Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что есть добро и зло?





Людям присущи чувства, эмоции и переживания, которые совместно с мышлением составляют в единстве их сознание как сознательное отношение к жизни общества и друг к другу. В ходе исторического процесса ими были выработаны понятия (категории) для критической оценки своей деятельности: добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное, правдивое и ложное. За исключением понятий «добро и зло» остальные приведенные понятия являются логически близкими противоположностями (или просто полярными) в том смысле, что отрицание одного из них означает другое, например, если нехорошо, то это уже плохо, если вредно, то и неполезно, если неправда, то значит ложь. Понятия же добро и зло как и понятия любовь и ненависть являются логически наиболее отдалёнными противоположностями (или диаметрально полярными). Например, незлое не означает обязательно доброе, а может означать плохое или хорошее, недоброе не означает обязательно злое, а может означать плохое – как нелюбовь ещё не означает обязательно ненависть. Поэтому необходимы дополнительные обобщения, например: под «злом» понимается очень плохое (как агрессивное плохое и преступное плохое) или длительное (как планируемое) плохое, а под «добром» понимается не разовое хорошее или разовое правдивое, а постоянно хорошее, постоянно правдивое и постоянно полезное (постоянно не в смысле вечно, а в течение обозримого времени), а также разовое очень хорошее, очень правдивое и очень полезное. Однако этим не исчерпываются все варианты добра и зла, особенно в их бытовом понимании. Например, один человек скрыл вину другого человека, чтобы его спасти от суда. Поэтому первый по отношению ко второму сделал, как одни посчитают, добро, но сделал плохое по отношению к тем людям, которых напрасно будут привлекать к следствию, и сделал зло по отношению к тому, кого напрасно осудят.

Идея добра отражает определенные требования людей к их поведению. В рамках морального освоения взаимоотношений людей добро играет такую же роль, какую в рамках научного познания играет истина, а в рамках художественного отображения – красота. Под философским содержанием понятия “добро” оставляем положительное нравственное качество человека и его поступков, а понятия “зла” – отрицательное нравственное качество человека и его поступков. Под «злыми» действиями понимается всё, что оказывает разрушающее воздействие на человека в его природных и общественных проявлениях и что ведет к жизнеотрицанию. Различают зло физическое (болезни, бедствия от стихий, страдания от ран), социальное (войны, экономические кризисы, национальные конфликты и страдания от одиночества) и моральное (ненависть, жестокость, коварство, лукавство, чёрная зависть и ложь). Под сатанизмом в отношениях людей понимают особые как крайние формы зла: бесчеловечная жестокость, садизм, лукавое и изощренное зло.

Диалектика развития разумных существ (от менее разумных к более разумным) определяется законом высшей цели развития материи (законом 2.2). Поэтому же при анализе диалектики зла и добра в истории нельзя размывать между ними грани, как пытаются некоторые буржуазные философы, считающие, что зло и добро существуют вместе, что если нет зла, то и нет добра. Эти философы не осознают, что недоброе (или недоброе в целом) ещё не означает злое (или злое в целом), а незлое (или незлое в целом) ещё не есть доброе (или доброе в целом). Поэтому автор обращает внимание на то, что диалектика разумной деятельности предусматривает развитие относительной противоположности понятий «недоброе» и «доброе» в свете оценки уровня прогрессивности этой деятельности. Для развивающихся космических цивилизаций (и земной) характерно постепенное развитие нравственного уровня сознания, что исторически выражается переходом от ведущей дилеммы «злое и незлое» (например, при капитализме) к ведущей дилемме «недоброе и доброе» (при социализме в его новом понимании), а далее (при высоконравственном обществе) к ведущей дилемме «несовершенное и совершенное», поскольку в таком обществе уже будут господствовать законы истины, нравственности, справедливости и верной любви. Но это не будет означать духовный застой такого общества, так как последняя дилемма перерастёт в потребность непрерывного духовного самосовершенствования, то есть в дилемму «менее совершенное и более совершенное». Преимущественной точкой отсчета человеческой деятельности является ее прогрессивная направленность на лучшее (и в этом смысле на исторически ограниченное и развивающееся понимание добра и справедливости), о чём свидетельствует развитие человечества от первобытной ограниченности (еще сохранившейся на отдельных островах Полинезии) до современной цивилизации. И в этом есть проявление законов сущности развития (см. п. 2.3).

 

Date: 2015-05-18; view: 457; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию