Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Все занятия будут проходить по адресу: ул. Новосельского, д.64, 4 этаж, ауд. 6





 

Первая половина курса будет посвящена обсуждению специфических черт еврейской религии конца периода Второго храма (3 в. до н.э. – 1 в. н.э) – в отличие от более ранней, библейской, эпохи, с одной стороны и более позднего, раввинистического, этапа, с другой. Особый упор будет сделан на различиях между диаспоральным, эллинистическим, вариантом иудаизма и иудаизмом в Земле Израиля, а также на спектре течений – или как Иосиф Флавий предпочитает называть их философий – в рамках последнего. Вторая половина курса будет посвящена обсуждению попыток современных израильских историков религии, равно как и их коллег в других странах, определить место раннего христианства – в рамках упомянутого спектра или вне него.

 

  1. Введение в факультатив. Период Второго храма – между библейской эпохой и более поздним раввинистическим иудаизмом. Отличительные черты мировоззрения периода. Формирование движений внутри иудаизма (по следам Маккавейского восстания) и философские школы в греко-римском мире. Проблема терминологии: секты, ереси, группы, движения, или философии? Разнообразие историографических подходов к периоду Второго Храма. От доминирующего значения фарисеев (Грец) через упор на хасмонейскую государственность (ранний сионизм) к интересу к ессеям в связи с находками в Кумране. Вопрос о месте раннего христианства.

 

Рекомендуемая литература: Л. Шиффман. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго храма и период Мишны и Талмуда. Москва-Иерусалим. 2000, стр. 6-22, 23-36, 37-62 (Глл. 1-3).

 

  1. Вопрос о месте эллинистического еврейства: сочинения Филона Александрийского и его предшественников. Филон о заповедях, о храмовом богослужении, антропология. Послание Аристея. Эллинистический иудаизм и иудаизм Страны Израиля в книгах Маккавейских и у Иосифа Флавия: от модели дихотомии к моделям взаимовлияния. Работы Марен Нихоф и Дорона Мендельса-Арье Эдри.

Тексты для обсуждения: Филон, "Против крайних аллегористов", "О подлинном жертвоприношении", "О греческом переводе Торы" (Жизнь Моисея) (все эти тексты находятся в посланном мною файле).

----- ----- Послание Аристея (есть в Интернете по-русски);

тексты из 1, 2, и 4 Макк. Деян 6:1-14, 7 (Стефан) (все эти тексты входят в православную Библию).

 

Рекомендуемая литература: Шиффман, стр. 63-97(Глл. 4-5).

 

  1. Религиозные движения в Стране Израиля в свидетельствах Иосифа Флавия и Филона Александрийского: фарисеи, саддукеи, ессеи. Вопрос о самаритянах. Ессеи и община Кумрана: различные модели связи между ними и их общественный резонанс. Появление зелотов и адептов Иисуса из Назарета в Иудейских древностях. Testimonium Flavianum и связанные с ним проблемы. Исследования Шломо Пинеса.

Тексты для обсуждения: Иосиф Флавий, Иудейская война 2, 8; Testimonium Flavianum (Иудейские древности 18); Philo, Every Good Man is Free (эти тексты находятся в посланном мною файле).

 

Рекомендуемая литература: Шиффман, стр. 98-118 (Гл. 6).

 

  1. Фарисеи: происхождение, основные этапы исторического развития и метаморфозы движения. От фарисеев к «учителям-мудрецам»: проблематичность раввинистических свидетельств (труды Лео Бека). Некоторые положения фарисейского учения в их полемическом контексте: попытка реставрации (труды Урбаха). Анти-фарисейская полемика в Новом завете и в Кумранских рукописях.

Тексты для обсуждения: Мф 5:17-21; 23;

Иосиф Флавий, Иудейская война 2.8; Пешер Нахум; Мишна Авот (пример внутри-фарисейской полемики); Мишна Гитин 9:10 ( полемика между различными фарисейскими школами (ср. b. Sabb. 13a; y. Ber. IX, 14b; y. Sot V, 20c; b. Sot. 22b, b. Kidd. 66a), Мишна Санхедрин 10 (все эти тексты находятся в посланном мною файле).

 

 

Рекомендуемая литература: Шиффман, стр. 98-110 (Гл. 6);

 

  1. Саддукеи. Внешние свидетельства – свидетельства оппонентов. Саддукейские тенденции, представленные в Кумране. Исторические рамки существования саддукейства.

Тексты для обсуждения: Мишна Санхедрин 10:1 (полемика между фарисеями и саддукеями?); 4QMMT (все эти тексты находятся в посланном мною файле).

 

Рекомендуемая литература: Шиффман, стр. 107-111 (Гл. 6).

 

  1. Ессеи в свидетельствах Иосифа Флавия и Филона, и воззрения, представленные в текстах Кумрана. Дихотомия сынов света и сынов тьмы (несовпадение). Эсхатология, мессианизм (несовпадение). Брак-безбрачие (совпадение). Общность имушества (совпадение). Омовения (совпадение). Установленный чин молитвы (совпадение). Проживание, в том числе, и в городах (несовпадение). Идет ли речь об одном и том же религиозном движении? Кумранские свидетельства о соперничающих группировках в палестинском еврействе. Кумран, ессеи и апокалиптические тенденции в иудаизме: предлагаемые модели взаимоотношений и их общественный резонанс.

Тексты для обсуждения: Устав общины 1, 9, 11; 1Q28a 2; Дамасский документ 4:15-18; 6; 4Q Florilegium; Пешер Нахум; 4QMMT (все эти тексты находятся в посланном мною файле).

------ D. Flusser, "The Dead Sea Sect and Its Worldview," "The Essene Worldview," in idem, Judaism of the Second Temple Period. Volume 1: Qumran and Apocalypticism (Grand Rapids, Michigan: Eerdmans, 2009), pp. 1-31.

  1. Введение во вторую часть факультатива. Первоначальное христианство и его еврейский контекст. Исторически обусловленная потребность к расхождению и подчеркиванию отличий. От модели сущностных отличий к модели стратегий борьбы за самоидентификацию. Вопрос о времени расхождения: 1-й век н.э.? 2-й век н.э.? 4-й век н.э.? Вопрос о природе расхождения – мировоззренческая или социальная? Первоначальное христианство как внутри-еврейское движение. Что отражают новозаветные тексты: мировоззрение движения внутри Земли Израиля или диаспоральное сознание? Исторический Иисус и раннее христианство в израильских гуманитарных исследованиях и в сознании общества.

 

Рекомендуемая литература: Д. Флуссер, Иисус (Москва, 1992);

------С. Рузер, "Иудаизм и христианство в израильских гуманитарных исследованиях: модели интеракции", Вестник еврейского университета 1 (19) (1999), стр. 178-193.

 

  1. Раннее христианство как мессианское движение и спектр мессианских воззрений периода Второго храма. Вера в Иисуса как Мессию: актуализация существующих тенденций или новация? Между иерусалимской и тель-авивской школами.

Тексты для обсуждения: Устав общины 1, 9, 11; 1Q28a 2; 4Q Florilegium(все эти тексты находятся в посланном мною файле); Мк 1:1-11; Мф 21:1-11; 26:57-65.

Рекомендуемая литература: С. Рузер, «Кому мешал Мессия из рода Давида? О некоторых тенденциях в еврейской экзегезе периода Второго храма», Вестник еврейского университета 7 (2002), стр. 67-90.

 

  1. Фарисейская составляющая первоначального христианства. Полемика, обусловленная близостью? Сравнение с анти-фарисейской полемикой ессеев. Двойная заповедь любви.

Date: 2015-05-19; view: 288; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию