Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие, виды и показатели ценСтр 1 из 4Следующая ⇒ Цена — многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические и политические последствия. Цена характеризует и стоимость товара, и стоимость ценных бумаг и валюты, и платность кредитных ресурсов. Цена — сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги. Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Нужно отметить, что на государственном уровне изучением статистики цен занимается самостоятельная служба, но на данное время сложились еще и альтернативные службы статистики цен. Статистика изучает закономерности ценообразования и изменения цен, опираясь на современную экономическую теорию. Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как: - индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т.д.); - маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т.д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства. Рыночная цена выполняет различные функции: - является посредником и соизмерителем при обмене товара на деньги; - служит важным показателем конъюнктуры рынка, фактором уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства; - выступает инструментом образования прибыли и управления эффективностью, фактором налогообложения; - является главной составляющей инфляционных процессов, средством влияния на инвестиционную политику; - служит главным фактором, определяющим уровень жизни населения, влияющим на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп; - выступает орудием конкурентной борьбы.
В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Вместе с тем свободная калькуляция цен сопровождается определенной государственной политикой в области регулирования цен и их экономическим (налоговым) регулированием. Статистика цен, представлявшая в условиях плановой экономики функцию государственного управления, по мере расширения рыночных отношений все больше вовлекается в круг интересов бизнес-статистики. В связи с этим в задачи статистики цен входит: - характеристика состояния (конъюнктуры) рынка путем отслеживания поведения цен в качестве ответной реакции на изменение экономической ситуации; - изучение цены и ее динамики как фактора уровня жизни, как индикатора инфляционных процессов; - изучение цены с позиции производителя и продавца для выявления рентабельности, определения структуры цены и доли в ней налогов; - моделирование динамики цен и факторов, влияющих на нее; - международные и межрегиональные сопоставления; - прогнозирование цен. Статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. В табл. 16.2 представлена система показателей цен. Система показателей статистики цен включает также показатели эластичности, характеризующие зависимость цен от социально-экономических явлений и друг от друга, а также показатели, оценивающие влияние качества товара на его цену. Показатель, характеризующий, на сколько процентов изменится цена одного товара при изменении другого на 1%, называется коэффициентом эластичности. Анализ цен осуществляется в статике и динамике, поэтому первым этапом в статистическом изучении цен является оценка уровня цен. Уровень цен — это обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами. Различают следующие уровни цен: - индивидуальный (однотоварный) уровень цен — это абсолютная величина, сумма денег, уплачиваемых на рынке за товарную единицу; - средний уровень цен - обобщенная характеристика цен на однородные товарные единицы, цен, варьирующих во времени и пространстве. Оценка уровня цен, кроме констатации состояния цен на момент или за отрезок времени, дифференциации уровня цен, включает характеристику структуры цены. Структура рыночной цены включает: - издержки производства; - транспортные затраты и издержки хранения; - необходимый для развития уровень прибыли; - налоги (НДС, акцизы); - скидки (за количество покупок, постоянным клиентам, за оплату наличными, за покупку вне сезона и т.д.); - надбавки (за рассрочку платежа, за упаковку, тару, дополнительные услуги, за повышенное качество и т.д.). В задачи статистики цен входит определение влияния каждого из перечисленных элементов, а также условий производства, реализации в оптовом, розничном звене на «стоимостной каркас» системы цен. Изучение структуры начинается с группировки товаров по потребительскому назначению и другим признакам. Анализ факторов, оказывающих влияние на формирование структуры цены, осуществляется с помощью корреляционно-регрессионного анализа.
|