Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс решения задач





Мышление – это процесс движения от неизвестного к известному. Мышление начинается там, где перед человеком встает что-то новое, неизвестное и когда он начинает анализируя, сравнивая, обобщая. Такие вопросы возникают в условиях проблемной ситуации.

Проблемные ситуации характеризуются наличием противоречий между реальным уровнем знаний и объективно необходимым для успешного решения задачи.

Первым этапом решения проблемы и задачи является формирование вопроса, который необходимо определить исходя из конкретных условий проблеемной ситуации (осознание проблемы). Это этап очень сложный и трудный, в которой играет решающую роль способность видеть невыясненные аспекты в тех или иных предметах, умение ставить вопросы. Это зависит умение от предыдущего опыта человека, умения видеть непонятное там, где другому человеку все кажется понятным.

Этот этап оказывается не всем под силу — тот, кто не привык мыслить, воспринимает окружающий мир как само со­бой разумеющееся. Чем больше знаний, тем больше проблем видит человек. Необходимо иметь мышление И.Ньютона, что­бы увидеть в падающем на землю яблоке проблему. Проблем­ная ситуация, как правило, содержит в себе противоречие и не имеет однозначного решения. По мнению А.М.Матюшкина, в структуру проблемной ситуации также входят познавательная потребность, побуждающая человека к деятельности, неизвест­ное достигаемое знание (т.е. предмет потребности) и интеллек­туальные возможности человека. В результате анализа проблем­ной ситуации формулируется задача. Это означает, что в дан­ных условиях удалось предварительно расчленить известное (дан­ное) и неизвестное (искомое), а также определить требование (цель).

Второй этап – анализ условий, что дано? для решения проблемной задачи.

Цель дана в определенных ус­ловиях, и субъект, решающий задачу, прежде всего, должен ори­ентироваться в ее условии, выделить из содержания самое важ­ное, сопоставив входящие в его состав части. Лишь такая рабо­та, служащая ориентировочной основой интеллектуального дей­ствия, позволяет создать гипотезу того пути, по которому долж­но идти решение, иначе говоря, стратегию решения, его общую схему.

Третий этап – выдвижение гипотез, которые дает человеку возможность предвидеть направление в решении задачи и возможные результаты.

Четвертый этап – практическое решение умственного задания – может осуществляться по разному:

1. Иногда человек действует методом проб и ошибок, проверяя эффективность выдвинутых гипотез.

2. Решение задач с использованием известных способов по аналогии в новых условиях проблемной ситуации.

3. Решение задачи может осуществляться как творческий процесс. В этом случае оно требует преодоления инертности мышления и построения новой стратегии решения. Построение новой стратегии является результатом длительной предварительной работы мышления, обобщения и реконструкции опыта решения задач в той или иной области человеческой деятельности.

4. Решение задачи иногда осуществляется внезапно после предыдущих напряженных, но безрезультативных усилий, как инсайт (озарение) – это интуитивное, не до конца осознанное в процессуальном плане нахождение решения (Ньютон, Архимед)

Естественно, описанный нами процесс на всем протяжении должен определяться основной задачей и не выходить за пределы ее условия; всякая утеря связи отдельных операций с исходным условием неизбежно приведет к невозможности решения зада­чи и превратит интеллектуальный акт в цепь ассоциаций, поте­рявших всякий смысл. Следует также отметить, что человек не всегда в состоянии выделить этапы, последовательно проходи­мые мыслью в ходе решения задачи. В противоположность ди­скурсивному при интуитивном мышлении создается впечатле­ние, что решение приходит внезапно, как озарение. Вот как описывает данный акт известный математик А. Пуанкре, кото­рый долго не мог разрешить сложную профессиональную про­блему: «...Я оставил Канн, где жил тогда, чтобы принять уча­стие в геологической экскурсии, предпринятой Горным училищем. Дорожные перипетии заставили меня забыть о ма­тематических работах. По приезде в Кутанс мы сели в омнибус для какой-то прогулки; в тот момент, когда я поставил ногу на подножку, у меня возникла идея, к которой, казалось, я не был подготовлен ни одной из предшествующих мыслей... Я не сде­лал проверки; у меня не хватило бы на это время, так как в омнибусе я возобновил начатый разговор, но у меня уже тогда явилась полная уверенность в правильности идеи. По возвра­щению в Канн я со свежей головой проверил вывод только для очистки совести».

Все это создает специальные требования, обеспечивающие полноценный характер решения задачи. Решающий задачу дол­жен запомнить ее и не потерять связь вопроса с ее условием; он должен ориентироваться в условии задачи и затормозить вся­кие проявления непосредственных импульсивно возникающих операций, не подчиненных ее общей смысловой схеме. Он дол­жен создать известное «внутреннее поле», в пределах которого должны протекать все его поиски и операции и ни в коем слу­чае не выходить за границы этого логического поля; он должен выполнять необходимые операции счета, не забывая какое ме­сто в общей стратегии решения задачи занимает каждая опера­ция; наконец, он, как уже указывалось, должен сличить полу­ченный результат с исходным условием. Нарушение каждого из этих требований неизбежно приводит к распаду интеллектуаль­ного акта.

Процесс решения задач несомненно является моделью, с наи­большей полнотой отражающей структуру интеллектуальной де­ятельности, и изучение особенностей этого процесса может дать существенные материалы для понимания психологии мышле­ния человеком.

 

Date: 2015-05-19; view: 655; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию