Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика расширения НАТО на Восток и расширение Европейского союза





Проамериканские симпатии первого Президента СССР М. С. Горбачева и первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина привели к тому, что войска СССР (позднее РФ) были выведены из ГДР и стран Восточной Европы без законодательного закрепления обещаний американской стороны не расширять НАТО на территорию, ранее контролируемую Советским Союзом. Честное слово США было немедленно отозвано, когда свое развитие получила концепция однополярности, предусматривавшая безусловное доминирование Соединенных Штатов, а НАТО стало рассматриваться как важнейшее орудие американского проекта господства над миром. 16 марта 1999 г. в НАТО были приняты такие ключевые страны бывшего ОВД, как Польша, Чехия и Венгрия; 29 марта 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония. Любые протесты российской стороны, требовавшей выполнения данного Западом обещания не расширять НАТО в этом направлении, никого не интересовали. В результате этих двух расширений блока, три соседних страны Беларуси из пяти – Польша, Латвия и Литва – оказались его членами. 3 апреля 2008 г. на бухарестском саммите НАТО было принято принципиальное решение о принятии в этот военно-политический блок Хорватии и Албании. Рвущаяся к членству в альянсе Македония не получила эту возможность только из-за возражений Греции. Украине и Грузии, претендовавшим на вступление в НАТО, присоединение к Плану действий по получению членства в НАТО было на саммите недвусмысленно обещано в будущем. В случае вступления в этот альянс Украины, Беларусь окажется уже в настоящем окружении из стран НАТО, с единственной не входящей в этот блок соседней страной – Россией.

Реалистично осмысливая неизбежность расширения НАТО, Беларусь не отказывается от сотрудничества с данным блоком. В частности, с 1996 г. наша страна участвует в реализации программы «Партнерство ради мира», принимает участие в Научной программе НАТО, в деятельности Совета Евроатлантического партнерства (СЕАП).

Есть ли основания относиться настороженно к уже состоявшемуся расширению НАТО и демонстрируемым планам по его дальнейшему расширению? В качестве основных причин, вызывающих опасения белорусской стороны, можно назвать следующие. Во-первых, НАТО было создано для военного противостояния СССР, частью которого была и Беларусь. Несмотря на исчезновение СССР и созданной им Организации Варшавского Договора (ОВД), НАТО не только не упразднен, но и стремится увеличить свою мощь. При этом никто не дает никаких гарантий, что эта мощь не планируется к использованию против государств, политика которых может противоречить политике стран–членов НАТО. Во-вторых, данный военный блок уже продемонстрировал склонность к использованию военной силы против других стран, при этом была продемонстрирована также готовность использовать военную силу без санкции ООН. В-третьих, этот военный блок основан преимущественно странами, которые скомпрометировали себя колониальными захватами, работорговлей, грабежом культурных ценностей, неэквивалентным товарным обменом, подрывающим экономику развивающихся стран, и тем самым нажили себе множество врагов за пределами Европы и Северной Америки. Беларусь, уже гранича с тремя странами–членами НАТО, может в силу своего территориального расположения стать побочной жертвой возможного военного столкновения НАТО со странами, жаждущими реванша за потери, понесенные от европейцев и американцев в прошлом. В-четвертых, страны-члены НАТО склонны к использованию этой организации для оказания давления на правительства стран, с которыми у них возникают разногласия. США, в частности, используют угрозу применения военной силы НАТО против государств, независимость развития которых не соответствует представлениям правительства США о своей роли глобального гегемона.

Для настороженности по отношению к НАТО есть основания и другого рода, в частности, неуважительное отношение НАТО к Беларуси. Так, Республика Беларусь была вынуждена отказаться от участия в заседании Совета Евроатлантического партнерства (СЕАП) 3 апреля 2008 г. в Бухаресте, в связи с тем, что НАТО приняло решение об ограничении уровня участия Белорусской стороны в предстоящей встрече СЕАП. Такое решение, как было отмечено в Заявлении Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 2 апреля 2008 г., «противоречит принятому в 1997 г. в Синтре Базовому документу Совета Евроатлантического партнерства. СЕАП создавался как коллективный форум для консультаций по широкому спектру вопросов безопасности, и все государства имеют равные права и несут равную ответственность за поддержание и укрепление мира и стабильности в евроатлантическом регионе». Республика Беларусь, являющаяся одной из немногих стран мира, отказавшихся от обладания ядерным оружием, провозгласившая нейтралитет, никогда не участвовавшая ни в каких актах агрессии по отношению к другим странам, явно не заслуживает такого отношения к себе. Особенно учитывая, что основными участниками саммита являются страны, ведущие военные действия в Афганистане и Ираке, оправдание которых выглядит крайне сомнительно.

После распада СССР Беларусь стала свидетелем трех расширений Европейского союза – в 1995, 2004 и 2007 гг. 1 января 1995 г. в ЕС вошли Австрия, Финляндия и Швеция. Но для Беларуси наиболее значимым оказалось расширение, состоявшееся 1 мая 2004 г., когда в состав Европейского союза вошли Чехия, Кипр, Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия, большинство из которых ранее входили в социалистический блок или были частью СССР. В силу этого, будучи «сборочным цехом» Советского Союза, Республика Беларусь имела с ними развитые торгово-экономические отношения и в целом выиграла от унификации пошлин, состоявшейся после вхождения стран Центральной и Восточной Европы в ЕС. 1 января 2007 г. в ЕС также вошли Болгария и Румыния. 13 декабря 2007 г. руководители 27 стран ЕС заключили Лиссабонский договор, призванный сильнее интегрировать входящие государства и сделать ЕС более управляемым. В случае ратификации договора, больше полномочий будет отведено Европейскому парламенту, впервые будет закреплено право входящего в ЕС государства на выход из него, вводится должность Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности. Председатель Европейского совета будет избираться на срок два с половиной года. Будет расширен спектр вопросов, решение по которым будут приниматься по принципу квалифицированного большинства. В то же время следует отметить, что длительный торг между странами–участницами ЕС, предшествующий подписанию Лиссабонского договора, выхолостил из него многие положения, которые могли бы сделать ЕС более управляемым, в силу чего в этом отношении он будет по-прежнему существенно проигрывать США или Китаю.

Республика Беларусь в целом положительно относится к расширению Европейского союза. Отметим, что в первые годы независимости Беларуси так и не было сделано ни одного внятного предложения о членстве в Евросоюзе или об отмене виз, что находилось в разительном контрасте с политикой ЕС по отношению к странам Прибалтики, Польше и ряду других восточноевропейских государств, ведших длительные предварительные переговоры о вступлении, а 13 декабря 1997 г. заключивших соглашение об обсуждении условий вхождения.

Налаживание отношений с ЕС будет проходить в рамках программы «Восточное партнерство», в которую Беларусь была официально принята в мае 2009 г. Эта польско-шведская инициатива о включении шести стран бывшего СССР – Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдавии и Украины в своеобразное ассоциированное партнерство с ЕС, выдвинутая весной 2008 г., оказалась особенно релевантной и для Беларуси, и для ЕС в условиях мирового кризиса и из-за последствий событий на Кавказе. Со вступлением в «Восточное партнерство», Беларусь оказалась вовлечена одновременно в пять интеграционных экономических проектов – в СНГ, ЕЭП, ЕврАзЭС и Союзное государство на Востоке и в «Восточное партнерство» с ЕС на Западе.

 

Date: 2015-05-17; view: 569; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию