Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Четвертый курс. Урок третий: суть вещи ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Первое, что приходит на ум, – это зеркало, правда? Задание 1 Найти произведение искусства, в котором есть зеркало. Их много, но я хочу, чтобы каждый из вас нашел что‑то свое, то, с чем ему будет интересно работать. Сделать набросок и трансформировать картину в живопись, или в коллаж, или в скульптуру. Задание 2 Отражение предмета в воде. Найти произведение искусства на эту тему. Сделать рисунок акварелью или пастелью. Это для разминки. Самое интересное – это отражения в лужах. Если луж поблизости нет, воспользуйтесь ванной с водой. Если и ванны нет – налейте воду в таз, поставьте его туда, где не дует, положите в воду любой деревянный предмет. Задание 3 Отражение предметов друг в друге. Посмотрите, что делали художники на эту тему. Кубисты, к примеру. Мы уже столкнулись с этим явлением в натюрморте Фридл. Создайте такую композицию, в которой отражаемые предметы выглядят утрированно (не обязательно прозрачные предметы; вспомните, как мы смотрелись в никелированные чайники, скажем, и смеялись над искажением своей физиономии), попробуйте даже усилить искажение. Материал – по вашему выбору.
«Мне очень нравится тема отражений. Причем теория не менее увлекательна, чем практика, поэтому я на некоторое время уходила в чтение и разглядывание картинок с зеркалами. Сегодня я притащила много мусора, но процессы, в результате которых он возник, меня некоторое время занимали, и мусор непосредственно связан с нашей темой. Так что извините. Я хотела нарисовать несколько натюрмортов с отражениями. Поскольку блестящего дома немного, я сняла со стены зеркало, которое крутила и вертела на полу и нагружала разными предметами, годными для натюрморта, с целью найти более или менее интересную композицию и поразглядывать отражения и изменения, происходящие с предметами в разных ракурсах. Как правило, с помощью фотоаппарата я вижу лучше, поэтому фотографировала. Нельзя сказать, что я что‑то поняла в композиции, но процесс меня увлек. Например, забавно было наставлять предметы на потолок, как на стол, и сочетать разные уровни (реальность – отражение)».
«Жили в античности два художника: Зевксис и Паррасий, и решили они поспорить, кто из них лучше владеет кистью. Зевксис нарисовал виноград, да так реалистично, что к нему слетелись птицы. Уверенный в своей победе, он стал поторапливать Паррасия: «Сколько можно томить, открой уже занавеску и покажи свое творение!» Занавеска и оказалась творением Паррасия. Он сумел ее передать так искусно, что сам Зевксис не заметил подвоха. К чему это я? А к тому, что мне до Паррасия как до Парижа. Я хотела сделать два плана: отражение (нерезкое) и то, что не отражается в стекле (очень резкое и реалистичное). Вышло совсем не то, что хотела. А вчера я сделала копию с картины, которую приписывают ученику Риверы. Предполагают, что человек с зеркалом – Сократ. Диоген Лаэртский писал, что Сократ советовал молодежи почаще смотреться в зеркало. Человеку красивому оно поможет не забывать о своей красоте и совершать поступки, достойные его прекрасной наружности. А человек непривлекательный, увидев в зеркале свои изъяны, постарается прикрыть их умом и образованностью. Как известно, Сократ принадлежал ко второй группе, из‑за уродливой внешности, большого курносого носа его сравнивали с силеном. То есть тема картинки – «Познай себя!». Наверное, это тоже про самопознание. Но мне кажется, не только о нем. В живописи весьма популярна тема пяти чувств, очень многие художники рисовали циклы на эту тему. Зеркало – это непременный атрибут аллегории зрения. Только зрячий может видеть свое отражение.
У меня уже давно стало портиться зрение, особенно заметно это становится после рисования, когда глаза долго напрягаются и устают. Вчера, рисуя вторую картинку, я уже была не в состоянии нормально фокусировать взгляд, так и рисовала, глядя на нерезкую картинку. Мне это не очень нравилось, может быть, отсюда и разбитое зеркало. Начинала я рисовать себя, но быстро поняла, что это просто девочка. А еще в связи с этим я подумала вот о чем. В эпоху Возрождения в Италии очень много спорили о том, какое из изобразительных искусств благороднее, важнее. В основном спор шел между живописцами и скульпторами. И те и другие приводили свои аргументы. Леонардо написал на эту тему целый трактат, Бенедетто Варки проводил опрос и т. д. Спор не затихал и в более позднее время и распространился за пределы Италии. Я много занималась этой темой, она очень интересная. Аргументов было множество, но меня сейчас интересует один. Скульпторы говорили: «Наше искусство доступно даже слепцам! Слепой может на ощупь понять, что изображено, тогда как с живописью это невозможно». Начиная с эпохи Возрождения в аллегории пяти чувств осязание часто выступало в образе слепого старика, ощупывающего мраморную античную голову или целую скульптуру. То есть старик, глядящий в зеркало (Сократ), может быть не только аллегорией зрения, но и аллегорией живописи, так как зеркало – это еще и метафора картины (изображение в раме). А старик, ощупывающий скульптуру, может выступать и как аллегория осязания, и как аллегория скульптуры».
«Как нарисовать поверхность воды, чтобы ощущалась глубина? И чтобы поверхность была поверхностью?.. Не успела я построить натюрморт на бумаге – начал капать дождь. Капать, размывая уголь. И название «После дождя» превратилось в «Под дождем»… Вижу непрокрашенные стены, гуляющие ножки бокалов. Завтра поставлю бокалы ближе друг к другу – правый далековато стоит. Отражения захватили меня в плен. И мое время тоже. Мало того, что мир просто отражается, – он дробится, складывается заново причудливыми кусками. У нас три комнаты и кухня выходят на юг. Солнце весь день. Я люблю просторные светлые квартиры.
На окне стояли бутылки. И блики солнца играли на занавеске. Первый курс рисует, лепит бутылки Моранди. Переставляю бутылки ближе и рисую отражение, цветные тени на занавеске с бликами солнца. Вчера вся семья вздрогнула, завидев в ночи мой силуэт на балконе. А я просто наблюдала отражения. А потом я замерзла и пошла греться. Горячий чай с лимоном… и тут отражения! Свет расплывается золотистым обручем в чашке. Неосторожное движение – и капля чая на паркете… В ней тоже отражение».
«Постоянно рассматриваю отражения в воде. Они очень разные в зависимости от ветра и времени суток. Днем, кажется, только солнце отражается в воде, а по вечерам – как зеркало… После того как я столько всего увидела в бутылке, я ходила по кухне и искала куда посмотреть. Нашла ложку. – Вот это да! Как это происходит?! – громко задумалась я. – Да, я тоже раньше об этом думала, – говорит мне дочь. Или я недосмотрела что‑то в детстве, или все окончательно забыла».
«Сколько дивных минут ты мне доставила сегодня своими ложками! Я взяла самую блестящую и долго вглядывалась, меняя угол зрения. Так вот, в твоих ложках мое отражение вылезло из плоскости в объем и стало голограммой. Пришлось снова щупать, чтобы понять, как это может быть».
«У нас совсем нет луж, но воды вокруг очень много – каналы, пруд, океан, наконец. Я все время смотрю, пытаясь запомнить, но памяти у меня никакой. Отражения в пруду как уж запомнились. А это придуманные лужи. Да, наверное, основная проблема, что моменты у меня никогда не совпадают, ни разу ничего не вышло, в лучшем случае (очень редко) выходит что‑то другое… Но как же художники? Как им удавалось изо дня в день возвращаться в одно и то же пространство в одном и том же состоянии? Я часто думаю об этом и ничего не понимаю. (Немножко подумала и решила дописать.) Я вообще не уверена, что сегодня я – это я; когда меня что‑то или кто‑то сильно впечатляет, я превращаюсь в «это», вернее, в то, как я себе это представляю… (Еще подумала.) Но ведь и рисую я в основном в таких состояниях. Тогда где же я?.. Когда‑то давно я уже думала об этом. Я представлялась себе рамкой, сквозь которую все время что‑то проходит, что‑то проходит быстро, а что‑то задерживается, и в какие‑то моменты можно даже увидеть картины».
Когда‑нибудь мы устроим невиртуальную выставку работ и издадим к ней каталог с текстами. Это обязательно случится.
|