Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальность





 

Мы подошли к высшему члену тетрады (см. рис.40.3.). Трансформация человека в сфере Воли - это передача власти низшими частями Самости Персональной Индивидуальности. Это может звучать достаточно просто, но когда мы спрашиваем себя, как это делается, то обнаруживаем себя перед лицом трудности, состоящей в том, что Воля не может изменить самое себя. Как мы отметили во Втором томе (гл.27), Воля - это Акт. Простейшими актами Воли является "направленное внимание" но у внимания должен быть объект. Воля - это власть, но власть ничто сама по себе, она становится чем-то лишь когда может проявиться. Таким образом, Воля как абстракция - полное ничто. Воля манифестируется только в конкретной ситуации.

Легко видеть, что когда одна из наших "воль" активна, мы не можем "водить" никаким другим образом. И лишь в те моменты, когда активны две воли и когда они в конфликте между собой, может появиться третья воля, которая сделает выбор между ними. Это наблюдение иллюстрирует главный тезис о том, что Воля проявляется в отношении. [110] Поэтому трансформация Воли может совершаться в ситуациях, где есть выбор отношений. Это возможно в пределах Истинной Самости человека, потоку что Истинная Самость - это триада; но это не может случиться в низших частям Самости.[111]

Итак, мы пришли к заключению, что на ранних стадиях Перестройки Воли требуются подходящие внешние условия. Другой путь выражения этого - сказать, что работа над волей возможна лишь при выполнении определенных задач. Мы не можем работать прямо, но мы можем поместить себя в условия, которые сделают работу возможной. Человек не мог бы реально работать над Объединением Воли, если бы с самого начала Персональная Индивидуальность не была бы связана с его Тотальностью. Хотя, как мы видели, Персональная Индивидуальность удаляется после рождения за экран Сознания, она остается связанной с Тотальностью до тех пор, пока вещество души удерживается вместе, то есть до смерти низшей части Души. Поэтому ультимативное влияние эссенциальной природы человека никогда не прекращается, даже если фрагменты Воли рассеиваются в пределах Тотальности, игнорируя, забывая или отрицая Реальность. Это может служить как утверждение того, что Реальность должна быть найдена, так и вселять уверенность, что она может быть найдена.

Вот почему человеку доступен выбор того, что соответствует его собственной Реальности, даже если это "против воли" его собственных низших самостей. Но на ранних стадиях он почти не способен к творческому выбору.

Выбор встает перед человеком на самых различных его путях. Прежде всего это жизнь само по себе. Чтобы жить, мы должны выбирать, что необходимо для тела, даже если это связано с преодолением инерции и сопротивления наших "приятно-неприятно". Наши личные отношения ставят нас перед выбором между действием различных воль. То же происходит во всех жизненных ситуациях. Но очень редко случается, чтобы выбор проникал глубже Реагирующей Самости. Человек выбирает, из своего собственного паттерна или характера - то есть из своей Разделенной Самости. Паттерн остается незатронутым и неизменным. Вот почему чаще всего воля человека терпит неудачу в попытке интеграции более высокой части души.

Более серьезные акты выбора могут быть произведены лишь в ситуациях, где сам паттерн Разделенной Самости - характер или тип - испытывает вызов. Для того, чтобы это произошло, должны возникнуть исключительные жизненные обстоятельства -такие, как непоправимая неудача в достижении цели, смертельная болезнь, невозвратимая утрата и т. п. Или же искатель должен отдать себя руководству учителя истинной мудрости и опыта, который может искусственно создать необходимые условия.

В Переустройстве Воли есть много стадий. Она начинается с выполнения простейших задач, включающих принятие решения. Мы должны научиться быть абсолютно честными сами с собой в выполнении наших обязанностей. Мы должны быть готовы раскрыть собственные противоречия в глубокие дефекты собственной природы, чтобы поместить себя в условия, которые могут продуцировать активность, способствующую объединению воли.

Стадии Перестройки Воли соответствуют четырем уровням Семейства Самостей и Индивидуальности. За этими пятью стадиями возможна дальнейшая трансформация Воли, но лишь посредством вмешательства Универсальной Индивидуальности. В соответствии с традицией имеется семь ступеней от Материальной Самости до Совершенного Человека, чья воля едина с Волей Космической Индивидуальности.[112] Первые три стадии принадлежат к сфере Существования, последние три - к сфере Сущности. Четвертая ступень - это Истинная Человеческая Самость, открывающая переход от Семейства Самостей к Индивидуальности. Каждая из семи ступеней отмечена особыми силами, но эссенциально каждая стадия характеризуется своей формой, или манерой, воления.

Воля Материальной Самости - это жажда доминировать. Ее правильное использование - дать человеку власть над материальным миром. Но человек, находящийся под контролем Материальной Води, вовлечен в поиск доминирования надо веем, включая и других людей.[113] У маленького ребенка Материальная Самость - это необходимость, поскольку она дает ему силу совершить чудо быстрого развития. Но если Материальная Самость остается доминирующей в дальнейшей жизни, это делает человека бесчувственным и обусловленным собственным миром поиска материального удовлетворения и материальной безопасности.

Реагирующая Самость, в какой-то мере развитая у всех людей, противодействует грубым проявлениям Материальной Самости. Если же помнить, что Воля разделяется еще на более недолговечные "я", чем Самости, то даже законченный "материалист" -то есть человек, целиком находящийся под контролем Материальной Самости - будет испытывать импульсы, направленные против его материализма. Такие импульсы могут даже включать поиск Реальности и привести человека к работе над собой. Однако человек Материальной Самости не может самостоятельно разрушить свою доминанту без сильного переживания и чувствительности (Е5). Как правило, чтобы наступила переломная точка, он должен пережить либо сильную физическую боль, либо эмоциональное страдание - только тогда Материальная Самость уступит дорогу.

Для менее Материальной Самости остается необходимость в дисциплине и подчинении. Более высокие части Самости могут принять необходимость страдания, чтобы освободиться от доминирования материальных влияний. Здесь следует заметить, что человеческое тело - это материальный объект, и человек Материальной Самости - обычно тот, у которого телесная жизнь сильнее, чем эмоциональная и интеллектуальная жизнь. Поэтому для достижения освобождения он должен идти путем борьбы с импульсами физического тела.

Вторая ступень - это человек Реагирующей Самости.[114]

На этой стадии доминирует "нравится -не нравится". Самовлюбленность человека Реагирующей Самости выражает себя в крайностях - временами он ненавидит себя и готов подвергнуть себя тренировке. Принципиальная необходимость с точки зрения Воли на этой ступени - это самодисциплина. Нестабильность Реагирующей Самости может быть очищена только постоянным самоконтролем и тренировкой. Человек, достигший этой стадии, превзошел свою Материальную Самость и свободен от потребности в материальных объектах, но он не может выдержать страданий, как физических, так и моральных. Такая "привередливость" должна быть преодолена. На этой стадии имеет место множество вспомогательных трансформаций Воли. Например, усиливается Расположение и Различение. Воля концентрируется в меньшем количестве областей Семейства Самостей.

Реагирующая Самость необходима для целостного человека, но она должна стать инструментом, а не хозяином Семейства Самостей. Когда над ней установлено руководство, наступает огромное чувство облегчения и освобождения, которое может даже привести к заблуждению, поскольку порождает в человеке уверенность в завершенности и достижении, а это препятствует дальнейшему поиску.

Раскаянью, которое движет Реагирующей Самостью, должно уступить место пробуждению Совести, с которой начинается трансформация Разделенной Самости.

 

Человек Разделенной Самости [115] сознает свою высшую и низшую природы. В свете Совести он понимает, что необходимо на пути, невозможном для двух низших самостей. Его работа осуществляется "Правильной Жизнью"[116]. Исполнение задач, требующих подчинения Самости более высокой цели, и вся работа, которую можно описать как Объективное Служение, принадлежат к этой стадии. Воля Самости учится служить внешней цели, подготавливая себя к своему истинному месту в качестве Слуги Индивидуальности. На этой стадии из Знания начинает возникать Понимание.[117] Становится возможной самонаправленная работа.

На стадии Разделенной Самости единство воли больше, чем это возможно на более ранних стадиях, но и здесь есть своя опасность. Единство Воли, рассматриваемое нами, ассоциируется с типом и характером Тотальности. Характер же, как мы видели ранее, находится под влиянием Рока и не отвечает прямым потребностям Индивидуальности, а может быть совершенно чуждым этим потребностям. Возможно, поэтому, что человек с доминирующей Разделенной Самостью может найти свой Рок, а не свое Предназначение. Судьба как Рок определяется глубинными чертами человеческого характера (об этом свидетельствует доктрина архетипов в аналитической психологии).

В то время как на ранних стадиях борьба вдет о неверной работой инструментов, на третьей стадии она становится "борьбой с самим собой". Но это все еще борьба в экзистенциальной сфере. Рок, тип, характер - все это паттерн экзистенциальной структуры и экзистенциальных событий, привлекаемых Роком. Для того, чтобы прогрессировать дальше, человек должен отказаться быть рабом своего Рока, то есть своего собственного характера. Трудность заключается в его полном невежестве в этом смысле. Вот почему он должен учиться обращаться к Совести и постигать просветления, которые приходят к нему, когда его сознание отделяется от чувствительности и становится спокойным и ясным.

Для людей Разделенной Самости характерна общая тенденция поклонению знанию. Они способны к более сознательной работе с Интеллектуальным Центром, чем люди первых двух ступеней. их злейшие враги - самолюбие и воображение, которые липнут к ним из области их внутреннего эгоизма. Шаг навстречу Истинной Самости может быть сделан только тогда, когда негативные триады перестанут влиять на Волю.

 

Четвертая ступень вводит человека в его Истинную Самость, но она же приводит его и к корню его забот - Эгоизму, который оккупирует и отравляет самый центр Семейства Самостей.

Мы подошли, таким образом, к решающей проблеме трансформации человека: как может Воля, развращенная Эгоизмом, достичь разрушения Эгоизма, поскольку это является условием единения Существования и Сущности. Эгоизм - это отрицание любой Реальности, кроме своего собственного существования, и отвержение любой другой воли, кроме своей собственной. На ранних стадиях подчинение и самодисциплина кажутся направленными против эгоизма. К несчастью, опыт слишком ясно показывает, что это не всегда обязательно так.[118] Можно достичь экзистенциального единства воли в пределах Истинной Самости, и, следовательно, приобрести собственное "я" - и все же оставаться рабом собственного эгоизма.

Изгнание эгоизма рассматривается всеми религиями как условие человеческого просветления, и все же не многие осуществляют это. Одна из причин такого положения дел заключается в том, что работа, совершенно необходима на ранних стадиях, в этот критический момент совершенно бесполезна. Послушание, дисциплина, самопознание и даже понимание, которые приводят человека, шаг за шагом, к центру его собственной воли, бессильны свергнуть узурпирующий его эгоизм. Только смирение и Божественная Любовь, только истинное поклонение и созерцание без формы могут открыть путь спасительной Благодати, которая преобразует Эгоизм в Индивидуальность. До этого момента человек может успешно продвигаться путем знания, усилия и самодисциплины. Он может также подчинить себя учителю и принять дисциплину школы. Он может делать все это без добродетелей теологии -Веры, Надежды, Любви. Но теперь Вера, Надежда и Любовь - единственные ключи, чтобы открыть замкнутую дверь центра.

Для тех, кто следует религиозным путем, изменение аскетического пути на духовный путь не представляет большой трудности. Все мистики, писавшие о Пути, сходятся на том, что такое изменение совершается еще до окончательного Просветления, открывающего истинное отношение между Человеком и Богом - или, используя нашу терминологию, между Существованием и Сущностью. Но те, кто идет путем знания и методов, не прямо связанных с какой-либо религиозной традицией, в этот момент оказываются перед лицом большой опасности потери своего пути. Как мы неоднократно отмечали, мы не можем знать Воли, и поэтому знание здесь не поможет. И опыт не может направить нас, когда мы делаем шаг от Существования к Сущности - поскольку для каждого человека этот путь всегда нов и не проторен. Поэтому последний шаг оказывается чрезвычайно трудным для тех, кто владеет огромным знанием и большим опытом в области духовных материй. Ни то, что они знают, ни то, чему они научились из прошлого опыта, не защитит их от неразличения Эгоизма и Индивидуальности. Они знают об опасности, но не могут "опознать" ее, так как она предстает перед каждым в новой и неожиданной маске. Покорное и раскаивающиеся сердце псалмиста способно пожертвовать эгоизмом; но такая покорность должна быть раскаянием Истинной Самости, а смирение - сверхсознательным отрицанием себя, ибо только такое самоотрицание может поставить Самость в тупик.

Здесь следует отметить весьма важную рекомендацию Гурджиева: "Учитесь выносить неприятные проявления других". В обычной жизни это зачастую неизбежно - подчиненный должен мириться о характером и поведением своего начальника, проявления других неизбежны и во множестве других ситуаций. Но люди большей частью мирятся с такими проявлениями, но не "выносят" их. Тем не менее можно извлечь громадную пользу из неприятных проявлений других людей, если мы используем их в качестве зеркала для собственного эгоизма. Каждое такое проявление, принятое сознательно, есть нож в сердце нашего собственного эгоизма. Конечно, у эгоизма тысяча голов, и он не умирает, будучи раненым, - но он становится более явственным и поэтому слабеет. Гурджиев говорил, что это одна из лучших интерпретаций заповеди "несите ножи друг друга и так исполните обетование Христа".

Окончательное свержение эгоизма называется "самоуничижением": сведением себя на нет. Почти вое прошедшие через это переживание и пытавшиеся передать его другим, соглашаются о тем, что наступает момент, когда Эгоизм умирает и рождается Индивидуальность. Это - смерть, и воскрешение в объективном смысле, поскольку Индивидуальность заново возникает в Самости, ставшей теперь бессмертной Душой и неуязвимой для событий материального мира. Но если вещество души не достигло состояния, в котором происходит "вторая кристаллизация", - то есть формирование высшей части Души, - тогда "смерть эгоизма" может оставить семейство Самостей в состоянии глубокого замешательства и страдания.

Кажется, будто переход от Эгоизма к Индивидуальности занимает долгое время, тогда как время требовалось для того, чтобы подготовить Душу к полной завершенности. Если все идет благополучно и великий шаг - от Существования к Сущности - позади - Человек Воскресения завершен. Он объединил все шесть элементов своей Тотальности и теперь свободен от опасности возвращения в свое прежнее разделение состояния.[119]

Отныне и впредь Индивидуальность осуществляет прямое руководство Душой и функциональными силами, исполняя собственное Предназначение.

Совершенный Человек свободен выбирать свой собственный путь и не обязан исполнять свою Судьбу, Он, по суфийской терминологии, "исполнен, но еще не исполняющий". Если он отказывается от своей свободы, он может быть избран для особой "миссии". Отказ совершается Индивидуальностью и поэтому необратим, что дает возможность Универсальной Индивидуальности принять Совершенного Человека в качестве проводника своих влияний и наделить его необходимыми силами. Когда это случается, Персональная Индивидуальность приходит к единению с Универсальной Индивидуальностью.

Мужчина или женщина, достигшие этой ступени, уже не принадлежат "частной личности", но всему человечеству. Это сопроводится глубоким изменением в душе, объятия которой простираются теперь за пределы Сознания (Е4), чтобы принять участие в Творчестве (Е3). Вместе с этим расширением приходит освобождение от ограничений пространства, времени, вечности и гипарксиса - в том виде, как они управляют существованием экзистенциального человека.[120]

Внешнее проявление творческой силы Совершенного Человека состоит в "явлении чудес". Более важным, но редко замечаемым свойством его является свобода от ограничения чисел. Человек, чья Душа на уровне Творчества, может "проецировать" свой образ более чем на одну личность и делать это в разное время и в разных местах. Эти харизматические силы характеризуют Святого, или Вали. Обычно эти силы скрыты - суфии запрещали ученикам открывать сверхнормальные способности их Учителей, - и часто святые остаются неузнанными на протяжении их жизни. Но всякий, кто серьезно изучал великие религии, не может сомневаться в реальности сил и качеств Святого. Важность их для человеческой жизни недостаточно признана даже теми, кто верит в них и в их способность помочь своим преданным последователям даже после смерти.

Теперь мы подходим к седьмой степени, являющейся крайним пределом совершенства для человека, воплощенного в физическое тело. Душа седьмого порядка поднимается до уровня Объединяющей Энергии (Е2). Самая его природа трансформируется в Любовь. Душа, достигшая этого пункта, объединяется о Космической Индивидуальностью. Вероятно, это то, что имеют в виду под Совершенством Будды - за исключением утверждения ортодоксальной Буддистской доктрины, что Татахагата достиг высшего просветления (Бодха) и освобождения (Мокша) своими собственными заслугами, в то время как в Христианской доктрине мистическое соединение с Христом есть добровольный акт Божественной Воли, а не плод человеческих заслуг. Прекрасное описание Божественного Человека дает Мейстер Экхарт: "Вcе, что Христос имеет в Своей Природе, Он имеет это от Благодати".

Тех, кто подошел к седьмой ступени, называют в Исламе Пророками. Такого ранга нет в современной Христианской теологии, хотя и очевидно, что не все святые одного и того же порядка. Миссия Всеобщих Святых Седьмого Порядка обращена ко всему человечеству. Они призваны играть особую роль в Возвращении Судьбы Человечества на правильную стезю в периоды отклонений и искажений. Их универсальный характер распознается редко, так как с внешней точки зрения они кажутся ограниченными отдельным регионом человечества. Реальность же совсем иная. Может случиться, что Человек Седьмого Порядка неизвестен за исключением небольшого круга святых, через которых передается его влияние.[121] Невозможность для экзистенционального человечества понять истинную природу Пророков, подтверждается авторитетом почти всех религий.

Не все Пророки манифестируют свои сверхъестественные силы в "явных чудесах", не все приносят Откровения или Вдохновенные Учения... Но даже те, чьи чудеса утверждают их статус и чьи Учения позднее принимаются как Божественное Откровение, обычно отвержены своими современниками. Это- следствие природы их миссии, и не их собственных качеств. Состояние Вместилища Вещества Души, обсуждавшееся в начале этой главы, неизбежно привносит искажение в любую манифестацию назначения человеческого существования. Это может компенсироваться только искупительными действиями, посредством которых душ высочайшей степени чистоты и совершенства берут на себя последствия отклонения. Делая это, они участвуют в Искупительной Жертве, которая, и согласно Христианской вере, может совершаться и была исторически совершена Воплощением Второй Ипостаси Святой Троицы в Иисусе из Назарета. Таким образом, в доктрине о Седьмой ступени Человека нет ничего такого, что противоречило бы вере в уникальность Воплощения в Вифлееме, однако она позволяет нам яснее увидеть смысл католической доктрины "Единения с Христом", поскольку вое, кто достиг Седьмого или Пророческого статуса, объединяются с Космической Индивидуальностью.

Единство Воли - не то же самое, что Единство Бытия; и неясны католическая доктрина "Единения с Христом" становится почти самоочевидной в свете нашего исследования. Не следует при этом предполагать, что седьмая ступень Человека постижима для экзистенциального понимания - она принадлежит к миру б, где ограничения Присутствия, последовательности и реккурентности - то есть отличительные особенности пространства, времени, вечности и гипарксиса - преодолены Законом Космического Порядка, который есть то же самое, что Космическое Провидение или Божественная Цель Творения. Такое Существо более чем бессмертно, как мы обычно понимаем это слово, то есть оно существует всегда: оно вне существования и все же способно входить в существование по своей воле в любой форме, в любое время и в любом месте, как это может потребоваться для Космической Цели. В конце этой главы мы еще вернемся к душам Святого и Пророка - к их условиям после смерти.

Мы проследили трансформацию человека до крайних пределов нашего понимания. Невозможно выразить в экзистенциальных терминах, которыми ограничен наш язык, реальности за пределами Существования. Великие религии оставили нам символы, которые говорят больше, чем слова. Будда-Татхагата - "Прешедший-за-пределы-Одного"- утверждает невыразимость шага, которым отвергается Существование и достигается Нирвана. Ислам, и особенно Суфизм, подчеркивает значение Единства /Таухид/ в Любви, объединяющей Бога и Творение. Христианство демонстрирует нам в Жертве Бога то, что искупление Существования может придти только из-за пределов самого Существования. Все религии обращаются к одной и той же Реальности, но ни одна не может придти только из-за пределов самого Существования. Все религии обращаются к одной и той же Реальности, но ни одна не может дать ей полного адекватного выражения. Вера - за пределами выражения, и, как мы уже видели, принимают права от знания, когда в Человеческой Самости осуществлен первый переход - от Существования к Сущности.

Мы наметили ступени, но не дали адекватного объяснения человеческой Судьбы-Предназначения, Есть общая Судьба, в которой участвует все человечество, есть личная Судьба, предназначенная отдельной человеческой Тотальности, есть сверхприродная Судьба, предназначенная для специально избранных проводников Влияния.

Общую Судьбу Человечества можно сравнить с возвращением вод к Океану. Водные испарения, поднимаемые теплом Солнца, могут быть уподоблены Персональным индивидуальностям, которые проецируются Высшей Волей Творца. Вода дождевыми каплями ниспадает из туч, орошая землю, подобно Воле, входящей во все зачатия человеческих тотальностей. Такие бесчисленные "воли", начинающие стекать вниз по склонам гор, подобны ручейкам, из которых формируется первая, материальная, самость. Ячейки соединяются от долине к долине, формируя потоки. Отдельные "я" начинают собираться - потоки образуют реки и в конце концов в одну большую реку, в которую собираются вое воды, прежде чем вернуться к своему Истоку - Океану. Четыре Самости можно сравнить с различными долинами: твердые скалы высоких гор, узкие и малоплодородные равнины, предваряющие Океан; каждая со своим плодородием, каждая со своим видом "почвы".

Эта картина помогает сфокусироваться на Общей Судьбе Человечества способом, на котором еще не акцентировалось внимание. Перестройка Воли осуществляется путем бесчисленных малых актов действий. Процесс должен непрерывно обновляться, иначе он остановится. Реки должны постоянно питаться дождями - как и человек пищей.

Существует три вида пищи, из которых человек производит энергии, необходимые для жизни, для исполнения его обязанностей и для достижения своего предназначения. Всякая трансформация трехмерна: одна часть энергий используется в процессе, другая часть входит в трансформирующегося, а третья часть освобождается. Эта последняя, свободная энергия, когда она продуцируется человеком сознательно, служит потребностям Универсальной Индивидуальности. Человек должен производить эту субстанцию - и в этом заключается Общая Человеческая Судьба. Когда человек не порождает этой энергии сознательным действием, она продуцируется непроизвольно - через разрушение жизненного тела.[122]

По мере того, как человечество медленно развивает Великую Человеческую душу. Становится вое более и более важным, чтобы эта задача выполнялась сознательно, а не самопроизвольно. Мы обсудим это более детально в Пятой книге, но здесь следует отметить, что трансформация человека касается не только его индивидуальной судьбы, но и судьбы всего человечества.

На этом мы можем оставить тему трансформации и вернуться к теме жизненного цикла среднего человека, помня о том, что каждая человеческая Тотальность формируется с возможностью достижения Индивидуальности и бессмертной души.

 

Date: 2015-05-18; view: 405; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию