Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теплофизическая модельРассмотренные процессы температурного изменения веса нагреваемого и охлаждаемого стержня можно описать на основе простой теплофизической модели. Представим формулу (14) в виде , (17) где - температурный коэффициент, зависящий от физических характеристик материала тела. Если плотность и температура в объеме тела неоднородны и изменяются во времени, зависимость веса тела принимает вид , (18) где интеграл вычисляется по всему объему тела. Изменение во времени кажущейся массы нагреваемого и охлаждаемого стержня математически выражается известными решениями уравнений теплопроводности [38,39]. Нагревание металлического стержня, к торцу которого присоединен пьезокерамический преобразователь, в значительной степени происходит вследствие передачи тепла от нагретого преобразователя к стержню. Для расчета зависимости температуры длинного тонкого стержня от координаты и времени, в первом, сравнительно грубом, приближении, положим температуру одного конца стержня постоянной, и температуру окружающей среды равной . При этом функция имеет вид , (19)
где - радиус стержня, - коэффициент теплообмена на боковой поверхности стержня, - коэффициент теплопроводности, - коэффициент температуропроводности. Расчетные зависимости при разных длительностях нагрева стержня показаны на Рис. 9. Рис. 9 Распределение температуры по длине стержня для трех значений времен нагревания
Здесь численные значения параметров, входящих в (19), в системе единиц СИ положим равными: . Изменение кажущейся массы стержня длиной >> в одномерном приближении, полагая , описывается формулой , (20) где . Расчет временной зависимости массы нагреваемого металлического стержня приведен на Рис. 10; здесь ; величину температурного коэффициента в данных (приближенных) оценках положим равной . Рис. 10. Расчетная временная зависимость кажущейся массы нагреваемого стержня
Сравнивая теоретическую зависимость с экспериментальными (Рис. 5 и Рис. 8) в период нагревания стержня, видно, что в начале нагрева экспериментальная и расчетная зависимости заметно различаются. Это объясняется тем, что температура нагревателя на самом деле не была постоянной (как принято в расчете), а при включении источника тепла возрастала. Тем не менее, общая тенденция монотонного уменьшения кажущейся массы стержня при его нагревании очевидна. Для расчета изменения веса остывающего стержня воспользуемся также одномерным решением задачи о температуре стержня с теплоизолированными концами, постоянным теплообменом на поверхности и заданным начальным распределением температуры по длине стержня, , (21) где - удельная теплоемкость материала стержня.
Полагая в (21) , где - время нагрева стержня, и подставляя это выражение в (20), рассчитаем временную зависимость кажущейся массы остывающего стержня. Результаты этих вычислений при разных значениях коэффициента теплообмена приведены на Рис. 11 и Рис. 12.
Рис. 11. Расчетная временная зависимость кажущейся массы остывающего стержня с открытой боковой поверхностью
Рис. 12. Расчетная временная зависимость кажущейся массы остывающего стержня, помещенного в теплоизолятор
На Рис. 11 характерно наличие минимума на временной зависимости кажущейся массы стержня, что и наблюдается в эксперименте при взвешивании стержня с открытой боковой поверхностью (Рис. 5). Если теплообмен на поверхности стержня незначителен, что соответствует измерениям веса стержня, помещенного в сосуд Дьюара, кривая изменения веса стержня принимает монотонный характер на достаточно большом отрезке времени. Это также качественно согласуется с экспериментальными результатами (Рис. 8). Количественное соответствие расчетных и экспериментальных данных может быть достигнуто при более полном описании режимов нагревания и остывания стержней, в том числе с учетом теплообмена на торцах стержня, трехмерного распределения температуры в объеме стержня и с учетом влияния тепловыделения в объеме стержня при поглощении ультразвука. Итак, простая одномерная модель температурного изменения кажущейся массы стержня удовлетворительно описывает результаты экспериментов. Это подтверждает справедливость физических положений, на которых основана температурная зависимость веса тел.
|