Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогрессивные матрицы Равена





Тест Равена (в оригинальном варианте) состоит из 60 матриц (размер 7,5*11см), в каждой из которых отсутствует 1 из составляющих ее элементов. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. Задания сгруппированы в 5 серий-А,В,С,Д,Е, каждая серия состоит из 12 матриц.

Принцип «прогрессивности» реализуется двояким образом: а)внутри каждой серии задания расположены с учетом их возрастающей сложности; б) все серии отличаются различной трудностью, которая возрастает от серии А к серии Е.

Возрастные трудности заданий определяются:

-увеличением числа элементов в матрице,

-увеличением предлагаемых вариантов решения,

усложнением логического принципа, лежащего в основе каждой композиции, который испытуемому необходимо понять, чтобы закономерно выбрать недостающий элемент.

«Прогрессивность» матриц определяет существенное достоинство методики, ее обучающий характер, заключающийся в том, что выполнение предшествующих заданий и их серий является своеобразной подготовкой обследуемого к выполнению последующих. Тем самым тест имплицитно содержит в себе иерархизированную модель «пространственно-комбинаторных» мыслительных операций.

Расположение матриц в определенной последовательности соответственно принципу возрастающей сложности мыслительных операций, необходимых для их решения, не исключает варианта парциальной несформированности умственных операций у обследуемого. В этом случае профиль суммарных оценок за 5 серий не будет отражать нарастающую сложность.

Возможности применения прогрессивных матриц Равена

в психодиагностике интеллекта детей младшего школьного возраста

Первые две серии матриц Равена (А и В) имеют наименьшие коэффициенты сложности в ряду нарастающей прогрессивности пяти серий. Вместе с тем, обе серии, по существу, направлены на диагностику состояния двух наиболее фундаментальных процессов, сформированность и сохранность которых обеспечивает нормальное протекание любого познавательного акта (в т.ч. абстрактно-логическое мышление). Речь идет о симультанности и сукцессивности в организации высших психических функций.

Под сукцессивностью понимают исследовательскую развернутую во времени организацию психической деятельности, подчиненной определенной программе. Симультанный принцип организации психических процессов (принцип гештальта) предполагают целостность восприятия или пространственный синтез в наглядном плане (на уровне отдельного перцептивного акта – это объединение различных признаков в единое целое).

Содержательный анализ матриц показывает, что задания на пространственные отношения первых двух серий- серии А и серии В – решаются различными способами: для заданий серии А – это опора преимущественно и прямые наглядно-пространственные преобразования, для заданий серии В, преобладающей является необходимость в логических рассуждениях о соотношении между элементами задания. В первом случае успешность определяется возможностью симультанного (целостного) «видения» матриц в непрерывности их структуры, во втором случае – сохранением и регуляцией определенной последовательности операций сравнения.

Следует отметить, что целостность восприятия является одной из базовых характеристик восприятия вообще, становление которой опережает по срокам развитие арсенала интеллектуальных средств. Возможность дифференцированного восприятия завершенных и незавершенных контуров формируется в раннем дошкольном возрасте.

По отношению к младшему школьному возрасту использование в диагностических целях первых двух серий прогрессивных матриц Равена означает диагностику двух основных показателей «интеллектуального фасада» детской психики:

· Сформированность такой характеристики детского восприятия, как целостность – в этом случае мы имеем дело с так называемой «готовностью» ребенка к современным формам обучения (разумеется, в самом узком значении этого слова), поскольку последние априорно аппелируют к таким психическим процессам, для которых уже закономерна стадия опережающего восприятия целого по отношению к его отдельным частям.

· Возможность осуществления ребенком последовательных операций сравнения – в этом случае фактически исследуется сама возможность обучения ребенка и динамические характеристики этого процесса. Речь идет о способности к соблюдению определенной последовательности операций, которая выступает залогом эффективности любого вида психической деятельности (в т.ч. учебной деятельности).

Соотношение суммарных оценок по результатам выполнения двух серий матриц Равена (в сравнении с зоной «средних оценок» интеллектуального развития в соответствующей возрастной группе) позволяет не только оценить актуальный уровень интеллектуального развития младшего школьника с точки зрения сформированности отдельных составляющих психической деятельности, но и выносить прогностически валидные суждения относительно «эффективности» исследуемого ребенка в отдельных видах учебной деятельности.

Отличительной чертой использования прогрессивных матриц Равена в диагностических целях на контингенте детей младшего школьного возраста является практически полная непригодность и неадекватность групповой формы проведения исследования. Это обусловлено влиянием, по крайней мере, двух обстоятельств. Во-первых, психическая деятельность детей младшего школьного возраста не отличается особой целенаправленностью, вследствие еще недостаточно сформированных регуляторных механизмов, а также функций целеполагания, планирования и контроля. Поэтому младшие школьники очень часто допускают ошибки из-за так называемой «невнимательности», доля которых значительно возрастает в условиях «безнадзорности» групповой формы исследования. Получаемый результат в этом случае скорее характеризует особенности эмоционально-волевой сферы личности, нежели собственно интеллектуальные способности ребенка.

Во-вторых, на сегодняшний день уже не вызывает сомнений несостоятельность чисто количественного подхода к анализу психического развития ребенка. Закон гетерохронии морфофункционального созревания головного мозга и соответствующего формированию отдельных структурных звеньев психической деятельности является определяющим фактором индивидуализированного (в высшей степени) характера онтогенетического развития ребенка. Следствием чего сравнительные возможности количественных процедур измерения имеют явно ограниченный характер.

Индивидуальная форма проведения исследования делает возможной минимальную помощь со стороны взрослого в ситуации ошибочного выбора ребенка, обусловленного импульсивностью последнего. В этом случае замечания психолога типа: «Подумай еще» выступает как внешнее средство организации внимания ребенка. Правильный ответ ребенка после замечания психолога оценивается в 0,5 балла.

Таким образом, мы получаем 3-х балльную систему оценок:

1 балл- ребенок безошибочно, с первого раза находит правильное решение;

0,5 балла – правильное решение найдено со второй попытки, сразу после замечания психолога;

0 баллов – помощь со стороны взрослого оказалась неэффективной, правильного решения не найдено.

С целью получения нормативных данных по индивидуальной форме нами было обследовано 450 учащихся первых 3-х классов. Проведенное исследование выявило статистическую значимость различий в успешности выполнения двух первых серий прогрессивных матриц Равена (при уровне значимости р < 0,01).

 

  медиана Станд. откл. медиана Станд. откл.
1-е кл. 8,11 2,07 5,94 3,95
2-е кл. 8,49 3,12 6,49 3,78
3-е кл. 9,78 1,82 7,85 5,29

 

Проверка гипотезы о равенстве средних значений для двух измерений (серий А и В) осуществлялась с использованием t – критерия для зависимых выборок.

По тому же критерию определялась значимость различий между средними по возрастам – статистически значимые различия между средними оценками в трех возрастных группах появляются только на рубеже 9-10 лет (при уровне значимости р меньше 0,01).

Анализ распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) позволяет ввести следующие дифференциальные оценки уровней интеллектуального развития в младшем школьном возрасте, определяемых при помощи первых двух серий прогрессивных матриц Равена.

Нормативное распределение оценок для детей 7-9 лет

 

Серия А Серия В
Суммарный балл Интерпретация Суммарный балл Интерпретация
11,5-12 значительно выше среднего 10 и выше Значительно выше среднего
10-11 Выше среднего 8,5-10 выше среднего
6,5-9,5 средний уровень IQ 4-8 средний уровень IQ
5-6 ниже среднего 2-3,5 Ниже среднего
3,5-4,5 Значительно ниже среднего 2-3,5  

 

Нормативное распределение оценок для детей 10-11 лет

 

Серия А Серия В
Суммарный балл Интерпретация Суммарный балл Интерпретация
11,5-12 выше среднего 10,5-12 превышает нормативы своей возрастной группы
8,5-11 средний уровень 5,5-10 средний уровень
7-8 ниже среднего 3-5 ниже среднего
5,5-6,5 значительно ниже среднего    

 

Проведение исследования и обработка результатов

Испытуемому дается следующая инструкция: «Определите закономерность, связывающую фигуры на рисунке, и выберите из предложенных вариантов - недостающую. Укажите на бланке ее номер». Испытуемый работает в течение 20 минут.

По окончании работы испытуемого, психолог с помощью ключа (см. ключ) подсчитывает количество правильных ответов, причем правильное решение каждого отдельного задания оценивается в 1 балл. Подсчитывается общая сумма полученных баллов, а также число правильных решений в каждой из пяти серий.

 

Ключ к методике Равена

 

  А В С Д Е
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

В современной психодиагностической практике используются несколько алгоритмов психометрической интерпретации полученных результатов. Ниже предлагается краткая характеристика наиболее распространенных приемов. Т.о., практикующий психолог имеет возможность выбора определенной процедуры обработки «сырых» баллов в соответствии с той задачей, которую он решает данной психодиагностической процедурой, а также руководствуясь субъективными предпочтениями в мире формул и цифр.

1. Определение интеллекта согласно процентной шкале.

Полученный суммарный показатель переводят в проценты, исходя из того, что 60 пунктов-100%. После чего определяют уровень интеллектуального развития респондента по существующей шкале градаций интеллектуального развития.

 

Таблица процентного определения уровня интеллектуального развития.

 

Степень интеллекта % правильно решенных задач Уровень интеллектуального развития
1 степень 95% и выше (57 правильных ответов) Особо высокоразвитый интеллект
2 степень 75-94% (45-56 правильных ответов) Интеллект выше среднего(незаурядные умственные способности)
3 степень 25-74% (15-44 правильных ответов) Средний интеллект
4 степень 5-24% (3-14 правильных ответов) Интеллект ниже среднего
5 степень Ниже 5% (меньше 3 правильных ответов) Интеллектуальный деффект

 

2. Перевод полученных результатов в IQ-показатель.

При переводе результатов, полученных в тесте Равена, в IQ, следует исходить из того, что 10-ти правильным решениям соответствует IQ-100, а 60-ти правильным решениям- IQ-140.

Промежуточные значения вычисляются. Напомним, что IQ-140 и выше - это исключительно высокий интеллект.

Используемая психологическая интерпретация IQ, полученного по результатам выполнения прогрессивных матриц Равена несколько отличается от традиционной, которая соответствует –15-16 и имеет следующий вид:

120-140-высокий интеллект

110-120-выше среднего

100-110-средний

90-100-ниже среднего

80-90-слабый

80 и ниже - различные виды IQ-го дефекта.

Использование IQ-показателя позволяет сопоставить полученные результаты с успешностью выполнения других невербальных тестов (Например, гештальт-тест Бендера, невербальная шкала теста Векслера)

 

Date: 2015-05-19; view: 1718; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию