчинения. Ибн Хальдун рисует сложную картину зарождения социального и имущественного нера­венства. Постепенно возникает необходимость управления («предводительство») единой родоплеменной группировкой, а осуществление этой задачи требует принуждения. Так возникает зародыш неравенства. Но­вые отношения обозначаются у Ибн Хальдуна категорией «мульк». Это «благородная и приятная доля, охватывающая все земные блага, удовлетворение телесных страстей и духовные наслаждения». Мульк принадлежит тому, кому удаётся покорить подданных. Таким образом, мульк - это «власть-владение», единство политического и экономиче­ского господства, которое невозможно без производства избытка мате­риальных благ. Предводитель группировки подавляет её членов и на­чинает в одиночку присваивать избыточный продукт. В дальнейшем оформляется иерархическая структура господства и подчинения. Ибн Хальдун считал, что группировка разделяется на «слои», или «клас­сы». Принадлежность человека к тому или иному «слою» определяет­ся размером имущества.

Ибн Хальдун исследовал категории товарно-денежных отношений: цену и стоимость. Все предметы потребления на городских рынках он делит на «необходимое» (пшеница, бобы, лук и т. д.) и «лишённое не­обходимости», но приносящее пользу: приправы, фрукты, посуда, одеж­да и прочие изделия ремесленников. На изменение цен влияет демо­графическая ситуация. Если город растёт, то цены на «необходимое» снижаются, а цены «лишённого необходимости» растут. Если наблю­дается упадок города, то происходит все наоборот. Рост города повы­шал спрос на необходимую пищу (зерно). Земледелием занимаются все жители города и его окрестностей. С ростом города потребности в «роскоши» растут, спрос на них увеличивается и цены поднимаются. На механизм ценообразования, по мнению Ибн Хальдуна, влияли пошлины и поборы, производимые правителем на городских рынках. При этом он не отличал рыночную цену от стоимости.

«Во всем приобретаемом и обращаемом в деньги, — подчеркивал Ибн Хальдун, — необходимо содержатся человеческие труды». Мыс­литель был лишь на пути к разгадке тайны труда как субстанции стоимости. «От количества труда человека, его места среди других трудов и потребности людей в нем зависит стоимость этого труда». Причём Ибн Хальдун отмечал, что покупка продукта на рынке («при­обретение»), из которого лишь извлекают пользу, — это и есть стои­мость труда человека. Кроме того, в стоимость товара он включал стоимость сырого материала, средств труда, а также стоимость труда продуктов, вошедших как составная часть нового товара.

Важную роль в экономике должны играть деньги. Поэтому «гос­подь создал два металла — золото и серебро, чтобы они были стои­мостью всякого движимого (т. е. продаваемого) имущества». Но на эти металлы не влияют рыночные колебания, поэтому «они — основа приобретения, накопления и сокровища». Ибн Хальдун рато­вал за обращение в стране полноценных денег, обличал фальшиво­монетчиков и правителей, осуществлявших порчу монет.

 

Date: 2015-05-19; view: 958; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию