Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карта интересов





(А.Е Голомшток)

В основу данной методики положен принцип самооценки учащимися своих интересов к различным видам обучения и деятельности. Методика позволяет уточнить основную направленность профессиональных интересов испытуемого.

Интересы представляют собой важную часть направленности личности, её мотивационной сферы и являются формой проявления потребностей. Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Интерес в динамике своего развития может перерастать в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Профессиональный интерес – избирательная направленность личности на профессию как на социально-психологическую роль.

«Карта интересов», состоящая из 40 вопросов, рекомендуется для работы с учащимися 12-14 лет (6-7 класс), «Карта интересов» на 78 вопросов – для работы с детьми 14-15 лет (8-9 класс), «Карта интересов» на 145-174 вопроса эффективна в работе с учащимися 15-17 лет (9-11 класс). Кроме того, «Карта интересов» на 174 вопроса может также применяться в целях профориентации взрослых людей до 35 лет, желающих изменить свою профессию.

Методика «Карта интересов» даёт возможность получать в достаточной мере достоверную информацию о наличии и отсутствии определённых интересов, взаимном сочетании групп интересов, что позволяет на основе этих данных судить о степени готовности оптанта к самоопределению в различных областях профессиональной деятельности.

Инструкция.

Вам необходимо ответить на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Ответы на вопросы нужно проставлять в клетках бланка ответов и следить за тем, чтобы номер клетки не расходился с номером вопроса. Отвечая на вопросы, ставьте следующие знаки:

«++» - если указанная деятельность очень нравится (2);

«+» - если указанная деятельность нравится (1);

«0» - если не знаете, как ответить или есть сомнения (0);

«-«- если указанная деятельность не нравится (-1);

«- -«- если указанная деятельность очень не нравится (-2).

Если на один и тот же вопрос у Вас возникает два противоположных ответа, поставьте тот знак, который соответствует, по Вашему мнению, ответу, более близкому к истине.

Вопросы КИ – 145.

Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы?

1. Знакомиться с жизнью растений или животных. Читать книги, смотреть фильмы о животных и растениях.

2. Читать о географических открытиях, о странах и континентах, работать с географическими картами.

3. Читать художественную и научно-популярную литературу о геологических экспедициях, о жизни и деятельности знаменитых геологов.

4. Читать книги о врачах, о достижениях в области медицины. Смотреть передачи и читать журналы по теме: «Здоровье».

5. Заниматься домашним хозяйством, собирать рецепты блюд, выкройки, образцы вязания, кройки, макраме.

6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности знаменитых физиков.

7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.

8. Читать технические журналы, знакомиться с достижениями современной техники.

9. Читать о радиоэлектронике и электротехнике.

10. Знакомиться с различными материалами и их свойствами.

11. Узнавать о разных породах древесины и её практическом применении.

12. Читать о строителях. Знакомиться с достижениями в области строительства.

13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях, различных видах транспорта, правилах передвижения.

14. Читать книги, смотреть фильмы о лётчиках и космонавтах, о речниках-моряках.

15. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений и судьбой выдающихся полководцев, знакомиться с военной техникой.

16. Вступать в полемику, обсуждать политические проблемы, события, читать книги об исторических событиях и исторических деятелях.

17. Читать художественную литературу, критические статьи.

18. Читать газетно-журнальные статьи, очерки, слушать тематические радиопередачи.

19. Обсуждать текущие дела и события в коллективе, узнавать и обсуждать события, происходящие в городе, республике, стране.

20. Читать о работе воспитателя, учителя, пионерского вожатого.

21. Читать книги и смотреть фильмы о работе милиции.

22. Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором вы учитесь, живёте, работаете.

23. Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности великих математиков.

24. Интересоваться в печати ходом выполнения плана экономического развития государства.

25. Заниматься иностранным языком.

26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства.

27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, ходить в кино, театр.

28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства. Слушать оперную и симфоническую музыку.

29. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах. Смотреть телепередачи, слушать радио, посещать спортивные соревнования.

30. Иметь дома кошку, собаку, рыбок и т.д.

31. Изучать природу и жизнь родного края. Быть активным членом географического кружка.

32. Составлять и собирать описания, изображения географических объектов (минералов, слоёв земли и т.д.).

33. Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути их лечения.

34. Посещать кружок кулинарии, готовить дома обеды.

35. Заниматься в физическом кружке. Участвовать в олимпиадах по физике.

36. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

37. Разбирать и ремонтировать, собирать различные механизмы (часы, утюг, велосипед и т.д.).

38. Пользоваться точными измерительными приборами (вольтметр, амперметр, осциллограф и т.д.) и производить расчёты.

39. Изучать инструменты и способы обработки материалов.

40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать готовые образцы мебели.

41. Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек.

42. Обучаться вождению мотоцикла, велосипеда, автомобиля.

43. Заниматься в секции парашютистов, в кружке авиамоделистов.

44. Заниматься стрелковым спортом.

45. Изучать историю возникновения различных народов и государств.

46. Описывать происходящие события, писать сочинения на свободную тему.

47. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей, анализировать явления и события жизни.

48. Выполнять общественную работу (организовывать, сплачивать товарищей на какое-нибудь дело).

49. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо рассказывать, помогать им в чём-нибудь).

50. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.

51. Обеспечивать семью продуктами, рассчитывать запасы, делать покупки.

52. Играть в шахматы.

53. Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учёта на промышленном предприятии.

54. Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка.

55. Посещать музеи, художественные выставки.

56. Выступать на сцене перед зрителями.

57. Играть на одном из музыкальных инструментов.

58. Играть в спортивные игры.

59. Быть активным членом обществ, объединяющих собаководов, любителей аквариумных рыб, цветоводов и т.д.

60. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.

61. Собирать коллекции минералов, собирать экспонаты для геологического музея.

62. Помогать домашним и соседям выполнять назначения врача (ставить горчичники, банки, компрессы, дозировать лекарства, делать инъекции).

63. Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи.

64. Изучать физические теории, разбираться в них.

65. Заниматься в химическом кружке.

66. Моделировать самолёты, корабли, машины и т.д.

67. Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратуры, электрических машин, собрать, конструировать, ремонтировать приборы и радиоаппаратуру.

68. Мастерить различные детали и предметы из металла.

69. Художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать, полировать).

70. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами.

71. Изучать правила дорожного движения. Разбирать сложные ситуации и случаи различного поведения на дорогах.

72. Заниматься в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в бригаде по спасению утопающих.

73. Принимать участие в учениях гражданской обороны, военизированных играх, соревнованиях.

74. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры народа.

75. Быть активным членом литературного клуба, общества, кружка.

76. Вести личный дневник.

77. Выступать с сообщениями о политических событиях, беседами и докладами на различные темы.

78. Выполнять работу пионерского вожатого.

79. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотели бы скрыть.

80. Помогать покупателю в магазине выбирать покупку, которая ему нужна.

81. Решать сложные задачи по математике.

82. Точно вести подсчёты своих денежных доходов и расходов.

83. Читать художественную литературу на иностранном языке.

84. Заниматься в художественном кружке или студии.

85. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности.

86. Заниматься в хоре или в одном из музыкальных кружков.

87. Заниматься в какой-либо спортивной секции.

88. Выращивать в саду ли на огороде растения, заниматься опытничеством, выращивать наиболее интересные и сложные сорта растений.

89. Участвовать в географических экспедициях.

90. Участвовать в геологических экспедициях.

91. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их состояние.

92. Участвовать в выставках кулинарных и кондитерских работ (или посещать их).

93. Работать в физической лаборатории.

94. Решать сложные задачи по химии.

95. Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи самому.

96. Разбираться в сложных радиосхемах.

97. Знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.

98. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

99. Принимать посильное участие в строительных работах.

100. Ремонтировать имеющееся или конструировать новое транспортное средство.

101. Летать в любую погоду на самолётах скорой помощи или управлять сверхскоростными самолётами.

102. Жить по жёстко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.

103. Работать в архивах, собирать и сообщать материалы на исторические темы, выступать с докладами, лекциями по истории.

104. Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками, вести дневник впечатлений о прочитанном.

105. Участвовать в диспутах и читательских конференциях.

106. Подготавливать и проводить собрания.

107. Шествовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.

108. Помогать в работе милиции, быть членом оперативного отряда.

109. Постоянно общаться со многими и разными людьми.

110. Решать задачи, предлагаемые в сборниках типа «Занимательная математика», «Математический досуг».

111. Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.

112. Беседовать на иностранном языке.

113. Заниматься оформлением стендов, стенных газет, помещений.

114. Заниматься в театральной студии, театральном кружке.

115. Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах.

116. Принимать личное или командное участие в спортивных соревнованиях.

117. Воспитывать животных, ухаживать за ними.

118. Производить топографическую съёмку местности.

119. Совершать длительные походы, во время которых приходится напряжённо работать по заданной программе.

120. Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

121. Работать специалистом на предприятии лёгкой или пищевой промышленности (швеёй, закройщицей, поваром, кондитером, технологом).

122. Решать сложные задачи по физике.

123. Работать на химическом производстве или в химической лаборатории.

124. Участвовать в выставках технического творчества.

125. Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники.

126. Работать у станка, изготовлять разные металлические детали и изделия.

127. Выполнять по чертежам столярные и мебельные работы.

128. Работать в строительной бригаде.

129. Возить грузы или пассажиров, соблюдать правила дорожного движения.

130. Работать в штормовую погоду на реке или в открытом море.

131. Работать военным инженером или командиром.

132. Ходить в походы по историческим местам родного края, в археологические экспедиции.

133. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.д.

134. Писать заметки или очерки в стенгазеты или в периодическую печать.

135. Руководить бригадой или небольшим коллективом на время выполнения трудового задания.

136. Организовывать игры и праздники для детей, руководить кружком, детским клубом, сводным отрядом.

137. Работать в юридическом учреждении (в суде, адвокатуре, прокуратуре, юридической консультации).

138. Оказывать людям различные, большие и малые услуги.

139. Выполнять работу, требующую постоянного применения математических знаний.

140. Работать в области экономики, планирования, финансирования предприятий народного хозяйства.

141. Делать доклады, проводить занятия на иностранном языке.

142. Участвовать в выставках изобразительного искусства.

143. Играть на сцене или сниматься в кино.

144. Работать музыкантом, музыкальным режиссёром или преподавать музыку.

145. Работать преподавателем физкультуры или тренером.

Обработка и интерпретация

Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: высшая степень отрицания – от –12 до –6; интерес отрицается – от –5 до –1; интерес выражен слабо – от+1 до +4; выраженный интерес – от +5 до +7; ярко выраженный интерес – от +8 до +10 (+12).

Дешифратор

Все вопросы и ответы на них располагают по столбцам, в каждом из которых 29 пунктов. По каждой строке подсчитывается количество баллов. Каждая строка отражает ту ли иную сферу интересов и профессиональной деятельности. Наибольшее количество баллов показывает сферу доминирующих интересов испытуемого.


1 – биология;

2 – география;

3 – геология;

4 – медицина;

5 – лёгкая и пищевая промышленность;

6 – физика;

7 – химия;

8 – техника;

9 - электро-радиотехника;

10 – металлообработка;

11 – деревообработка;

12 – строительство;

13 - транспорт;

14 - авиация, морское (речное) дело;

15 – военные специальности;

16 – история;

17 – литература;

18 – журналистика;

19 – общественная деятельность;

20 – педагогика;

21 – право, юриспруденция;

22 – сфера обслуживания, торговля;

23 – математика;

24 – экономика;

25 – иностранные языки;

26 – изобразительное искусство;

27 – сценическое искусство, театр, кино;

28 – музыка;

29 – физкультура и спорт


Методика исследования самоотношения (МИС)

(Пантилеев, В.В.Столин)

Методика используется в ситуации клиента, так как в ней отсутствует шкала лжи. После проведения методики необходима беседа с испытуемым. Методика является многомерным психологическим инструментом, основанным на принципе стандартизованного самоотчёта. Содержит все психометрические данные.

Инструкция: Вам будут предложены различные утверждения. В случае согласия с утверждением, поставьте рядом с номером утверждения знак «+», в случае несогласия с ним – знак «-».

Опросник МИС

1. Мои слова довольно редко расходятся с делом.

2. Случайному человеку я скорее всего покажусь человеком приятным.

3. К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, как и к своим.

4. У меня нередко возникает чувство, что то, о чём я с собой мысленно разговариваю, мне неприятно.

5. Думая, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

6. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это не противиться своей судьбе.

7. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

8. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

9. Я не способен причинять душевную боль самым любимым и родным мне людям.

10. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

11. Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как мне могло прийти в голову, что из задуманного может получиться что-то хорошее.

12. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

13. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.

14. Когда я пытаюсь оценить себя, я, прежде всего, вижу свои недостатки.

15. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

16. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

17. Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.

18. Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьёз.

19. Бывало, и не раз, что я сам остро себя ненавидел.

20. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремлённости.

21. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шёл на сделку с собственной совестью.

22. Иногда я сам себя плохо понимаю.

23. Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

24. Думаю, что без труда мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

25. Если я отношусь к кому-нибудь с укоризной, то, прежде всего, к самому себе.

26. Иногда я сомневаюсь, можно ли меня любить по-настоящему.

27. Нередко, мои споры с самим собой обрываются мыслью, что всё равно всё выйдет не так, как я решил.

28. Моё отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29. Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

30. Часто я не без издёвки подшучиваю над собой.

31. Если бы моё второе «Я» существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнёр по общению.

32. Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и потому не трачу так много сил на то, чтобы стать в чём-то другим.

33. В целом, меня устраивает то, какой я есть.

34. К сожалению, слишком многие не разделяют мои взгляды на жизнь.

35. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

36. Я думаю, что имею умного и надёжного советника в себе самом.

37. Сам у себя я довольно часто вызываю раздражение.

38. Я часто, но довольно безуспешно, пытаюсь в себе что-то изменить.

39. Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.

40. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

41. Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня.

42. Думаю, что другие оценивают меня в целом достаточно высоко.

43. То, что со мной случается – это дело моих собственных рук.

44. Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.

45. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».

46. Я не считаю, что духовно достаточно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.

47. У меня нередко возникает сомнение, а такой ли я на самом деле, каким себе представляюсь.

48. Я не способен на измену даже в мыслях.

49. Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.

50. Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.

51. Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.

52. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

53. Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.

54. Каким бы я не казался себе плохим, я знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других людей.

55. Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.

56. Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.

57. Мне кажется, что если бы таких людей, как я было бы больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.

58. Моё мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.

59. Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.

60. Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.

61. В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собою.

62. Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.

63. Быть снисходительным к собственным слабостям – вполне естественно.

64. Я убедился, что глубокое проникновение в себя – мало приятное и довольно рискованное предприятие.

65. Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.

66. У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что меня есть за что презирать.

67. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.

68. Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.

69. Долгие споры с собой чаще всего оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.

70. Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.

71. Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.

72. Можно сказать, что я себе нравлюсь.

73. Я – человек надёжный.

74. Осуществление моих желаний мало зависит от везения.

75. Моё внутреннее «Я» мне всегда интересно.

76. Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.

77. Близким людям свойственно меня недооценивать.

78. У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.

79. Мне кажется. Что я всё-таки не умею злиться на себя по-настоящему.

80. Я убедился, что в серьёзных делах на меня лучше не рассчитывать.

81. Порой мне кажется, что я какой-то странный.

82. Я не склонен пасовать перед трудностями.

83. Моё собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

84. Мне кажется, что глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я научился гораздо лучше понимать себя.

85. Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.

86. Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.

87. Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.

88. Если я искренне и обвиняю себя в чём-то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.

89. Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.

90. Я вполне ясно представляю себе, что ждёт меня впереди.

91. Иногда мне бывает довольно трудно найти общий язык со своим внутренним «Я».

92. Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.

93. Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону потому, что каждое изменение – это потеря какой-то дорогой частицы самого себя.

94. В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.

95. Вряд ли во мне есть что-то, чего бы я не знал.

96. Мне ещё многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».

97. Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.

98. Иногда я оказываю «бескорыстную» помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.

99. Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.

100. Те, кто меня не любит, просто не знают, что я за человек.

101. Убедить себя в чём-то не составляет для меня большого труда.

102. Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.

103. Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.

104. Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть.

105. Я сам создал себя таким, каков я есть.

106. Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным мнением.

107. Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.

108. Ко мне относятся так, как я этого заслуживаю.

109. Думаю, что моя судьба всё равно сложится не так, как бы мне хотелось теперь.

110. Уверен, что в жизни я на своём месте.

Ключ

Закрытость, неадекватность самооценки.

«+» 1, 3, 9, 48, 53, 56, 65.

«-» 21, 62, 86, 98.

 

Самоуверенность.

«+» 7, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58, 61, 73, 82.

«-» 20, 80, 103.

Саморуководство, уровень субъективного контроля.

«+» 43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110.

«-» 109.

Зеркальное «Я», положительная самооценка.

«+» 2, 5, 29, 41, 42, 50, 102.

«-» 13, 18, 34, 85.

Самоценность, уверенность в своей ценности.

«+» 8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100.

«-» 15, 26, 31, 46, 83.

Саморегуляция, принятие себя.

«+» 10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97.

Самопривязанность, нежелание изменяться.

«+» 6, 32, 33, 55, 89, 93, 95, 101, 104.

«-» 96, 107.

Конфликтность, непринятие себя.

«+» 4, 11, 22, 23, 27, 38, 47, 59, 64, 67, 69, 81, 91, 94, 99.

Самообвинение, недовольство собой.

«+» 14, 19, 25, 37, 60, 66, 71, 78, 87, 92.

Перевод в СТЕНЫ

 

Стены
    0-1 0-1   0-1 0-1      
                   
    3-4       3-4   1-2  
  2-3 5-6 4-5 3-4 4-5     3-4 3-4
  4-5 7-9     6-7 6-7 4-5 5-7  
  6-7     6-7       8-10 6-7
    11-12     9-10   7-8 11-12  
      9-10            
                   
          13-14        

 

Интерпретация факторов МИС

  1. Закрытость, неадекватность самооценки: чем выше, тем больше приукрашивание себя, старание выглядеть в глазах окружающих лучше, чем есть на самом деле.
  2. Самоуверенность: чем выше, тем больше уверенность в своих силах.
  3. Саморуководство,УСК: чем выше, тем больше человек контролирует себя, интернальность.
  4. Зеркальное «Я», положительная самооценка со стороны окружающих: чем выше, тем больше уверенность, что окружающие понимают и высоко оценивают человека.
  5. Самоценность: чем выше, тем больше уверенность, что человек сам и окружающие его люди находят в нём много ценного и полезного.
  6. Саморегуляция, самопринятие: чем выше, тем больше принятие себя, терпимость и снисходительность к себе.
  7. Самопривязанность, нежелание изменяться: чем выше, тем больше привязанность к себе такому, какой человек есть, нежелание изменяться даже в лучшую сторону.
  8. Конфликтность к себе, непринятие себя: чем выше, тем больше непонимание себя, неприятие, нетерпимость к себе, желание многое поменять в себе.
  9. Самообвинение, недовольство собой: чем выше, тем больше недовольство собой, недооценка себя, строгость и критичность к себе.

 

Методика «Дом –Дерево-Человек»

(Дж.Бук)

Предназначена как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

Р. Бернс при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека — жизненная энергия; если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Интерпретация признаков в тесте «Дом –Дерево-Человек»

«ДОМ»

Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали — чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьезный конфликт.

Разные постройки — агрессия направлена против фак­тического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособить­ся в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — от­ражение конфликтной ситуации, наносящей вред правиль­ной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Стены

Задняя стена, изображенная с другой стороны, необыч­но — сознательные попытки самоконтроля, приспособле­ние к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по срав­нению с другими деталями — субъект стремится сохра­нить (не потерять) контакта с реальностью,

Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реаль­ностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытыва­ет трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени (доминирование про­шлого или будущего). Возможно, субъект очень чувстви­телен к давлению среды.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен — предчувствие (угроза) катастрофы.

Стена: контуры линии слишком акцентированны — со­знательное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива ~ изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тен­денции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены— неосознаваемое влечение, потреб­ность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, на­сколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери

Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домаш­нем кругу).

Двери (одни или несколько)., задние или боковые — от­ступление, отрешенность, избегание.

Двери (одни или несколько) парадные — первый при­знак откровенности, достижимости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная по­требность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уеди­нение, неприятие реальности. Значительная неприступ­ность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от дру­гих или стремление удивить своей социальной коммуни­кабельностью.

Двери очень маленькие - нежелание впускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нереши­тельности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнитель­ность, скрытность, защитные тенденции.

Дым очень густой— значительное внутреннее напряже­ние (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой— чувство недостатка эмоцио­нальной теплоты дома.

Окна

Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

Окна, сильно открытые — субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсут­ствие стремления скрывать свои чувства.

Окна, сильно закрытые (занавешенные), Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — «пропасть» между реальной жизнью и жизнью в фантази­ях,

Крыша

Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, — символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, не свойственный всему ри­сунку, — фиксация на фантазиях как источнике удоволь­ствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабле­ния контроля фантазии.

Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабочен­ность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая личностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлением за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Комната

Ассоциации могут возникнуть в связи:

1) с человеком, проживающим в комнате;

2) с интерперсональными отношениями в комнате;

3) с предназначением этой комнаты (реальным или при­писываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе, — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за непри­ятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Комната: субъект выбирает ближайшую комнату— мни­тельность.

Труба

Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психо­логической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная агрессия, если обнаруживает­ся у взрослых.

Водосточные трубы— усиленная защита и обычно мни­тельность.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

Дополнения

Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символизирует пе­реживание выставления себя всем на обозрение. Его со­провождает желание демонстрировать себя, но ограничи­ваясь лишь визуальным контактом.

Деревья.

Часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потреб­ность зависимости при доминировании родителей.

Кусты.

Иногда символизируют людей. Если они тесно окружа­ют дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки — указывают на незначительную трево­гу в рамках реальности и сознательное стремление конт­ролировать ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисованная по­казывает, что индивид в контактах с другими обнаружи­вает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной со­циализации.

Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома - попытка замаскировать желание быть одино­ким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце.

Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена).

Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет.

Цвет, конвенциальное, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выража­ет чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна,

2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделённый субъект обычно использует не меньше двух или не более шести цветов. Субъект, раскрашивающий дом семью—восьмью цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет — боится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Цвет черный - застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности.

Цвет пурпурный — сильная потребность власти.

Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потреб­ность теплоты из окружения.

Цвет, штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенден­ция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Цвет желтый - сильные признаки враждебности.

Общий вид

Помещение рисунка на краю листа — генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с оп­ределенным временным значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое,

б) связанная с предназначением комнаты или с посто­янным ее жильцом,

в) указывающая на специфику переживаний: левая сто­рона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Перспектива.

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отой­ти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окру­жения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки «потери перспективы» (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) — сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх пе­ред будущим (если вертикальная боковая линия находит­ся справа), или желание забыть прошлое (линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует, по меньшей мере, четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мне­нием окружающих о себе. Стремление иметь в виду (уз­нать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка.

Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фан­тазиях (внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

Размещение рисунка точно в центре листа - незащищен­ность и ригидность (прямолинейность). Потребность забот­ливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа. Чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похо­же на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа — акценти­рование прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа -склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа — субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование бу­дущего.

Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабочен­ность свободными откровенными эмоциональными пере­живаниями.

Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед от­крытыми свободными переживаниями. Стремление сохра­нить жесткий контроль.

Выход за верхний край листа — фиксирование на мыш­лении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые — ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиции.

«ЧЕЛОВЕК»

Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера вообра­жения.

Голова большая - неосознанное подчеркивание убеж­дения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности.

Нечеткая голова — застенчивость, робость.

Голова изображается в самом конце - межперсональ­ный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким об­разом, это их координационный признак.

Подчеркнута шея— потребность в защитном интеллек­туальном контроле.

Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импуль­сов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры — признак физической силы или потребности во власти.

Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осто­рожности, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, не­достаток жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище

Туловище угловатое или квадратное — мужественность. Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворен­ных, остро осознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности.

Лицо

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецеп­торы внешних стимулов — сенсорный контакт с действи­тельностью.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношени­ями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут — потребность доми­нировать.

Подбородок слишком крупный — компенсация ощуща­емой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые гал­люцинации. Встречаются у особо чувствительных к кри­тике.

Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - силь­ное стремление избегать неприятных визуальных воздей­ствий.

Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Глаза выпучены — грубость, черствость.

Глаза маленькие — погруженность в себя.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Длинные ресницы — кокетливость, склонность оболь­щать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — женственность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекват­ные чувства,

Рот впалый — пассивная значимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой— презритель­ные установки, тенденция мыслить ироническими соци­альными стереотипами.

Ноздри— примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы — агрессивность.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное — незащищенность.

Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие— презрение, изощренность.

Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).

Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышлением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову, — субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности

Руки - орудия более совершенного и чуткого приспо­собления к окружению, главным образом в межперсональ­ных отношениях.

Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный кон­троль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны — субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди — враждебно—мнительная ус­тановка. Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролиро­вать проявление агрессивных враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.

Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособля­емость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу— неповоротли­вость, ригидность.

Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

Руки слишком крупные — сильная потребность к луч­шей приспособляемости в социальных отношениях с чув­ством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на ле­вой стороне — социально—ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу — напряжение.

Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги — женственность.

Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зави­симость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности дос­тигнутого.

Рука, как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.

Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуве­ренность в себе.

Руки неясно очерчены ~ нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.

Пальцы длинные — открытая агрессия.

Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест.

Кулаки далеко от тела — открытый протест.

Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) — враж­дебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные - сильная потреб­ность к независимости и стремление к ней.

Ноги слитком короткие — чувство физической или психологической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.

Ступни не изображены — замкнутость, робость.

Ноги широко расставлены — откровенное пренебреже­ние (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стрем­лении к независимости.

Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.

Ноги акцентированы — грубость, черствость.

Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные — потребность бе­зопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие — скованность, за­висимость.

Поза

Лицо изображено так, что виден затылок — тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело в анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула — сильное жела­ние найти выход из ситуации, страх, одиночество, подо­зрение.

Человек,изображенный бегущим — желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отно­шению к правой или левой сторонам — отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела — указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсут­ствующих частей (актуально или символично изображен­ных).

Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособ­ляемость.

Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешен­ность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный — определенные части тела изображены с другой стороны но отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.

Кукла — уступчивость, переживание доминирования окружения.

Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек - может означать увиливание и не­гативизм.

Фигура Бабы—Яги — открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура — свойственное подросткам пережи­вание неполноценности и отверженности, враждебность, самопрезрение.

Фон, окружение

Тучи— боязливая тревога, опасения, депрессия.

Забор для опоры, контур земли — незащищенность.

Фигура человека на ветру— потребность в любви, при­вязанности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) — незащищенность. Представля­ет собой необходимую точку отсчета (опоры) для констру­ирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, «мальчик катается на тон­ком льду». Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.

Оружие — агрессивность.

Многоплановые критерии

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентиро­вание, штриховка — сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.

Комбинация твердых, ярких и легких линий, большие пальцы руки, акцентированы глаза, пальцы, волосы. Позы с широко расставленными ногами — грубость черствость.

Контур, нажим, штриховка, расположение.

Мало гнутых линий, много острых углов — агрессив­ность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии — женственность.

Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.

Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безо­пасность.

Линии неодинаковой яркости - напряжение.

Тонкие продленные линии — напряжение.

Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру — изоляция.

Эскизный контур — тревога, робость.

Разрыв контура — сфера конфликтов.

Подчеркнута линия — тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчер­кнутой детали).

Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность.

Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.

Яркая линия — грубость.

Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Боль­шая напряженность.

Легкие линии - недостаток энергии. Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим — циклотимичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

Длина штрихов.

Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет — удлиняются.

Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.

Короткие штрихи — импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные — напряженность, зам­кнутость.

Горизонтальные штрихи— подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — неза­щищенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево — интроверсия, изоляция.

Штрихи слева направо - наличие мотивации.

Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.

Стирания - тревожность, опасливость.

Частые стирания — нерешительность, недовольство со­бой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) — это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисун­ка — наличие сильной эмоциональной реакции на рисуе­мый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) — внутренний конфликт или конфликт собственно этой де­талью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщес­лавию, высокомерию.

Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависи­мость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром - скован­ность, чувство собственной малоценности и незначитель­ности.

Недостаток симметрии ~ незащищенность.

Край листа, рисунок у самого края листа - зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист - компенсаторное превознесение себя в воображении.

Детали

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтере­сованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные. Отсутствие существенных дета­лей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, часто показывает интеллек­туальную деградацию или серьезное эмоциональное нару­шение.

Избыток деталей. «Неизбежность телесности» (неуме­ние ограничить себя) указывает на вынужденную потреб­ность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несуществен­ные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей— субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация ~ тенденции к замкнутости.

Особо щепетильная детализация ~ скованность, педантичность.

Ориентация в задании.

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом — хоро­шее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшается темп и продуктивность - быстрое истощение.

Название рисунка — экстраверсия, потребность в под­держке. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка — идентифика­ция с женским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности— хороший про­гноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования — скрывание про­блем, нежелание раскрыть себя.

«ДЕРЕВО»

Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево — символ стоящего человека).

Корни— коллективное, бессознательное.

Ствол— импульсы, инстинкты, примитивные стадии,

Ветви— пассивность или противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит посто­янное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж).

Земля приподнимается к правому краю листа – задор;

К левому краю листа - упадок сил, недостаточность стремлений.

Корни

Корни меньше ствола - желание видеть спрятанное, закрытое.

Корни равны стволу - большое сильное любопытство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола - интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой - детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу ил близком окружении.

Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, могущая быть источником внутреннего конфликта. Заторможенные моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное – отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения.

Центральная позиция – желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жёсткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

Расположение слева направо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Форма листвы

Круглая форма кроны – экзальтированность, эмоциональность.

Круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.

Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему.

Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.

Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для ребёнка семи лет.

Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, её трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви – хорошее различение действительности.

Листья-петельки – предпочитает использовать своё обаяние.

Зигзаги в листве – осторожность и скрытность.

Листва-сетка – уход от неприятных ощущений.

Листва, похожая на узор – женственность, приветливость, обаяние.

Пальма – стремление к перемене мест.

Плакучая ива – недостаток энергии и задора, стремление к твёрдой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.

Ствол зачернён – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым, скрытая агрессивность.

Ствол – желание походить на мать, делать всё, как она или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол в форме разломанного купола – острое ощущение внутреннего принуждения, невозможность ему противостоять.

Разделяющая линия в листве – пассивность, мягкость, податливость.

Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими линиями, а крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно.

Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол линиями с нажимом — решительность, актив­ность, продуктивность.

Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не за­держивается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые — активность заторможена тре­вогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

«Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупот­реблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, не­соответствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры.

Ствол открыт и связан с листвой - хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутрен­ний мир.

Ствол оторван от земли — недостаток контакта с вне­шним миром; жизнь повседневная и духовная мало свя­заны.

Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья; поиск поддержки.

Ствол расширяется книзу — поиск надежного положе­ния в своем кругу.

Ствол сужается книзу— ощущение безопасности в кру­гу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремле­ние укрепить свое «Я» против беспокойного мира.

Общая высота — нижняя четверть листа - зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Нижняя половина листа — менее выраженная зависи­мость и робость.

Три четверти листа — хорошее приспособление к среде.

Лист использован целиком — хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Высота листвы (страница делится на восемь частей):

1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет,

1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия,

3/8 — хорошие контроль и рефлексия,

1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты,

5/8 — интенсивная духовная жизнь,

6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов,

7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты.

Манера изображения

Острая вершина - защищается от опасности, настоя­щей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228269']=__lxGc__['s']['_228269']||{'b':{}})['b']['_698163']={'i':__lxGc__.b++};

Date: 2015-05-19; view: 663; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию