Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Республика Беларусь в современном информационном обществе. Глобализация и проблемы становления глобального информационного общества





М. Сасао отмечает широкомасштабный сдвиг в формах организации и передачи информации, фундаментальную перестройку коммуникационных сетей, приводящую к высокого уровня информационной революции, ускоряющей процесс глобализации. Значение того, что информация становится более ценным товаром чем сырье или энергия, а социальное развитие становится зависимым от производства информационных ценностей, нельзя недооценивать. В результате люди наделяются постоянным доступом к глобальной информации, а также протекает перманентная трансформация форм организации и структурирования информации[76].

В проекте Закона «Об информации, информатизации и защите информации» Республики Беларусьинформатизация понимается как «… организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания и развития единого информационного пространства Республики Беларусь как совокупности взаимосвязанных информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей, обеспечивающих условия для реализации информационных отношений».

О. А. Колобов указывает, что информатизация общества представляет собой «организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребно­стей граждан, органов государственной власти и производственных ор­ганизаций на основе формирования и использования информационных ресурсов»[77].

Республика Беларусь уверенно движется по пути создания информационного общества. Одним из критериев этого успеха является количество интернет-пользователей в стране, по которому Беларусь опережает многие страны Восточной Европы. Как в 2004 г. отмечал Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, «широкое применение информационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека существенно влияет на мировое развитие, создает важные предпосылки для крупных экономических и социальных преобразований, ведет к формированию передового общества». В этом контекстеинформатизации закономерно уделяется значительное внимание, включая реализацию Президентской программы «Информатизация», включающей подпрограммы «Разработка концепции управления национальным информационным ресурсом» и «Разработка компьютерной сети и базы данных для высших органов государственного управления». Отметим также, что ряд мероприятий в отношении стоящего перед Беларусью вызова информатизации уже реализуется согласно Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 гг. и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819 с последующими изменениями и дополнениями. Она предусматривает ряд технических мер по защите циркулирующей в Беларуси информации, включая создание национального реестра средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и защиты информации, рекомендуемых для государственных нужд, создание системы защищенной электронной почты для государственных органов, разработку дистрибутива защищенной операционной системы для обеспечения деятельности государственных органов и др.

Технические меры по защите информации необходимы в силу того, что информатизация оказывает и негативное воздействие на незападные страны. Возможна частичная или полная утрата национальным государством контроля за техническими средствами информатизации и информационными потоками на своей территории в результате формирования глобального информационного общества, безусловное лидерство в котором на данный момент принадлежит Западу.

Информатизация представляет собой угрозу экономической стабильности развивающейся страны, если сопровождается развитым фондовым рынком и крупными иностранными инвестициями. В случае естественной или искусственно организованной паники инвесторов фондовый рынок может рухнуть, что способно отбросить экономику на годы назад. Отметим, что до волны информатизации такие вещи были редкостью, поскольку процессы инвестирования имели медленный «бумажный» характер, и вывести миллиарды долларов из национальной экономики в течение одного дня было практически невозможно. Национальные экономики имели отсутствующий сейчас запас времени для принятия необходимых для разрешения кризиса мер.

Десятки государств, создавшие необходимую инфраструктуру для информатизации, чтобы получить преимущества, обещанные широко развернутой рекламой глобализационных процессов, стали жертвой планомерного идеологического воздействия на собственное население в русле идеологии неолиберализма, утратив рычаги вдохновения и сплочения населения для решения общенациональных задач. В результате срежиссированного Западом информационного воздействия на граждан периферии их национальные лидеры и правительства выглядят коррумпированными и некомпетентными, что снижает их возможности по осуществлению успешного курса модернизации. Дело не в том, что они не коррумпированы и полностью компетентны. Исходя из человеческой природы трудно предполагать, что в сегодняшних условиях возможно существование в какой-либо стране полностью некоррумпированного и компетентного правительства, но степень коррупции объективно снижается лишь с ростом материального благосостояния, что и продемонстрировали сами страны Запада в ходе своего исторического развития (или в результате внедрения антикоррупционного авторитарного режима), а понятие компетентности спорно в свете экономических успехов Китая, презревшего советы ведущих западных экспертов, неоднократно объяснявших правительству Китая, почему его реформы нежизнеспособны. Дело в другом. Любая успешная экономическая модернизация имеет в своей основе консолидацию политической и экономической власти для реализации необходимых, но часто непопулярных мер для будущего экономического преуспевания. Любая успешная модернизация основана на жесткой борьбе с оппозицией, пытающейся использовать эти непопулярные меры для раздувания своей популярности и прихода к власти. Можно рассматривать революцию Мэйдзи в Японии XIX в. или послевоенную модернизацию Японии в результате жестких действий оккупационной администрации – а впоследствии при единоличном лидерстве ЛДПЯ; феномен Южной Кореи, Тайваня или СССР в 1930-х гг. – результат будет в этом отношении однозначным. Мощнейшее информационное предвзятое воздействие со стороны Запада на периферию существенно осложняет предпосылки для успешной экономической модернизации в странах, не борющихся с этим информационным воздействием. Оно также провоцирует население на революции под маркой защиты демократии и прав человека в условиях реализации правительствами непопулярных мер, необходимых для достижения успешного среднесрочного и долгосрочного экономического развития. Нападки на независимых лидеров периферии и поощрение их прозападных конкурентов стали общим делом для чрезмерно идеологизированных западных СМИ, выполняющих указания своих владельцев, которые, как правило, будучи лицами пожилого возраста, склонны к консерватизму западного образца и с ностальгией вспоминают об опыте идеологической борьбы еще в разгар холодной войны с социалистическим лагерем.

Реклама «глобальной деревни», где каждый является соседом другого в силу развития средств коммуникации, хорошо выглядит для людей, способных сидеть в кресле-качалке на пороге собственного особняка со стаканом апельсинового сока после приятной и хорошо оплачиваемой интеллектуальной работы. К сожалению, этот западный идеал среднего класса остается утопией для подавляющей массы населения стран периферии, правительствам которых предстоят десятилетия напряженной работы по модернизации экономических систем с тем, чтобы когда-то такой идеал стал возможен и для значительной части их населения.

Важным моментом информатизации является использование новых средств коммуникации с применением компьютера для снабжения оппозиции в периферийных государствах новыми эффективными средствами борьбы с национальными правительствами, от создания компьютерных СМИ до использования других возможностей, предоставляемых Интернетом. Американские представительства Информационной службы США (ЮСИС) в незападных национальных государствах активно вовлекают оппозицию в обучение информационным технологиям и предлагают использовать принадлежащие США информационные ресурсы для изложения своих политических точек зрения на события в данном национальном государстве. Ведется такая работа планомерно и в Республике Беларусь. Развитие антиправительственной активности оппозиционных групп при материальном, техническом и информационном содействии недружелюбно настроенного к Беларуси государства называется не грубым вмешательством во внутренние дела суверенного государства, чем оно является, а развитием демократии. Любопытно, что когда СССР в годы холодной войны предпринимал попытки спонсировать деятельность Коммунистической партии США, чиновники Соединенных Штатов угрожали ее деятелям уголовным преследованием, говоря о недопустимости иностранного вмешательства во внутренние дела США и незаконности получения денег от иностранного государства для ведения антиправительственной деятельности. Также у американских граждан, симпатизирующих левым идеям, отбирали паспорта, чтобы они не могли выезжать за пределы США и общаться со сторонниками социалистических идей.

Таким образом, в техническом отношении в незападных странах информатизация протекает в основном в ходе использования поставленных западными компаниями технических средств, оснащенных западными программными продуктами, а обмен информации с другими странами во все возрастающей степени осуществляется посредством Интернета, который эксклюзивно принадлежит его изобретателю – США, несмотря на предпринимавшиеся попытки передать контроль над Интернетом миру в целом. Вследствие этого разведки стран Запада имеют полный доступ к информационным потокам на территории незападных стран, устанавливая серьезнейшее информационное превосходство над этими странами. Помимо этого, имеет место серьезнейшее информационное воздействие западных стран на периферию, во многом сознательно координируемое, через традиционные и новые средства массовой информации. В совокупности такое превосходство и воздействие приводят к множественным эффектам, важнейшими из которых являются:

1) незащищенность политической, личной и коммерческой инфор­мации от использования в противоречащих интересам данного государства целях;

2) подрыв шансов на успех в реализации процессов модернизации экономик незападных государств посредством выведения населения этих государств из-под влияния правительства, что препятствует необходимой для успеха реформ консолидации общества;

3) снижение легитимности правительств в глазах их населения из-за упреков в коррупционности и нежелание следовать «единственно верным» указаниям западных экспертов;

4) поощрение оппозиции и революционеров на действия против своих правительств, если эти правительства перестали быть угодны западным странам или есть возможность привести к власти еще более послушные правительства.

 

Date: 2015-05-17; view: 685; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию