Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов. Амплитуда — максимальное отклонение волнового возмущения от положения равновесия





 

Амплитуда — максимальное отклонение волнового возмущения от положения равновесия.

Антропный принцип — утверждение, согласно которому для проявления вселенной необходимы наблюдатели; это также называется сильной формулировкой антропного принципа [99].

Архетип — идея (мира идей Платона), предшествующая материальному или ментальному проявлению; а также предложенный Юнгом символ инстинктов и первичных психических процессов коллективного бессознательного.

Аспект, Ален — физик-экспериментатор из университета Пари-Зюд, известный названным в его честь экспериментом 1982 г., в котором он доказал существование квантовой нелокальности.

Атман — санскритское слово, означающее более высокую космическую самость за пределами эго; в этой книге используется в качестве термина для обозначения творческой квантовой самости.

Белла, неравенства — набор математических отношений между возможными результатами наблюдения скоррелированных квантовых объектов, выведенный Беллом исходя из допущения локальности скрытых переменных.

Белла, теорема — сформулированная Беллом теорема, которая утверждает, что локальные скрытые переменные несовместимы с квантовой механикой[100].

Бессознательное — согласно данной книге, реальность, где есть сознание, но нет осознания. См. также Личное бессознательное и Коллективное бессознательное [101].

Бессознательное восприятие — восприятие без его осознания; в этой книге — восприятие, для которого не происходит коллапса квантового состояния ума.

Бинарное (двоичное) сообщение — сообщение, использующее переменные, которые принимают одно из двух возможных значений, 0 или 1.

Бихевиоризм — главная парадигма психологии XX в., согласно которой объяснение человеческого поведения можно найти в истории паттернов стимул-реакция-подкрепление отдельного человека[102].

Бом, Дэвид — английский физик, который внес существенный вклад в проблему интерпретации квантовой механики. Хотя и будучи реалистом, Бом высоко ценил трансцендентную область[103].

Бор, Нильс — датский физик, который предложил модель атома, названную в его честь, и сформулировал принцип дополнительности. При жизни Бор был самым влиятельным проводником Копенгагенской интерпретации квантовой механики. Согласно Гейзенбергу, он никогда не признавал позитивистскую философию (и инструментализм), которые позднее стали отличительной чертой понимания квантовой механики многими физиками[104]. Бор полностью понимал важность необычности квантовой физики.

Броуновское движение — хаотическое движение частиц, взвешенных в жидкости, которое вызывается их случайными столкновениями с молекулами жидкости.

Бхакти-йога — йога любви или поклонения.

Веданта — изложенное в Упанишадах заключительное обобщение Вед, выдвигающее философию монистического идеализма.

Вигнер, Юджин — физик, лауреат Нобелевской премии, который придумал «парадокс друга Вигнера», а также одно время поддерживал идею коллапса волновой функции в сознании наблюдателя.

Волна вероятности — волна квантового объекта; квадрат амплитуды волны в некоторой точке дает вероятность нахождения частицы в этой точке[105].

Волновая функция — математическая функция, представляющая амплитуду квантовых волн вероятности; получается в качестве решения уравнения Шредингера.

Волночастица — квантово-механический трансцендентный объект, обладающий взаимодополнительными свойствами трансцендентной волны и имманентной частицы.

Волны материи — согласно квантовой механике, материальные объекты — электроны, атомы и даже макроскопические тела, обладают волноподобными свойствами. Волны материальных объектов называются волнами материи.

Восьмеричный Путь — сформулированные Буддой восемь принципов жизни для прекращения фундаментального страдания (дукха) человеческого состояния.

Вызванный потенциал — электрофизиологическая реакция, возникающая в мозге в ответ на сенсорный стимул.

Гёделя, теорема — математическая теорема, доказывающая, что любая достаточно большая математическая система должна быть либо противоречивой, либо неполной; всегда существует утверждение, которое математическая система не может доказать в рамках своих аксиом, и в то же время мы можем интуитивно догадываться о правильности этого утверждения[106].

Гейзенберг, Вернер — немецкий физик, один из создателей квантовой механики, среди которых, возможно, он один понимал и защищал идеалистическую природу квантовой метафизики. Его открытие квантовой механики считается одним из самых творческих событий в истории физики.

Глобальное рабочее пространство — см. Поле ума.

Гомункулус — «маленький человечек» в нашей голове, который, как некогда предполагали, определяет все наши действия..

Гуны — качества сознания в древнеиндийской психологии, которые в более современной психологии соответствуют психологическим влечениям (или побуждениям). Есть три гуны: саттва (творчество), раджас (либидо) и тамас (обусловленное неведение)[107].

Дальновидение — видение на расстоянии посредством психической телепатии; согласно модели, предлагаемой в данной книге, — нелокальное видение.

Двухщелевой эксперимент — классический эксперимент для определения характеристик волн; например, световая волна разделяется, проходя через две щели в перегородке, и образует интерференционную картину на фотопластинке или флуоресцентном экране.

Демокрит — древнегреческий философ, известный на Западе, прежде всего, как основатель философии материализма[108].

Детерминизм — философия, согласно которой мир является причинным и полностью определяется законами движения Ньютона и начальными условиями (начальными положениями и скоростями объектов в пространственно-временной вселенной).

Джняна-йога — йога, основанная на использовании интеллекта для превосхождения интеллекта.

Дифракционная картина — паттерн чередующихся усилений и погашений волновых возмущений, образующийся, когда волны огибают препятствия или проходят через щели.

Длина волны — длина цикла волнового возмущения; расстояние между гребнями волн.

Дополнительность — характеристика квантовых объектов, обладающих противоположными аспектами — волновым и корпускулярным, — только один из которых мы можем видеть в данной экспериментальной обстановке. Согласно автору данной книги, взаимодополнительные аспекты квантового объекта относятся к трансцендентным волнам и имманентным частицам[109].

Дуализм — идея, что ум (включая сознание) и мозг принадлежат к двум отдельным сферам реальности. Однако эта философия неспособна объяснить, каким образом эти две сферы взаимодействуют, не нарушая закона сохранения энергии, действующего в нашем мире[110].

Закон сохранения энергии — до сих пор подтверждавшаяся в любых научных экспериментах закономерность, в соответствии с которой энергия материальной вселенной остается постоянной.

Игр, теория — идеализированное исследование игр, основанное на допущении, что все игроки действуют рационально. В частности, игра с нулевой суммой относится к ситуации, когда есть победитель и проигравший[111].

Идеализм — философия, которая утверждает, что к числу фундаментальных элементов реальности, наряду с материей, должен относиться ум. См. также Монистический идеализм [112].

Измерения, теория — теория того, как развивающееся многоаспектное квантовое состояние при измерении редуцируется или коллапсирует к единственному аспекту. Согласно модели, предлагаемой в данной книге, измерение осуществляется только путем сознательного наблюдения наблюдателем, обладающим осознанием[113].

Имманентная реальность — см. Мир проявления.

Инструментализм — философия, которая считает науку просто инструментом для анализа экспериментальных данных и разработки новых технологий и не оказывает науке никакого доверия в метафизических вопросах.

Интерференционная картина — паттерн усиления волновых возмущений в одних местах и их погашения в других, возникающий при суперпозиции (наложении) двух (или более) волн.

Интерференция —взаимодействие двух волн, одновременно находящихся в одной и той же области пространства, которое порождает общее возмущение, равное алгебраической сумме индивидуальных возмущений соответствующих волн.

Кант, Иммануил — философ-идеалист, этическая философия которого основывалась на идее категорического императива.

Карма-йога — йога действия, в которой человек действует без личной заинтересованности в плодах действия.

Категорический императив — идея философа Иммануила Канта, согласно которой мы действуем морально потому, что слышим внутренние приказы исполнять наш моральный долг.

Квант — дискретная порция энергии; наименьшее количество энергии или других квантовых величин, которым могут обмениваться объекты.

Квантовая механика — физическая теория, основанная на идеях кванта (дискретного количества) и квантовых скачков (дискретных переходов), впервые предложенная для описания атомных объектов.

Квантовая самость — первичная субъектная модальность самости за пределами эго, которая определяет подлинную свободу, творчество и нелокальность всего человеческого опыта.

Квантовый скачок — дискретный переход электрона с одной атомной орбиты на другую без прохождения промежуточного пространства между ними[114].

Квантовый ум — ментальные состояния, возникающие в результате действия квантовой машинерии ума-мозга.

Квантовый функционализм — предлагаемая в данной книге философия, согласно которой структурная и функциональная машинерия ума-мозга включает в себя классический и квантовый компоненты.

Классическая механика — система физики, основанная на законах движения Исаака Ньютона; сегодня она остается только приблизительно верной для большинства макрообъектов в качестве специального случая квантовой механики.

Классическая самость — термин, используемый в данной книге для обозначения обусловленной модальности самости — эго.

Классический функционализм — см. Функционализм.

Коан — парадоксальное утверждение или вопрос, используемый в традиции дзэн-буддизма, чтобы побуждать ум совершать дискретный (квантовый) скачок в понимании.

Когерентная суперпозиция — многоаспектное квантовое состояние, различные аспекты (или возможности) которого связаны фазовыми отношениями. Например, электрон, проходящий через двойную щель, становится когерентной суперпозицией двух состояний, одно из которых соответствует его прохождению через щель 1, а второе — его прохождению через щель 2.

Коллективное бессознательное — единое бессознательное — тот аспект нашего сознания, который превосходит пространство, время и культуру, но который мы не осознаем. Это понятие впервые ввел К. Юнг.

Копенгагенская интерпретация — стандартная интерпретация квантовой механики, разработанная Бором и Гейзенбергом, которая основывается на идеях вероятностной интерпретации и принципах неопределенности, дополнительности, соответствия и неразделимости квантовой системы и измеряющего ее прибора[115].

Кора головного мозга — внешняя и наиболее недавно развившаяся часть мозга млекопитающих; также называется новой корой (неокортексом).

Кошка Шредингера — парадокс, придуманный Шредингером для иллюстрации приводящих в замешательство следствий квантовой механики при ее буквальной интерпретации и приложении к макроскопическим объектам.

Круговой характер — см. Самоотнесение.

Либидо — термин, предложенный Фрейдом для обозначения жизненной силы; часто используется для обозначения сексуального влечения.

Личное бессознательное — бессознательное, открытое Фрейдом; область генетически запрограммированных инстинктов и вытесненных личных воспоминаний, которые влияют на наши сознательные действия посредством бессознательных побуждений.

Логический позитивизм — прагматическая философия, согласно которой нам следует избегать метафизики и рассматривать только то, что мы можем переживать по опыту или с чем мы можем экспериментировать.

Логический тип — деление на категории, принятое в теории множеств; например, множество относится к более высокой категории, чем его члены.

Локальность — идея, согласно которой все взаимодействия или коммуникации между объектами происходят посредством полей или сигналов, распространяющихся в пространстве-времени не быстрее скорости света.

Майя — воспринимаемая отделенность «я» от мира; в дословном переводе — «иллюзия».

Макрореалнзм — философия, согласно которой мир делится на два типа объектов: квантовые микрообъекты и классические макрообъекты.

Макроскопические тела — крупномасштабные объекты, например стол или мяч.

Марсел, Энтони — когнитивный психолог, выполнивший эксперименты, которые с квантово-теоретической точки зрения убедительно демонстрируют снятие неоднозначности слов.

Маслоу, Абрахам — один из основателей трансперсональной психологии, основывающейся на идеях идеалистического монизма[116].

Материальный реализм — философия, которая утверждает, что существует только материальная реальность, что все состоит из материи (или ее коррелятов — энергии и полей) и что сознание представляет собой эпифеномен материи.

Мир проявления — обозначение монистического идеализма для имманентного мира пространства-времени-материи-движения, данного нам в опыте, в отличие от трансцендентного мира идей и архетипов; отметьте, однако, что и трансцендентный и имманентный миры существуют в сознании — первый в качестве форм возможности (идей), а второй как проявленный результат сознательного наблюдения.

Мистический опыт — опыт сознания в его первичности за пределами эго.

Множеств, теория — математическая теория, описывающая множества, которые представляют собой «Множественное, позволяющее думать о себе, как о Единичном».

Моннзм — философия, согласно которой ум и мозг принадлежат к одной и той же реальности[117].

Монистический идеализм — философия, которая определяет сознание как первичную реальность и основу всего сущего. Все объекты эмпирической реальности консенсуса представляют собой эпифеномены, возникающие из модификаций сознания. Ни субъект, ни объект сознательного опыта не имеют собственной природы отдельно от сознания[118].

Нелокальность — мгновенное влияние (или коммуникация) без какого-либо обмена сигналами через пространство-время; неразрывная целостность или неразделимость, которая превосходит пространство-время; см. Трансцендентальная сфера.

Ненарушенный уровень — трансцендентная сфера за пределами логической прерывности сложной иерархии, с точки зрения которой ясна причина сложности.

Нео-Копенгагенский подход — позднейший инструменталистский пересмотр Копенгагенской интерпретации, основанный на позитивистских идеях, согласно которым за пределами нашего опыта ничего нет, что квантовая механика — это просто набор правил для вычисления того, что мы можем наблюдать, и что не существует никакой квантовой метафизики.

Неокортекс — новая кора, см. Кора головного мозга.

Неопределенности, принцип — открытый Гейзенбергом принцип, в соответствии с которым такие взаимодополнительные свойства квантового объекта, как положение и импульс, нельзя одновременно измерить с абсолютной точностью.

Нормальные моды — стабильные моды возбуждения или колебания системы, состоящей из нескольких взаимодействующих частей.

Ньютон, Исаак — основатель классической механики.

Объективность, сильная — теория или утверждение о реальности, не принимающая во внимание роль субъекта или участие наблюдателя; идея, что отдельные объекты существуют независимо от наблюдателя; один из главных постулатов философии реализма.

Объективность, слабая — идея, согласно которой объекты не являются независимыми от наблюдателя, но должны быть одними и теми же, независимо от того, кто их наблюдает; квантовая механика поддерживает слабую объективность.

Онтология — изучение сущности бытия или фундаментальной реальности; метафизика.

Основное состояние — наинизшее энергетическое состояние квантовых систем.

Осознание — «пространство» ума, по отношению к которому можно различать объекты сознания, например мысли; аналогично физическому пространству, в котором движутся физические объекты[119].

Относительность — специальная теория относительности, открытая Эйнштейном в 1905 г., которая изменила наше представление о времени с абсолютного времени Ньютона на время, существующее по отношению к движению.

Парадокс ЭПР — мысленный эксперимент, который придумали Эйнштейн, Подольский и Розен для доказательства неполноты квантовой механики; вместо этого парадокс прожил путь для экспериментального доказательства квантовой нелокальности. См. ЭПР-корреляция.

Планк, Макс — один из основоположников квантовой механики, автор идеи кванта[120].

Планка, постоянная — одна из фундаментальных констант природы, определяющая масштабы квантовой области; именно из-за чрезвычайно малой величины этой константы квантовые феномены обычно ограничены субмикроскопическим миром.

Позитивизм — см. Логический позитивизм.

Поле ума — осознание, где возникают мысли, чувства и т. п.

Полисемичные слова — слова, имеющие более чем одно значение, которые в определенных контекстах могут казаться двусмысленными: например, английское слово palm (дерево — пальма, или часть руки — ладонь).

Поляризационная корреляция — такое фазовое отношение фотонов, при котором если измерение одного из них коллапсирует фотон, поляризованный вдоль определенной оси, то измерение другого коллапсирует фотон, поляризованный вдоль той же оси, независимо от расстояния между ними.

Поляризация — способность световых волн ориентировать свою ось параллельно или перпендикулярно любому данному направлению.

Потенция — трансцендентная область волн вероятности квантовой механики.

Причинность — принцип, согласно которому любое событие является следствием предшествующей причины.

Причинный (каузальный) детерминизм — см. Детерминизм.

Раджас — санскритский термин для обозначения тенденции к активности, сходной с тем, что Фрейд назвал либидо, или инстинктивным влечением; одна из трех гун.

Радиоактивность — спонтанная способность ядер некоторых химических элементов претерпевать распад, сопровождающийся опасным излучением. Радиоактивный распад подчиняется законам квантовой механики.

Распад — процесс, при котором атомное ядро испускает вредное излучение и переходит в другое состояние[121].

Реализм — философия, предполагающая существование эмпирической реальности, не зависящей от наблюдателей или субъектов. См. также Материальный реализм.

Реальность — все, что есть, включая локальное и нелокальное, имманентное и трансцендентное; вселенная пространства-времени относится к локальному, имманентному аспекту реальности.

Редукционизм — философия, согласно которой все феномены и структуры могут сводиться к своим составным частям и их взаимодействиям и полностью описываться ими.

Самадхи — опыт превосхождения тождественности уровня эго, в котором человек постигает подлинную природу себя и вещей.

Самоотнесенне — логическая петля самости, ссылающейся на саму себя; см. также Круговой характер [122].

Самость — субъект сознания[123].

Сатори — термин, используемый для обозначения самадхи в дзэн-буддизме.

Саттва — санскритский термин для обозначения творческой способности; в индуистской психологии — одно из психологических побуждений[124].

Свободная воля — свобода выбора, не определяемого никакой необходимой причиной. Согласно данной книге, мы проявляем свободу воли на вторичном уровне, когда говорим «нет» заученным, обусловленным реакциям.

Связующий мозг — в дуалистической философии сэра Джона Экклза — часть мозга, которая связывает его с ментальным порядком реальности[125].

Сильная объективность — см. Объективность, сильная.

Синхроничность — предложенный Юнгом термин для обозначения акаузальных значимых совпадений.

Система с обратной связью — иерархическая система, в которой более низкий уровень влияет на более высокий, а более высокий, в ответ, реагирует на более низкий. Примером может служить термостат.

Скорость света — скорость распространения света (около 300 тыс. км/с); согласно специальной теории относительности, наивысшая скорость движения в пространстве-времени, допускаемая природой.

Скрытые переменные — неизвестные (скрытые) параметры, которые Бом и другие постулировали для восстановления детерминизма в квантовой механике; согласно теореме Белла, любые скрытые переменные должны находиться в мире за пределами пространства и времени и, следовательно, несовместимы с материальным реализмом.

Слабая объективность — см. Объективность, слабая.

Слепое зрение (blindsight) — видение чего-либо без сознательной осведомленности об этом.

Сложная иерархия — петля между уровнями категорий; иерархия, в которой попытки прослеживать причинные связи ведут к нарушению непрерывности. Примером может служить парадокс лжеца: «Я — лжец».

Смена парадигмы — фундаментальное изменение главной теории или всеобъемлющего мировоззрения, которыми в данный момент руководствуется наука.

Сознание — основа бытия (изначальная, самодостаточная и образующая все вещи), которая проявляется как субъект выбора и опыт, который он выбирает, когда самосоотносительно коллапсирует квантово-волновую функцию в присутствии осознания ума-мозга.

Солипсизм — философия, согласно которой можно доказать только существование самого себя.

Соответствия, принцип — обнаруженная Бором закономерность, в соответствии с которой при определенных ограничивающих условиях (которые выполняются для большинства макроскопических тел при обычных обстоятельствах) квантовая механика предсказывает то же движение, что и классическая механика Ньютона.

Состояние сознания — состояния с разной степенью осознания; примерами могут служить бодрствование, глубокий сон, сон со сновидениями, медитативные состояния и т. д.

Тамас — санскритский термин, в индуистской психологии означающий склонность к обусловленным действиям; одна из трех гун.

Творчество — открытие чего-то нового в новом контексте.

Теория хаоса — теория определенных детерминистических классических систем (именуемых хаотическими системами), движение которых настолько чувствительно к изменению начальных условий, что не поддается долговременному предсказанию. Для материалистов этот детерминированный, но непредсказуемый характер хаотических систем делает их подходящей метафорой для субъективных феноменов[126].

Тождественности, теория — философия, основанная на идее, что любое ментальное состояние тождественно соответствующему ему физическому состоянию мозга.

Трансперсональная психология — школа психологии, основанная на идее, что наше сознание простирается за пределы обусловленного индивидуального эго, включая в себя единый и трансцендентный аспект.

Трансцендентальный опыт — непосредственный опыт сознания за пределами эго.

Трансцендентная сфера — область реальности, парадоксальным образом находящаяся и внутри, и вне физического пространства-времени. Согласно данной книге, трансцендентная сфера нелокальна — она может влиять на события в пространстве-времени, делая возможными связи без обмена сигналами через пространство-время. См. также Нелокальность и Потенция.

Тьюринга, машина — машина, которая переводит один набор символов в другой. Машина Тьюринга универсальна, и ее функционирование, по существу, не зависит от ее конкретного воплощения.

Ультрафиолет — свет более высокой частоты, чем видимый свет; фотоны такого света обладают большей энергией, чем фотоны видимого света; также именуется черным светом.

Ум — в модели, предлагаемой в данной книге, — организация и функции мозга на макроскопическом уровне, включая пока не исследованную квантовую макроструктуру, ответственную за нелокальные характеристики ума.

Утилитаризм — теория, согласно которой этика — это правила для достижения «наибольшего блага для наибольшего числа людей».

Фазовое отношение — соотношение между фазами (условиями) движения объектов, в особенности волн.

Фон Нойманн, Джон — математик, который впервые высказал идею, что коллапс квантово-волновой функции осуществляет сознание; кроме того, он известен своими фундаментальными работами в теории игр и теории современных компьютеров.

Фон Нойманна, цепь — бесконечная цепь квантового измерения; любой измерительный прибор, который наблюдает дихотомичный квантовый объект, сам становится дихотомичным; второй прибор, который наблюдает первый, в свою очередь становится дихотомичным, и так далее до бесконечности.

Фотоэлектрический эффект — вытеснение электронов из металла под действием света[127].

Фарадея, клетка — заземленная клетка из металлической сетки, задерживающая все электромагнитные сигналы.

Фрейд, Зигмунд — основатель современной психологии, он остается загадкой для тех, кто относит людей к жестким философским категориям. Хотя большая часть его сочинений поддерживает материальный реализм, его концепция бессознательного не подходит для этой философии и по этой причине подвергалась многочисленным нападкам.

Функционализм — философия ума-мозга, в которой ум рассматривается как функция, а мозг — как структура, по аналогии с программным и аппаратным обеспечением компьютера.

Холизм — философия, основанная на идее, что целое функционально или содержательно больше, чем сумма его частей.

Хофштедтер, Дуглас — физик и исследователь искусственного интеллекта. Автор книги «Гёдель, Эшер, Бах» (и ряда других. — Прим. пер.).

Частота — число циклов волны в секунду.

Чистые ментальные состояния — состояния квантового ума, образованные нормальными модами постулируемой в данной книге квантовой системы мозга; примерами могут служить архетипы Юнга.

Шрёдингер, Эрвин — австрийский физик, наряду с Гейзенбергом разработавший теоретический аппарат квантовой механики; он довольно долго выступал против вероятностной интерпретации квантовой механик. Позднее в жизни он принял некоторые элементы философии монистического идеализма[128].

Эго — обусловленный аспект самости[129].

Эйнштейн, Альберт — возможно, самый знаменитый из когда-либо живших физиков, автор теории относительности. Он внес важный вклад в квантовую теорию, в том числе основополагающие идеи корпускулярно-волнового дуализма и вероятности. В свои поздние годы он резко отрицательно относился к инструменталистским (и позитивистским) направлениям в интерпретации квантовой механики, считая их несовместимыми со своими научными убеждениями[130].

Эпистемология — направление философии, изучающее методы, происхождение, природу и пределы познания, а также раздел науки, изучающий то, как мы познаем.

Эпифеномен — вторичный феномен; нечто, существующее в зависимости от первичного существования чего-то еще.

Эпифеноменалнзм — идея, согласно которой ментальные феномены и само сознание представляют собой вторичные феномены материи и сводимы к материальным взаимодействиям некой субструктуры.

ЭПР-корреляция — сохраняющееся даже на расстоянии фазовое отношение между двумя квантовыми объектами, которые в течение некоторого времени взаимодействовали, а затем перестали взаимодействовать. Согласно модели, предлагаемой в данной книге, ЭПР-корреляция соответствует потенциальному нелокальному влиянию между объектами.

Юнг, Карл Густав — психолог, основатель одного из главных направлений современной психологии, названного его именем; он знаменит своей концепцией коллективного бессознательного и своей провидческой догадкой о будущем сотрудничестве физики и психологии[131].

Ядро — тяжелая центральная часть атома, вокруг которой располагаются электроны.

 

 


[1]Игра слов: «hairy assumptions» можно перевести как «волосяные излишества» или «опасные допущения». — Прим. пер.

 

[2]С точки зрения квантовой физики, теоретически возможен обмен информацией без обмена энергией (т. н. «квантовая передача порядка»); в принципе, мир разума мог бы влиять на вероятности микрособытий, образующих макрособытия в материальном мире (эту гипотезу, в частности, выдвигал известный нейрофизиолог Джон Экклз — один из легко узнаваемых персонажей «сновидения» Госвами, составляющего первую часть данной главы). — Прим. пер.

 

[3]Это распространенное заблуждение обусловлено тем, что Демокрит считал все сущее представляющим собой движение атомов в пустоте, однако при этом упускают из виду, что в действительности, атомы Демокрита были не атомами материи, а атомами опыта, так что, по справедливости, его философию следовало бы называть идеалистическим атомизмом. Как ни удивительно, но на самом деле подлинно материалистическая философия возникла не на Западе, а на Востоке. — Прим. пер.

 

[4]Подвесная абстрактная скульптура из проволоки и листового металла либо пластика. — Прим. пер.

 

[5]Эта цитата взята в отрыве от контекста. В действительности, Дж. Экклз отрицает не существование сознания, а то, что сознание является свойством мозга, — именно ему принадлежит идея мира сознания, отдельного от материального мира и взаимодействующего с определенными зонами мозга на квантовом уровне (См.: С. Popper & J. Eccles, The Self and Its Brain). — Прим. пер.

 

[6]К счастью (а может, и к несчастью), в русском языке таких этимологических экскурсов не требуется, и слово «сознание» буквально означает «совместное (или разделяемое) знание». Древнегреческие философы говорили, что сознание — это та часть субъективного опыта, которая может разделяться в общении; греческое слово «сознание» (suneidesis) буквально означает «совместное вспоминание». Некоторые антропологи прослеживают происхождение слова consciousness (сознание) к слову conscience (совесть), которое первоначально относилось к божественному всеведению (мысли человека могут быть скрыты от других людей, но не от богов). Но если сознание — это «совместное знание», то о чем? Если о независимом от людей мире, какова бы ни была его природа, то да, здесь, пожалуй, не обойтись без нелокальных связей. Но если речь идет о диалогически и интерсубъективно конструируемом пространстве мира (Уилбер), то никакой нелокальности не требуется, и тезис монистического идеализма становится самоочевидным. Но, с другой стороны, как показали работы Терри Винограда, к конструированию собственного пространства мира способны и классические компьютеры. — Прим. пер.

 

[7]Первоначально Планк говорил о «квантах действия». Существуют предположения, что он заимствовал эту идею из психологии деятельности. — Прим. пер.

 

[8]В действительности, этот пример не может служить иллюстрацией квантовой природы света, поскольку то, что мы видим, не является однозначным отображением внешнего мира (как следовало бы из так называемой «теории отражения»). Сами оптические рецепторы могут хранить данные дольше, чем доли секунды, и видимая фрагментарность удаляющегося объекта обусловлена не их свойствами, а свойствами мозга, частью которого является сетчатка глаза. Даже в почти полной темноте глаза улавливают избыточное, а не недостаточное количество фотонов, однако мозг командует сетчатке, что именно ей следует воспринимать, вызывая торможение всех нейронов сетчатки, кроме тех, что воспринимают ожидаемую информацию; в результате в зрительные отделы мозга в каждый данный момент поступает разностный сигнал. Одним из обеспечивающих это механизмов является краевое торможение; поэтому для целостного восприятия объекта особенно важна четкая граница фигура-фон. Если эта граница становится размытой, изображение объекта распадается на фрагменты. — Прим. пер.

 

[9]С физической точки зрения, главная нелепость этой фантазии (и других, подобных ей), которой не замечают ни читатели, ни зрители, состоит в том, что герои путешествуют на уменьшенном с помощью уплотнения подводном аппарате по кровеносной системе человека. Поскольку масса материальных объектов определяется массой ядер атомов (масса электронов ничтожно мала), то после уплотнения вес аппарата с экипажем остается прежним. Представьте себе путешествие по кровеносной системе микроскопического объекта весом в несколько тонн! — Прим. пер.

 

[10]А эта фантазия куда менее нелепа, и, чисто теоретически, даже потенциально осуществима. Все проблемы возникают от предположения, что двойственность волна-частица существуют реально и независимо от наших методов наблюдения и описания (с этим связана так называемая «проблема измерения»). Согласно новейшей физике, квантовый объект имеет, строго говоря, отличную от нуля вероятность нахождения в любом месте Вселенной, и его «перемещение», в принципе, можно рассматривать как распространение волны вероятности (к которому не применимы понятия пространства и времени). — Прим. пер.

 

[11]Это лишь один из вариантов интерпретации «физического смысла» проблемы измерения. Есть и другие решения, позволяющие избежать «редукции волновой функции» (или «схлопывания» волнового пакета), но все они исходят из допущения реальности дуализма волна-частица. Это лучше всего иллюстрирует знаменитый парадокс «кошки Шрёдингера»: кошку сажают в ящик с механизмом, который по команде «атомных часов», фиксирующих события радиоактивного распада, впускает ядовитый газ. Поскольку события распада непредсказуемы, то с точки зрения квантовой механики до того, как мы проводим измерение (открываем ящик), кошка одновременно жива и мертва. Наиболее радикальный выход из ситуации принадлежит Бору, который предложил считать, что квантовая механика определяет только соотношение между измерениями, и ничего не говорит о реальности квантового объекта между измерениями (так называемая «Копенгагенская интерпретация квантовой механики»). Эта интерпретация буквально означает, что если мы осуществляем определенные экспериментальные процедуры («приготавливаем» квантовый объект), то квантовая механика точно предсказывает результаты измерения этого объекта с помощью других определенных экспериментальных процедур — но не более того. Развитием этого подхода стала предложенная американским физиком Чью и широко применяемая в современной физике теория S-матрицы, согласно которой все происходящее в квантовом мире представляет собой «черный ящик», однако, зная «входные» параметры этого «ящика», можно, используя математический формализм, сходный с формулами для рассеяния абсолютно упругих тел, точно предсказывать его «выходные» параметры. — Прим. пер.

 

[12]Но Бор в своих философских выводах шел еще дальше. Как видно из его полемики с Эйнштейном, он говорил о дополнительности методов описания, а не реальных качествах квантовых объектов, которые он считал недоступными пониманию на уровне «физического смысла», то есть трансцендентальными. Девиз, написанный на нобелевском гербе Бора, гласил: «Противоположностью банальной истины является ложь, но противоположностью глубокой истины может быть столь же глубокая истина». — Прим. пер.

 

[13]Вся беда в том, что допущение независимого существования материальной вселенной является онтологическим и не может быть опровергнуто эпистемологическими соображениями, к числу которых относятся модели квантовой механики. С другой стороны, как это допущение, так и эти модели, в конечном счете, основываются на чувственных данных, также относящихся к сфере эпистемологии; таким образом, проблема перемещается в плоскость предельных оснований знания. Несостоятельность чувственных данных в качестве предельных оснований знания следует из несостоятельности «теории отражения» — органы чувств не обеспечивают однозначного отображения в сознании независимого от него внешнего мира. Но это может привести не только к краху материальною реализма, но и к кризису оснований всего человеческого познания. — Прим. пер.

 

[14]Квантовая нелокальность — это еще одна тема, которая, наряду с проблемой измерения, породила множество теоретических споров. Классической иллюстрацией квантовой нелокальности является мысленный эксперимент (или парадокс) Эйнштейна-Подольского-Розена, предложенный в качестве ее опровержения: в одной из его расширенных формулировок при аннигиляции электрона и позитрона возникают два фотона с противоположными спинами, которые разлетаются в разные концы вселенной. Парадокс в том, что результат измерения одного фотона (зависящий от выбора экспериментальной обстановки) будет определять результат измерения другого независимо от расстояния между наблюдателями. Сравнительно недавно французский физик Ален Аспект практически осуществил один из вариантов этого эксперимента, доказав существование квантовой нелокальности и возможность мгновенного действия на расстоянии. — Прим. пер.

 

[15]Эпифеноменализм — далеко не единственный философский способ понимания соотношения сознания и материи. Наиболее перспективным из других подходов, по-видимому, мог бы быть так называемый «эмерджентный интеракционизм», основанный на принципах общей теории систем. Согласно этому подходу, сознание и психика могут быть высшими эмерджентными, или системными, свойствами мозга, способными оказывать на него «нисходящее» причинное воздействие (в свою очередь подчиняясь «восходящему» причинному воздействию физиологических и нейрофизиологических процессов). В пользу обоснованности такого подхода говорят данные не только нейрофизиологии и психологии, но также кибернетики и исследований «искусственного интеллекта». — Прим. пер.

 

[16]См., однако, сноску: «эмерджентный интеракционизм» тоже представляет собой разновидность дуализма, но с ответом на этот вопрос он справляется вполне удовлетворительно.

 

[17]Самым очевидным ответом было бы предположение, что нематериальная сфера ума влияет на вероятность процессов, происходящих в материальной сфере — по аналогии с «квантовой передачей порядка», которая происходит без обмена энергией. Такую гипотезу выдвигал известный нейрофизиолог Д. Экклз. Но в действительности все философские проблемы снимаются, если допустить, что дуализм ума-тела (или сознания-материи) носит не онтологический, а эпистемологический характер — то есть так же, как в случае интерпретации квантовой механики, относится не к тому, что мы описываем, а к нашим методам описания. — Прим. пер.

 

[18]Еще одна семантическая путаница возникает из-за смешения понятий «сознание» (англ. consciousness) и «осознание» (англ. awareness); последний термин буквально означает «осведомленность». В результате, в англоязычной литературе встречаются такие понятия, как direct awareness (непосредственная осведомленность) и conscious awareness (сознательная осведомленность); в первом случае речь идет о непосредственном ощущении, а во втором — о том, что человек отдает себе отчет в этом ощущении, то есть о рефлексии. Мистики всегда говорят именно о сознании, как непосредственной осведомленности„ — Прим. пер.

 

[19]Трансцендентное, или запредельное, парадоксально в том случае, если имманентный мир понимается как реальность, существующая независимо от нашего восприятия и сознания. Если же он понимается как реальность значений, то трансцендентное — это просто то, что выходит за пределы всех мыслимых значений. Весь фокус состоит в том, что в силу особенностей нашего восприятия мы воспринимаем не мир, как он есть, а то, что мы от него ожидаем — или, как писал Коржибский, мы воспринимаем не сущности, а ярлыки. Любой объект восприятия становится для нас реальной «вещью», только если мы, зная или предполагая его значение, даем ему имя (навешиваем ярлык). В действительности, весь наш непосредственный опыт трансцендентен, и лишь немногие его аспекты становятся имманентными. — Прим. пер.

 

[20]Все эти трудные вопросы возникают только если сознание понимается как сущность, а не как состояние или процесс. Древние греки, придумавшие понятие сознания, называли его синейдесис — «совместное вспоминание» и понимали как часть субъективного опыта, разделяемую посредством языка. Сознание человека — не сущность, а состояние или способность знания мира вещей, имеющих языковые значения. Универсальная способность к такому знанию, или, шире, к непосредственной осведомленности, может быть присуща многим субъектам, оставаясь тождественной самой себе. — Прим. пер.

 

[21]Но этот монизм не обязательно должен быть полярной противоположностью материального реализма. Современная физика подсказывает иную возможность — нейтральный монизм, где окончательная трансцендентная реальность недвойственна, не будучи ни сознанием, ни материей. В истории мировых духовных традиций есть, по крайней мере, два примера нейтрального монизма — кашмирский шиваизм, где Шива (пассивное сознание) и Шакти (активная энергия) составляют единое целое, разделяясь только в процессе сотворения мира, и даосизм, где невыразимое Дао порождает инь (пассивное лунное, или женское, начало, соответствующее сознанию) и ян (активное солнечное, или мужское, начало, соответствующее энергии): «Дао порождает инь и ян, а они порождают все множество вещей». В последнее время в квантовой космологии появилась так называемая теория «скалярного поля», объясняющая существование «темной энергии», ответственной примерно за 70% энергии (и массы) Вселенной, и проливающая новый свет на возможную природу физического вакуума. Скалярное поле абсолютно трансцендентно (нигде и никак не проявляется) и абсолютно нелокально (присутствует везде): это ничто, потенциально содержащее в себе все (то есть обладающее потенциально бесконечной энергией). — Прим. пер.

 

[22]Чаше всего (но не всегда) коаны представляют собой парадоксальные вопросы — загадки, на которые невозможно дать ответ путем логических рассуждений (или оперирования понятиями). Например: «Каков звук хлопка одной ладони?» Вот мой вариант ответа. который удовлетворит любого учителя дзэн: «Половина звука хлопка двух ладоней» — причем имеется в виду не половина громкости звука, а половина самого звука. Задумайтесь над этим, и вы, возможно, составите себе некоторое представление о трансцендентном. — Прим. пер.

 

[23]Два квантовых объекта называются скоррелированными, если они «приготовлены» в ходе одного квантового события. В эксперименте Аспекта, в отличие от упоминавшегося варианта эксперимента Эйнштейна-Подольского-Розена, проводилось измерение не спина, а поляризации фотонов, излучаемых атомом при переходе из возбужденного состояния в состояние с меньшей энергией. Суть зафиксированного эффекта состоит в том, что если наблюдатели разделены расстоянием, которое скоррелированные фотоны преодолевают за некоторое время, то один из наблюдателей может за это время произвольно менять настройку приемного измерительного прибора; тем не менее показания прибора второго наблюдателя все равно будут зависеть от показаний прибора первого. Но это еще не самое интересное: если верна теория Большого Взрыва, то вся Вселенная была «приготовлена» в ходе одного квантового события и, значит, состоит из скоррелированных квантовых объектов, связанных нелокальными связями! — Прим. пер.

 

[24]По поводу ошибочности этого мнения Демокрит говорил о том, что все сущее состоит из неделимых «атомов», движущихся в «пустоте», но никогда не приписывал своим «атомам» вещественной (а «пустоте» — пространственной) природы. — Прим. пер.

 

[25]В психологической литературе английский термин awareness принято переводить как «осознание», что часто приводит к путанице. В действительности, слово awareness буквально означает «осведомленность». Некоторые современные авторы (например, А. Минделл) подразумевают под «осознанием» непосредственную (чувственную) осведомленность без участия рефлексивного понятийного сознания. Восприятие является сознательным, если человек может обозначить то, что он воспринимает, словом или образом, допускающим межличностную коммуникацию. Однако он может быть непосредственно осведомлен о некотором ощущении, не называя его, и даже отдавать себе отчет в этой осведомленности, и такое восприятие будет бессознательным.

 

[26]И тем не менее в конце прошлого века уже упоминавшаяся группа Алена Аспекта из Орси (Франция) теоретически доказала возможность передачи информации с помощью нелокального действия на расстоянии. (Заинтересованные читатели могут найти оригинальные статьи А. Аспекта, а также другие интересные обсуждения квантовой нелокальности в журнале Foundations of Physics за 1975—1985 гг.) Кроме того, уже упоминавшаяся теория скалярного поля открывает возможность объяснения мгновенной передачи влияния как распространения возмущения скалярного поля. В частности, авторы этой теории объясняют возникновение Вселенной мгновенным распространением возмущения скалярного поля, вызванного квантовой флуктуацией. Поскольку энергия этого поля практически бесконечна, сложилась ситуация, в которой первичное возмущение бесконечно усиливалось, что и привело к своего рода «объемному» Большому Взрыву. — Прим. пер.

 

[27]Конечно, при условии, что энергия не рассеивается в форме магнитного поля. — Прим. пер.

 

[28]В большинстве случаев явление сверхпроводимости наблюдается при крайне низких температурах (вблизи 273° К, или «абсолютного нуля»), когда хаотическое тепловое движение практически отсутствует. — Прим. пер.

 

[29]Именно значение является ключом ко всем описываемым парадоксам. Для их разрешения достаточно признать, что мы живем не в мире вещей, а в мире значений, или, как сказал бы Коржибский, в мире ярлыков, которые мы навешиваем на сущности, обладающие независимой от нас реальностью. Все разговоры о проблеме измерения, квантовой нелокальности и квантовом коллапсе происходят от допущения, что этот коллапс происходит «где-то там», в «реальном» мире. В действительности — и на это намекал Бор — коллапс происходит у нас в уме, когда мы переходим от квантового описания (символического описания, не основывающегося на чувственных данных) к макроскопическому описанию (в конечном счете, основывающемуся на символическом представлении чувственных данных). — Прим. пер.

 

[30]Самоотнесение представляет собой просто более широкую формулировку общеизвестного психологического термина «самосознание», буквально означающую полагание «я» а качестве субъекта сознания (я сознаю, что я вижу нечто). Однако, в действительности, самоотнесение вовсе не требует сознания (в психологическом понимании). Согласно общей теории систем и теореме Гёделя, свойство саморефлексивности (или самоописания, самоотнесения и т.д.) спонтанно возникает в любой достаточно сложной системе (характеризующейся сложной, а не линейной иерархией). — Прим. пер.

 

[31]Решающим (хотя, возможно, не последним) ударом по идее скрытых переменных стала так называемая теорема Белла, согласно которой никакая теория локальных скрытых переменных не может давать всех предсказаний квантовой теории (то есть не может быть более полной, чем квантовая теория). — Прим. пер.

 

[32]Однако не следует забывать разницу между сознательным самоотождествлением эго (в третьем лице, когда вы, например, говорите: «Я — русский» или «Я — специалист в том-то и том-то», тем самым относя себя к определенной категории объектов) и самоотождествлением самости, или тела-эго (в первом лице). Именно полное самоотождествление с чувством (или ощущением) и движением составляет основу, соответственно, духовных практик и боевых искусств. — Прим. пер.

 

[33]В (заведомо идеалистических) духовных традициях сознание также считается основой всего бытия, однако эти традиции проводят различие между сознанием и умом. Всякое осознание, выраженное с помошью символов (например, слов естественного языка), — это сознательная осведомленность, относящаяся к сфере ума. Осознание (awareness, букв, осведомленность) и даже самоосознание (self-awareness — самоосведомленность, то есть осведомленность о себе как субъекте осведомленности) не требуют участия ума и отличаются от сознательной осведомленности (conscious awareness) и самосознания (self-consciousness). Точно так же различаются непосредственно переживаемый опыт (experience) и сознательный опыт (conscious experience) — существуют такие виды опыта, которые невыразимы и могут только непосредственно переживаться; к их числу относятся, например, религиозный и духовный опыт, а также любовь, о которой много сказано и написано, но чтобы узнать, что это такое, нужно ее пережить. — Прим. пер.

 

[34]Точнее, перепутаны понятия сознания (consciousness) и осознания (awareness). Название «бессознательное» совершенно правильно — это осознание без участия сознания-ума, опыт, который переживается непосредственно и не выражается с помощью символов. Кстати говоря, в духовных традициях под сознанием, как основой всякого бытия, подразумевается именно осознание, как способность быть субъектом переживаемого опыта. В этом смысле бессознательное, разумеется, «никогда не спит». — Прим. пер.

 

[35]На самом деле бессознательное — это то, для чего нет рефлексивного самосознания в третьем лице («я осознаю, что я воспринимаю нечто» — в этой фразе второе «я» выступает как объект осознания первого «я»), но есть осознание и есть его субъект, поскольку субъект — это тот, кто наблюдает и/или свидетельствует, будь то в сознательном или бессознательном состоянии, и никогда не может быть наблюдаемым. — Прим. пер.

 

[36]Русское слово «ладонь» не полисемично, то есть имеет единственное значение, тогда как английское существительное palm может означать «ладонь» или «пальма», т. е. дерево. — Прим. пер.

 

[37]Контрдоводом может служить явление так называемого «дорожного транса», обнаруженное психологами у американских водителей-дальнобойщиков. Оказалось, что опытный водитель может проехать сотни километров по автостраде и после этого не быть способным что-либо рассказать о своем пути. Тем не менее он совершал все необходимые повороты и торможения, то есть делал выбор, в чем можно убедиться, подвергнув его гипнозу. Сходное явление наблюдается у некоторых пациентов с повреждениями мозга в определенных областях — такие люди добираются от медицинского центра до дома, делая многочисленные пересадки, но впоследствии ничего об этом не помнят. Более того, и здоровые люди в состоянии сильного опьянения зачастую добираются до дома «на автопилоте». — Прим. пер.

 

[38]Следует иметь в виду, что «осознание» здесь означает сознательную осведомленность: человек осознает (отдает себе отчет в том), что наблюдает что-либо, и этот отчет может быть предметом коммуникации с помощью символов. Между тем для измерения вовсе не обязательно непосредственное присутствие наблюдателя. В описанном ниже эксперименте Аспекта обнаружение поляризационно-скоррелированных фотонов осуществляется с помощью электронных фоточувствительных датчиков и записывается электронным регистрирующим устройством. Где же здесь «наблюдение сознательным наблюдателем в присутствии осознания»? Ответ прост: сама экспериментальная обстановка (атомный источник, поляризующие кристаллы, фотоумножители, регистраторы... лаборатория), вся реальность, в которой мы живем представляет собой результат деятельности сознания «в присутствии осознания», или «человеческое пространство мира», в саму основу которого заложена человеческая способность сознательного восприятия, или, как сказал бы Коржибский, «навешивания ярлыков на сущности». — Прим. пер.

 

[39]Вспомните, что говорилось об одной из расширенных формулировок парадокса ЭПР. В силу действия универсальных законов сохранения (которые здесь играют роль скрытых переменных) в квантовом событии аннигиляции электрона и позитрона рождаются фотоны с противоположным спином, так что если один наблюдатель обнаруживает фотон с положительным спином, то другой должен обнаружить фотон с отрицательным спином, и наоборот. Однако какой именно спин имеет каждый из фотонов, неизвестно. Если наблюдатели находятся достаточно далеко друг от друга, то один из них может в последний момент (когда фотоны уже находятся в полете) изменить настройку своего детектора на противоположную — в этом случае второй наблюдатель (который не перестраивал свой детектор) все равно обнаружит фотон, спин которого противоположен спину фотона, обнаруженного первым наблюдателем. — Прим. пер.

 

[40]В краткой форме теорема Белла гласит: никакая теория локальных скрытых переменных не может давать всех предсказаний квантовой теории — Прим. пер.

 

[41]Насколько мне известно, русского издания книги Дэвида Бома «Целостность и скрытый порядок» (Wholeness and the Implicate Order) не существует. Я пытался ее переводить, но там есть одна глава — «Эксперимент с языком и мышлением» — совершенно не переводимая на русский язык. Чтобы дать читателю хоть какое-то представление об идеях Бома, я попытаюсь вкратце изложить их суть. Бом называет нашу реальность «явным» или «развернутым» порядком и противопоставляет ей «скрытый» или «свернутый» порядок, который он называет «голодвижением». По его мнению, «скрытый» порядок подобен динамической голограмме, образованной интерференцией пространственных волн квантовых объектов (или их волновых функций). Бом сравнивает «явный» порядок — нашу реальность — с объемным изображением, возникающим при освещении физической голограммы когерентным светом, например от лазера. (В наше время каждому знакомы топографические наклейки, этикетки и т. п., но все это примеры голографического изображения в отраженном свете, а Бом говорит о голографии в проходящем свете, позволяющей получать изображения, которые можно рассматривать со всех сторон.) Остается открытым вопрос о том, что «освещает» динамическую голограмму, или «голодвижение» Бома, — почему бы не «свет творческого сознания», тем более что сам Бом, судя по его совместному интервью с нейрофизиологом Карлом Прибрамом, опубликованному в середине 80-х годов, не отвергал такой возможности. — Прим. пер.

 

[42]В действительности, это главный парадокс так называемой «проблемы измерения»: можно сколь угодно далеко смещать границу квантового описания в макроскопический мир, включая в него приборы, лабораторию, всю планету или даже всю вселенную, — все равно измерение происходит только при переходе от квантового к макроскопическому описанию, который может осуществлять только сознательный наблюдатель. — Прим. пер.

 

[43]Что, впрочем, не помешало самому Аспекту запатентовать устройство «Флэш» для сверхсветовой передачи сообщений, описание идеи которого было опубликовано в журнале Foundations of Physics.Прим. пер.

 

[44]Это снова главный парадокс проблемы измерения. На саже, разумеется, будут следы кошки, если она жива, поскольку измерение — то есть переход от квантового к макроскопическому описанию уже предполагается самой организацией эксперимента. Иными словами, сажа на полу изначально предполагает, что появится сознательный наблюдатель, который увидит (или не увидит) на ней следы кошки. Если мы включаем коробку с кошкой, автоматическое устройство, пол и сажу на нем в квантовое описание, то просто не можем говорить о всех этих макроскопических объектах, поскольку в квантовом описании существует только их совокупная волновая функция. Именно это имел в виду Бор, когда говорил, что принцип дополнительности относится не к «реальным свойствам» квантовых объектов, а к уровням описания. С онтологической точки зрения это означает, что «макроскопические объекты» существуют только в макроскопической «реальности консенсуса», или «человеческом пространстве мира» (кстати говоря, отличающемся от «пространства жизни» самой кошки!). — Прим. пер.

 

[45]Сэйбом, судя по всему, говорит об аутосконических галлюцинациях при психических расстройствах (например, шизофрении, которая потому и называется «раздвоением личности»). Однако сам феномен видения своего «двойника» (проецируемого образа самого себя), и даже общения с ним, не имеет никакого отношения к психической патологии и широко используется в современной психотерапии (транзактном анализе, гештальт-терапии, НЛП и т. п.). Любой человек, владеющий методами визуализации, может легко научиться видеть себя со стороны. Психолог Гарри Хант объясняет это (а также феномен внетелесного опыта) способностью человеческого мозга к синестезии — трансляции данных всех (в том числе неспецифических) ощущений в зрительную модальность (См.: Г. Хант, «О природе сознания с когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения», М., ACT, 2004). Арнольд Минделл считает «двойника» не психологической проекцией, а нашей подлинной сущностью, живущей в более широкой реальности, параллельной нашей «реальности консенсуса», и предлагает практические методы установления контакта с этой сущностью (См.: А. Минделл, «Сновидение в бодрствовании», «Ученик Создателя сновидений», «Сила Безмолвия», М., ACT, 2003).

 

[46]Все это, действительно, философские вопросы, и они должны решаться на уровне философии, а не физики — но о какого рода философии идет речь? Все проблемы материального реализма, «загоняемого в угол квантовой механикой», возникают только если он понимается как онтология (наука о сущностях, обладающих независимой от нас реальностью), а не как эпистемология (наука о законах и методах человеческого познания). Помните два основных положения материализма — «материя первична, сознание вторично» и «материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях»? Первое из них — онтологическое утверждение, а второе — псевдоонтологическое, а на самом деле эпистемологическое утверждение, которое призвано служить доказательством первого, но, в действительности, допускает двоякое толкование, по существу, опровергающее онтологический тезис. В самом деле, чем или кем нам дана в ощущениях объективно реальная материя? Сознанием, чем бы оно ни было. Согласно материалистической философии, сознание возникает как атрибут материи, тем самым давая нам возможности, воспринимать эту самую материю с помощью ощущений. Но перефразируем эпистемологический тезис: «Реальность объективно дана нам (субъектам) в ощущениях как материя» — и мы получаем идеалистическую философию, именуемую конструктивным реализмом. Сознание (а точнее, осознание, как принцип субъективности) первично по отношению к материи, и через нас конструирует материальную «реальность» — наше «человеческое пространство мира». Принципом этого конструирования является символическое представление непосредственно переживаемого опыта (то есть ощущений) — переход от «ощущаемого смысла» к значению. Материальная реальность — это реальность.значений, рождающаяся в результате коммуникативного обмена опытом между отдельными субъектами. Она имеет диалогическую и интерсубъективную, а не «физическую» (в онтологическом понимании) природу. Сознание (как разделяемое знание) нелокально по определению, так как принадлежит всем и никому в отдельности, или, по словам Мартина Бубера, существует в промежутке между «Я» и «Ты». Осознание (как непосредственная осведомленность) тоже нелокально, поскольку представляет собой универсальный принцип субъективности. Квантовые парадоксы — это не онтологические парадоксы, а парадоксы описания. Бор прекрасно это понимал, когда говорил, что корпускулярно-волновой дуализм — это не дуализм свойств квантовых объектов, а дуализм описаний. В «материальной реальности» — реальности материальных объектов — просто не могут существовать «волны вероятности в комплексном пространстве» (каковыми являются волновые функции квантовых объектов) или «когерентные суперпозиции». Квантовая механика — это другой тип символизации реальности, основанный не на чувственных данных (во всяком случае, не непосредственно), а на абстрактных математических моделях. Поэтому при переходе от «квантовой реальности» (или квантового описания) к «материальной реальности» (или макроскопическому описанию) все «квантовые сущности» коллапсируют, превращаясь в привычные нам материальные объекты или их состояния. Единственный онтологический вывод, который правомерно делать из существующей ситуации в философии физики, — это то, что за пределами материальной реальности действительно существует некая не зависящая от нас «окончательная реальность», но это — не сознание (или осознание), ибо осознание, как

Date: 2015-05-18; view: 468; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию