Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Думаю, люблю, ненавижу в цветах и в формахСтр 1 из 3Следующая ⇒
Нынешнее начальство обосновалось в Малой крепости, в том же здании, где заседали высшие чины нацистского главнокомандования. Здесь все симметрично. У здания газоны с тюльпанами и нарциссами, здесь же стоят черные машины директора и замдиректора. Машина главного оформителя, маленькая и рыженькая, прячется на складском дворе, так что никогда не известно, на работе он или нет. А вот с начальством ясно. Опять совещание. Теперь по поводу ящиков. Поступило сообщение, что на территорию завозятся ящики. Для чего? Объясняю. – Кто за них платит? – Никто. Завод в лице директора господина Махачека отдает нам их бесплатно. Кроме того, их возят на заводской машине и устанавливают на месте, тоже бесплатно. – Тогда все в порядке, – говорит директор мемориала. – В чем проблема? Подчиненные пожимают плечами. Вроде ни в чем. Главный оформитель стучит на нас начальству. Слишком уж вольно мы себя ведем, игнорируем все его советы. – Нам нужна физическая помощь, а не советы. Все чертежи у вас на столе.
Два дня с рассвета до заката Маня с рабочими воздвигали ящичные стены «квартиры» и «чертежного зала». Какие‑то ящики пришлось заменять, не тот формат; рабочие ездили взад‑вперед на открытом грузовичке с подъемником, отвозили одно, привозили другое. Плотник Ярда принес специальные подпорки, с помощью которых он выровняет секции. Пол неровный, стены неровные, а ящики должны стоять прямо. Ярда никогда не сидит; по‑моему, он не знает о существовании такой позы. Измерил расстояние между секциями, где будет дверь, еще что‑то измерил, записал в блокнот. В синем халате много карманов, и в одном из них всегда что‑то припасено для Мани. Пряник, конфетка. Он ее уважает – «файна голка», то бишь хорошая девчонка, «вельми хытры а ма златэ руце» – очень умная и руки золотые. Руки на самом деле черные. И у Мани, и у меня. И в ноздрях черно. Так хочется в душ, отмыться от грязи. Зато красота! Стены покрашены, Франта‑график привез на пробу цветные распечатки «Пива и раков» и «Красных наездников» – такие у нас будут «обои» на двух участках стены. Эти эскизы киновского пром‑дизайна, скорее всего, предназначались для салфеток или упаковочной бумаги. Приложили к стене – смотрится. С Франтой мы работали над Бединой выставкой и чешским каталогом. Огромный, с всклокоченной седой гривой, быстрый как молния, он легко управляется с тяжелыми прессами и печатными машинами. Смешно смотреть, как он тычет большущими пальцами в клавиши лэптопа. Не его формат. Однако именно за лэптопом мы и проводим с ним эти дни. Тексты на трех языках – самая трудоемкая работа. Особенно на этой выставке, где так тесно переплетены искусство и литература. Название выставки: Франц Петер Кин (1919–1944). Думаю, люблю, ненавижу в цветах и в формах. Тексты на ящиках. Автобиография (первый зал, первая стена) «Я родился 1 января 1919 года в Варнсдорфе. Посещал реальную школу в Брно. Аттестат с отличием плюс особая похвала по трем предметам. Шесть семестров Академии в Праге. В прошлом году одна картина куплена министерством образования. Одновременно я посещал чешский киносеминар, где выучился на сценариста, и Официну Прапензис (частное училище книжной графики в Праге. – Е. М.). Последние политические события ставят под вопрос мое развитие как художника».
На этом и обрывается автобиография, начертанная на оборотной стороне альбома для набросков. 1939 год. Через пять лет история выставит в его биографии последнюю дату. Незадолго до этого, в минуту отчаяния, Кин напишет любимой женщине: «Как слепые у Брейгеля погружаются в трясину, следуя за слепым поводырем, точно так же тонут в дерьме все мои надежды, планы и виды на будущее, невозможно это остановить. Мне 25 лет, я восемь лет учился, но так и не постиг смысла этой простой профессии. Неудача, которая постигает художника в его высоких намерениях, прибавляет ему чести; увы, в моем случае это не так. <…> Я слишком поздно научился применять верные методы работы в живописи, не под силу мне реализовать это знание в нынешних обстоятельствах… Нет, это просто невозможно». (Из письма к Хельге Вольфенштейн, Терезин, 1944 год). – Убери слова из статьи, – говорит Франта. – Тогда вторая часть будет во втором зале. Со слов «Как слепые у Брейгеля…». Сорок четвертый год, Терезин. Все правильно. Франта был влюблен в прошлую выставку и теперь влюблен в эту. Его вдохновляет идея с ящиками и текстами, вытисненными на рейках. Тексты изготовляются по шаблонам. Сначала дизайн и печать, потом нанесение полос на деревянные рейки, прокраска белым, снятие негативного слоя типографской бумаги, проверка, все ли буквы на месте, чистка (иногда краска остается внутри буквы, острым ножичком все это убирается) – полно работы! Местный оформитель склонял нас к ленивому пути – отпечатать все на прозрачной бумаге и наклеить на дерево. Маня сказала твердое «нет». Франта обещал отрядить на работу старших дочерей; директор варнсдорфской школы, где учился Кин и где ныне висит памятная доска, тоже пообещал помочь. Справимся. Пока надо разобраться с типами текстов и, соответственно, размером букв, определиться со шрифтами. Какие еще есть виды текста, кроме ящичных? Для больших витрин, тематические. Например, этот. Относится к периоду, когда Кин преподавал на курсах промграфики в Виноградской синагоге. С января 1941‑го Кин вел два курса в день – утренний и вечерний. Помимо практических занятий в программу входили теория композиции, история искусства и прикладной графики, учение о красках, материалах и стилях, а также применение разных шрифтов в оформлении рекламы. Среди сорока четырех его учеников были люди разного возраста и профессий.
«Я многому научился в области прикладной графики, настолько, что смог пойти на такое рискованное предприятие, как преподавание, и теперь, спустя два месяца преподавательской деятельности, результат показывает, что я был прав. Я рисую очень много, но все мои коллеги из академии презирают меня, потому что реализм – фуй. Кроме того, делаю обложки для книг, кроме того, я должен работать почти до одиннадцати часов, поскольку курс занимает очень много времени. А еще читаю замечательные книги, которые дают мне новую систему координат и которых хватит, по‑видимому, на ближайшие два года».
(15 августа 1941 года)
– Стой, – говорит Франта, – где‑то я видел план курсов, написанный Кином от руки. – В макете книги. На выставке его не будет. – Знаешь, на что я обратил сейчас внимание? – На что? – Перечисление через запятую – это поток. Он не читается. Покажи, как было у Кина. – Пожалуйста. «Курсы в Виноградской синагоге План Практика 1) Шрифт: гротеск, антик, готический, древнееврейский 2) Плоский орнамент, узорная бумага на форзаце, узор или орнамент на ткани, упаковочная бумага и т. д. 3) Упаковки и коробки 4) Объявление‑анонс, газетное объявление в рамочке, марки, типографическая композиция (набор) 5) Плакаты в помещениях и на улице, проспекты и журнальная обложка 6) Суперобложка, обложка, иллюстрация, страница набора 7) Приглашение, календарь, меню и т. д. 8) Обнаженная натура, голова, натюрморт, этюды к пейзажам (для использования в графике) 9) Декоративная скульптура Теория 1. Теория композиции, история искусства и прикладной графики, учение о красках, материалах и стилях 2. Применение разных шрифтов в оформлении рекламы»
– Другое дело! Все конкретно. Человек читает и видит перед собой вещи из перечня. – Не все. Декоративную скульптуру не видит. – Тогда вычеркни девятый пункт. – Так я не могу. Или документ, или авторский текст. – Берем документ. А вот этот текст будет рядом с ним в узкой витрине. «В застекленных витринах экспозиции участников групповой выставки – работы художника Петера Кина, ученика пражской академии. Даже при беглом осмотре они не могут не привлечь к себе внимания. Он особенно талантлив в области иллюстрации – психологическая аранжировка в стиле сфумато передает главное настроение романов Достоевского, Вассермана и прочих». – Франта, не путай меня. В узкой витрине будет отрывок из газеты с переводом. Это – подпись к экспонату. Я разделила тексты по рубрикам, смотри: первое – к ящикам, второе – к большим витринам, третье – к узким витринам с фотографиями и мелкими объектами, четвертое – обычные подписи к объектам, рисункам и картинам. Рецензия – это маленькая подпись, относится к третьей категории. План курса – ко второй.
– Теперь все ясно. В любом случае замени свой текст киновским. Вернемся к ящикам. Автобиография – с ней мы решили. Дальше: стихи, отрывки из пьес, отдельные высказывания. Давай пример. – Вот – из либретто к опере «Император Атлантиды»:
Дуэт
|