Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие европейского вектора внешней политики белорусского государства





Отношения Беларуси с Европейским союзом развивались позитивно до конца 1996 г. В августе 1992 г. были установлены дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами. В ноябре 1992 г. Беларусь достигла договоренности о заключении между Республикой Беларусь и Европейскими сообществами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанного 6 марта 1995 г. в Брюсселе. До вступления его в силу стороны планировали руководствоваться Временным соглашением о торговле, подписанным 26 марта 1996 г. 15 сентября 1997 г. Совет Европейского союза счел возможным принять Заключения об отношениях Европейского союза с Беларусью, на основании которых приостановил процедуру ратификации СПС и вступление в силу Временного соглашения о торговле. Тем самым отношения Беларуси и ЕС были заморожены на неопределенный срок.

В 2004 г. Евросоюз принял «Европейскую политику соседства», ориентированную на улучшение условий взаимодействия с соседними странами. Как указывал в том же 2004 г. Президент Беларуси, «мы с позитивным интересом восприняли разработанную Евросоюзом концепцию «нового соседства». Это связано с тем, что «Она напрямую созвучна поставленной нами еще несколько лет назад цели создания вокруг Беларуси «пояса добрососедства и безопасности». Как отметил Президент, «Нашим интересам отвечает и провозглашаемая Евросоюзом цель формирования «кольца друзей» и зоны стабильности и процветания вдоль всего периметра его границ»[45]. В то же время Беларуси для более полного участия в данной программе были предъявлены в 2006 г. дополнительные 12 условий.

Предъявленные Беларуси условия для активизации «Европейской политики соседства», по меньшей мере, необъективны. Беларусь выглядит очень привлекательно по основным показателям своей экономики и политической системы по сравнению со многими другими соседями ЕС. Так, Беларусь в 2007 г. заняла 64-е место в списке ООН из 177 стран по индексу развития человеческого потенциала и впервые была отнесена к группе стран с высоким уровнем индекса развития человеческого потенциала, опередив Россию, занявшую 67-е место. Другие страны СНГ оказались на еще более низких позициях – Казахстан занял 73-е место, стремящаяся в ЕС Украина – 76-е, Армения – 83-е, Грузия – 96-е, Азербайджан – 98-е, Туркменистан – 109-е, Молдова – 111-е, Узбекистан – 113-е, Кыргызстан – 116-е и Таджикистан – 122-е места.

В коммюнике Еврокомиссии «Об усилении Европейской политики соседства» указывается: «Тем не менее, бедность и безработица, неоднородная экономическая эффективность, коррупция и слабое правительство (выделено мной. – С. К.) остаются главными вызовами. Граждане соседних стран, особенно молодежь, часто предвидят мрачные перспективы»[46]. Постоянный уверенный рост экономики, политическая стабильность, успешная борьба с коррупцией, безработица на уровне около 1%, отсутствие межнациональных конфликтов представляют собой предмет гордости рядовых граждан Беларуси и являются предметом зависти многих граждан из соседних государств, которые знают настоящую цену миру и процветанию. В интересах Евросоюза способствовать тому, чтобы эти параметры и далее оставались поводом для гордости за свою страну белорусских граждан.

Но в то же время Евросоюз должен понимать, что все эти показатели не возникли сами по себе. Они стали плодом тяжелейших усилий белорусского правительства и всего белорусского народа. Как показал опыт многих республик бывшего СССР, повальная приватизация и открытость экономики в условиях сложнейшего перехода к рыночной экономике от командно-административной системы, существовавшей в Советском Союзе, приводят к уничтожению промышленного потенциала, падению ВНП и обнищанию граждан. Сильное белорусское государство, сформировавшееся в 1994–1996 гг., способствовало тому, чтобы приватизация осуществлялась медленно и планомерно, государство не бросило на произвол судьбы своих граждан и не уничтожило промышленный потенциал, создававшийся на протяжении десятилетий. Белорусская экономическая модель признана одной из наиболее успешных для постепенного, гармоничного перехода к рынку. Но надо понимать, что такого успеха не было бы при отсутствии сильного государства и жесткого отношения к тем гражданам, которые были способны ввергнуть страну в пучину гражданской войны по образу Таджикистана, раскола по образцу Грузии и Молдавии, этнических конфликтов по образцу Армении, России и Азербайджана. Поэтому крайне неубедительно выглядят требования Евросоюза о необходимости «соблюдать права граждан Беларуси, принадлежащих к национальным меньшинствам». Они могут быть на полном основании предъявлены ко многим странам, в отношении которых Евросоюз в полной мере запустил программы Европейской политики соседства, но не к Беларуси. Необходимо понимать особенность формирования белорусской нации, которое из-за сложных исторических условий (в частности, постоянных войн на ее территории) не завершено и в настоящий момент. На данном этапе в Беларуси реализуется национальная программа, по многим аспектам схожая с программой создания американской или швейцарской нации. Членом белорусской нации является гражданин Беларуси независимо от его национальной принадлежности. Белорусы и поляки, русские и евреи, представители всех других национальностей, проживающие в Беларуси, имеют одинаковые шансы на учебу, карьеру, материальное благосостояние. Достаточно посмотреть на национальный состав чиновников главных государственных органов Беларуси, чтобы убедиться в том, что это действительно так. Население имеет возможность пользоваться двумя государственными языками, одним из которых владеет любой гражданин Беларуси. В то же время государство не препятствует сохранению и развитию национального самосознания отдельных этнических групп, созданию национальных ассоциаций, что отражается в функционировании 124 общественных объединений 25 национальностей и более 150 коллективов самодеятельного народного творчества. Единственное, что не поддерживается белорусским государством – это раздувание шовинизма отдельными этническими группами, способного привести к расколу государства или гражданским войнам, произошедшим во многих государствах – бывших республиках СССР. Такая политика реализуется в силу права любого государства на принятие мер по сохранению своей территориальной целостности. Существующая в Беларуси антидискриминационная национальная политика должна быть оценена по достоинству и поддерживаться Евросоюзом. Вряд ли представители Евросоюза будут заинтересованы в новом национальном конфликте в благополучной в этом отношении Беларуси у своих границ.

Недоумение вызывает и отмена преференций в торговле с Беларусью со стороны ЕС по формальному критерию «ущемления профсоюзов». Белорусские профсоюзы работают в тесной кооперации с правительством (по образцу скандинавских стран), помогая ему избегать обогащения части граждан за счет обнищания основной массы населения, что в целом характерно для большей части других стран-соседей Евросоюза. Историческая миссия профсоюзов заключается в улучшении условий жизни и труда трудящихся, а не в политической борьбе с собственным правительством. Подобная борьба может быть морально оправдана только в том случае, если правительство проводит антинародную политику ухудшения условий жизни и труда граждан. По объективным статистическим показателям это абсолютно не случай Беларуси, рост заработной платы в которой намного превосходит рост ВВП в последние пять лет. Желать большего повышения зарплат просто опасно для устойчивости экономики. Теоретически, в Беларуси можно выплачивать зарплату такого же размера, как в ЕС, но лишь несколько месяцев, после которых экономика будет разрушена, а граждане останутся ни с чем. Не вина белорусского руководства, что в 1970–1980-х гг. прошлого века в СССР не позаботились о модернизации основных фондов, когда этим занималась вся Европа и США. Нет вины и в разрушении СССР, после которого понадобилось больше десяти лет только для восстановления экономического уровня 1991 г. Естественно, что страны Запада далеко ушли вперед за этот период, и за несколько лет их не догнать. Система социального обеспечения Беларуси на самом деле чрезмерна для экономики такого размера, что замедляет темпы экономического роста. В ситуации планомерного улучшения жизни трудящихся в результате плодотворного взаимодействия наиболее крупных профсоюзов с правительством организации, занимающиеся политической борьбой с правительством, а не улучшением условий жизни и труда в кооперации с ним, не могут ни юридически, ни морально соответствовать званию профсоюза. Они могут перерегистрироваться в политическую партию, как этого требует белорусское законодательство. Наличие в стране более полутора десятков политических партий свидетельствует о такой возможности. Если профсоюз занимается политической борьбой, забыв о своем функциональном назначении борьбы за права трудящихся, и не перерегистрируется в политическую партию, нарушая тем самым белорусское законодательство, представителям Евросоюза должно быть вполне понятно недоумение властей Беларуси по поводу таких странных организаций и отсутствие для них особых преференций.

Европейские государства на протяжении более двенадцати столетий имели дело с различными государственными образованиями на территории Беларуси, начиная от первых славянских княжеств до Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Не всегда такое взаимодействие складывалось удачно для белорусского народа. Так, в результате последнего, наиболее существенного контакта европейской цивилизации с Беларусью в рамках Второй мировой войны исчезла треть населения Беларуси и почти весь ее экономический потенциал. Немало горя хлебнул белорусский народ и в Первую мировую войну. Население Беларуси помнит об этих исторических фактах и ему трудно так быстро забыть об этом, посещая свои многочисленные кладбища. Бескорыстная помощь без всяких условий со стороны Евросоюза могла бы помочь переломить историческую тенденцию настороженного отношения к западноевропейской цивилизации, для которого у белорусского народа существуют веские основания.

Речь не идет об обвинении представителей Евросоюза в преступлениях Гитлера. Со многими из нынешних стран–членов Евросоюза белорусы сражались плечом к плечу в борьбе с фашизмом. Тем не менее, Евросоюз знает о Холокосте еврейского народа, законодательство многих европейских стран содержит преференции по отношению к представителям еврейской нации. Но Евросоюз не проявляет никакого интереса к уничтожению трети белорусских граждан в ходе Второй мировой войны, уничтожению, которое по своим масштабам вполне может быть названо Холокостом белорусского народа. В настоящее же время в отношениях Беларуси и Евросоюза речь пошла не о новых преференциях, признающих эти потери, или даже не просто о спокойном отношении к народу Беларуси, а о уже состоявшейся отмене действовавших преференций, функционирующих по отношению ко многим странам, в том числе и к Беларуси.

Недоумение вызывало также требование Евросоюза «уважать права граждан Беларуси на предпринимательскую деятельность без чрезмерного вмешательства властей». Для Правительства Беларуси одним из важнейших параметров предпринимательства является его социальная ответственность. В стране, переходящей от плановой к рыночной экономике, предпринимательство может приобретать самые дикие и пугающие формы, уже забытые в Евросоюзе, где стадия первичного накопления капитала состоялась столетия назад. Так, одним из наиболее выгодных видов белорусского предпринимательства являлась торговля людьми, когда белорусские девушки и женщины поставлялись в дома терпимости в Евросоюз, США, Азию и Африку. Жесткие меры, принятые по пресечению торговли людьми в Беларуси, позволили сформировать одно из наиболее перспективных законодательств в мире, закрывающих все лазейки для данного вида «предпринимательства». Одним из наиболее проблемных полей в сфере предпринимательства является также стремление многих предпринимателей не платить положенные законодательством налоги. При этом они жалуются на якобы чрезмерную налоговую базу, существующую в Беларуси. В то же время налоговая нагрузка во многих странах Евросоюза значительно более обременительна, в особенности в странах Скандинавии, строящих государство благосостояния, основанное, в том числе, на перераспределении денег богатых граждан между бедными посредством использования прогрессивной шкалы налогов, верхняя планка которой намного выше используемой в Беларуси. Государственные органы в США и ЕС отслеживают случаи неуплаты налогов и принимают жесткие меры к нарушителям, включая солидные сроки тюремного заключения. Можно отметить, что в целом в стране еще не сформировалась культура цивилизованного предпринимательства, осознающего ответственность перед обществом в полной мере, да и не могла сформироваться, учитывая, что на эти процессы многим странам–членам Евросоюза потребовались столетия. Полностью свободное предпринимательство по образцу стран–основателей Евросоюза еще не скоро станет возможным в Беларуси. В условиях отсутствия цивилизованной культуры предпринимательства оно может стать основой для коррупционных схем, злоупотреблений и махинаций, используемых для первичного накопления капитала, со всеми вытекающими последствиями, приведшими к тысячам заказных убийств при становлении предпринимательства без контроля государства в России в 1990-х гг. прошлого века. Таким путем Беларусь следовать не намерена.

Также Евросоюзом выдвигалось требование «присоединиться к другим народам Европы и запретить смертную казнь». Решение о сохранении смертной казни как вида наказания за особо тяжкие преступления является волей белорусского народа, выраженной им на референдуме 1996 г. За это решение проголосовало более 80% граждан Беларуси. Уважение со стороны Евросоюза к точке зрения белорусских граждан по поводу смертной казни отсутствует. Евросоюз предлагает фактически проигнорировать ясно выраженную волю граждан Беларуси по поводу сохранения смертной казни, изменить Конституцию Республики Беларусь. Хочется задать вполне обоснованный вопрос: как эти требования Евросоюза соотносятся с демократическими стандартами, которыми должен руководствоваться Евросоюз и в отсутствии которых его представители постоянно упрекают белорусское руководство? Или воля белорусского народа менее значима, чем воля европейских народов по ключевым вопросам их жизни? Отметим, что когда возникла необходимость, лидеры Евросоюза ловко обошли несогласие народов ряда стран Евросоюза принимать Конституцию ЕС, выраженное на референдумах 2005 г. Новый конституционный договор, предлагаемый вместо провалившейся Конституции ЕС, уже не предусматривает выявления мнения европейских народов на референдумах (с единственным исключением – Ирландией, тут же доказавшей на деле, что мнение народа может радикально отличаться от мнения элит). Вместо этого он будет ратифицирован парламентами стран, входящих в ЕС, т. е. элитами ЕС, заинтересованными в его дальнейшем развитии. Поскольку, чем больше структур будет создано в ЕС, тем больше будет превосходно оплачиваемых мест для еврочиновников. Таким образом, Беларуси предлагалось усвоить передовой опыт евродемократии, связанный с отстранением народа от прямого участия в важнейших вопросах государственной политики.

Что касается современного состояния отношений Беларуси с ЕС, то можно отметить значимые перемены, которые произошли после августа 2008 г. В частности, присутствует настойчивое стремление Запада, прежде всего стран ЕС, налаживать отношения с Беларусью. Уже нет и речи о высокомерно выдвинутых в 2006 г. «12 условиях», полное выполнение которых необходимо для улучшения отношения ЕС к Беларуси. Почему же западные страны стали демонстрировать такую невиданную прежде лояльность к белорусскому государству? На то есть восемь основных причин.

Первая из них заключается в новой геополитической ситуации. Августовский отпор нападению Грузии на Южную Осетию ошеломил западных политиков, которые относили Россию в категорию несколько своенравных, но в целом контролируемых ими геополитически стран. Дальнейшие действия Москвы (отправка стратегических бомбардировщиков в Латинскую Америку, планируемые совместные учения Военно-морского флота Российской Федерации с венесуэльским флотом под боком у США) демонстрируют настойчивое стремление России к проведению самостоятельной, не зависимой от Запада суверенной политики. В этих условиях Беларусь утратила статус страны СНГ, наиболее резко критикующей страны Запада. Эта роль перешла к Российской Федерации, располагающей модернизирующейся армией и огромным ядерным арсеналом. Антизападная риторика белорусского руководства выглядит умеренной по сравнению с военными антизападными действиями России в отношении Грузии, напавшей на ее (России) миротворцев.

Беларусь получила роль, о которой можно только мечтать – европейской страны, положение которой в силу соседства между воспрявшей духом Россией и настороженно недоумевающим по этому поводу Евроатлантическим блоком позволяет претендовать на роль посредника, геополитического буфера, ничейной переговорной территории между могучими соперниками. В схожей роли в свое время оказалась Швейцария, сумевшая извлечь из этого многочисленные преимущества для себя. Ничего не мешает Беларуси последовать ее путем. В результате Беларусь стала мостом между странами Запада и более неконтролируемой ими Россией, и геополитическое значение Минска многократно возросло. С ним стало просто необходимо договариваться, отходя от прежней политики выставления ультиматумов. Иными словами, Западу стало более необходимо договориться с Беларусью, чем Беларуси когда-либо были необходимы хорошие отношения с Западом.

Но резко изменить прежнюю политику по отношению к Беларуси западным странам было неудобно. В результате этого они сделали ключевым вопросом проведение парламентских выборов в Беларуси – они проходят по приближенным к западноевропейским условиям, и ЕС с США готовы резко улучшать отношения с Беларусью. Это было необходимо в силу внутриполитических особенностей стран Запада – белорусские выборы по западным стандартам должны были стать для правящей западной элиты оправданием улучшений отношений с Беларусью перед своим населением, которому они годами позиционировали Беларусь в качестве нецивилизованного недемократического государства. Результаты выборов – полное отсутствие оппозиции в избранном под пристальным контролем международных наблюдателей парламенте – шокировало западные элиты. Как объяснить своему населению, что белорусские оппозиционеры, на которых за прошедшие годы были потрачены сотни миллионов долларов западных налогоплательщиков, абсолютно непопулярны в Беларуси? Тем более на фоне собственного экономического кризиса, одной из причин которого стала, в том числе проблема неэффективного расходования денег государственными органами. Добавлять пунктов для критики политики собственных правительств признанием белорусских выборов демократическими (что стало бы также признанием факта, что огромные суммы, переданные на поддержку оппозиции, были выкинуты на ветер) западным элитам не хотелось. Поэтому был выбран промежуточный вариант – объявить выборы полностью стандартам демократии не соответствующими, но налаживать отношения с Беларусью в любом случае.

Вторая причина заключается в тяжелейшем финансовом кризисе, на фоне которого устойчивость белорусской экономики и стремительный экономический рост Беларуси выглядят наглядным опровержением той модели, которая так настойчиво предлагалась Западом странам СНГ в качестве идеальной для перехода от командно-административной экономики к современной рыночной. Уровень ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в постсоветских странах, патронируемых ЕС и США (ГУАМ – Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия), в полтора раза ниже в Азербайджане и Украине, в два с лишним раза ниже в Грузии и в четыре раза ниже в Молдове по сравнению с белорусским уровнем. Получается, что развиваться, конфликтуя с Западом и защищая свой суверенитет от посягательств, выгоднее, чем сотрудничая с ним и выполняя все его указания. До экономического уровня США, Франции, Германии и других самых развитых стран белорусскому населению осталось подождать каких-то 12-15 лет. А это уже опасный для Запада прецедент. Белорусская модель стала привлекательна для ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки, что увеличивает геополитическое влияние Беларуси, одновременно снижая престиж западных стран и западных советников. Улучшение отношений с Минском стало также попыткой смягчить этот разительный контраст в экономическом положении Беларуси и стран ГУАМ, поскольку в этом случае западные страны смогут со временем сказать – да, белорусская модель эффективна, но и мы приложили к этому успеху руку.

В-третьих, постоянные упреки в недемократичности по отношению к Беларуси стали серьезно портить имидж Запада в глазах незападных стран, позволяя уверенно говорить о двойных стандартах – по отношению к любимчикам, передавшим контроль над своим суверенитетом, и теми странами, которые дорожат своей независимостью. Они прекрасно видят, что позиционируемая в качестве демократической страны Грузия позволяет себе массовые избиения демонстрантов с использованием водометов и слезоточивого газа, факты геноцида по отношению к отколовшимся провинциям, но по-прежнему защищается США и ЕС. А Беларусь, в которой оппозиция в глаза не видела водометов, существует и поддерживается редкий для постсоветского пространства межнациональный мир, яростно критикуется как страна недемократическая. Продолжение Западом такой политики способно полностью дискредитировать риторику прав человека как его основного наступательного идеологического оружия.

В-четвертых, западные страны утратили всякую надежду, что белорусская оппозиция, раздробленная, погрязшая в склоках и непопулярная у электората, сможет когда-нибудь прийти к власти в Беларуси, передав Западу контроль над суверенитетом этой страны.

В-пятых, резкое усиление геополитических позиций двух самых крупных стратегических партнеров Беларуси – России и КНР – позволяет белорусскому народу спокойно смотреть в будущее, снижая с каждым годом необходимость хоть о чем-то договариваться с Западом. Чем больше ЕС и США будут медлить, тем слабее будут их позиции на предстоящих переговорах.

В-шестых, заслуживает внимания американских и европейских аналитиков и несоразмерное небольшому по глобальным меркам населению геополитическое влияние Беларуси. Как отметил действующий председатель ОБСЕ А. Стубб во время визита в Минск в октябре 2008 г., «мы будем стремиться интенсифицировать наши отношения, так как Беларусь является активным игроком на международной арене»[47]. Идеологические партнеры Минска рассредоточены по нескольким континентам. По степени геополитического могущества наша страна находится на втором месте в СНГ после России, опережая намного превосходящие ее по размеру населения Украину, Узбекистан и Казахстан. Беларусь смогла найти верных союзников в Латинской Америке в лице Кубы и Венесуэлы; в Азии в лице КНР, Вьетнама и Ирана; в Африке в лице большинства африканских государств. Прекрасные отношения у Беларуси с Индией, хотя в силу слишком серьезных связей с геополитическим соперником Индии по региону – КНР – они не переходят на уровень стратегического партнерства. Западные страны настораживает, что потенциально возможно формирование геополитического блока из территориально соседствующих нелиберальных стран, который может включать КНР, КНДР, Россию, Вьетнам и Беларусь, при этом Беларусь может выступить острием этого блока, углубленным в плоть евроатлантического мира и НАТО. Население этого блока может составить почти четверть от мирового, а ядерный арсенал не будет уступать арсеналу стран НАТО.

В-седьмых, в результате резкого роста товарооборота со странами ЕС Беларусь стала важным элементом европейской экономики. Все больше бизнесменов на европейском континенте делают деньги, сотрудничая с белорусскими партнерами, и они дают ясные сигналы своим правительствам, что не заинтересованы в любых политических осложнениях этих перспективных деловых отношений. А бизнесмены, что бы ни говорилось о западной демократии, являются в ней движущей силой подавляющего большинства действий национальных правительств, якобы подотчетных народам. Поскольку только бизнесмены способны дать миллионы долларов или евро кандидатам в депутаты парламентов и десятки миллионов –кандидатам в президенты. А вложенные в политиков деньги всегда необходимо отрабатывать. Поэтому самыми горячими лоббистами Беларуси в ЕС стали страны-соседи – Литва, Латвия и Польша, товарооборот с которыми по итогам 2008 г. превысил 6,14 млрд долл., а положительное сальдо для Беларуси превзошло сумму в 3 млрд долл. Обслуживание растущих белорусских экспортных и импортных потоков товаров является высокодоходной статьей развития экономик этих стран.

В-восьмых, с каждым годом увеличивается значение транзитного потенциала территории Беларуси. Наша страна всегда являлась «энергетическими воротами» Европы, а в условиях растущего спроса на сырье, роль этих ворот значительно возрастает.

Многократное усиление геополитической позиции Беларуси в силу указанных выше восьми причин делает возможным для белорусского руководства пойти на предложенное Западом улучшение отношений с выгодной позиции силы. Вы хотите исправить свои прошлые ошибки в отношении Беларуси, больше инвестируя и отменив санкции? Беларусь готова принять эту форму извинения. Ведь западные страны теперь прекрасно понимают, что возможность улучшения отношений с Минском становится одной из последних возможностей отказаться от ошибочной политики двойных стандартов по отношению к крепнущему суверенному белорусскому государству. Иначе, если они не используют этот шанс, в Беларуси окончательно перестанут рассматривать их в качестве серьезных партнеров, с которыми возможны устойчивые стратегические отношения. И прекрасно обойдутся, как и прежде, без таких отношений с тремя десятками государств Запада. Ведь в мире почти двести государств, подавляющее большинство из которых не выставляет Беларуси никаких оскорбительных условий, не требует делиться суверенитетом, не вмешивается грубо во внутренние политические дела. При этом необходимо отметить, что, в отличие от ЕС, Беларусь никогда не выстраивала железный занавес на границе с Евросоюзом, всегда высказывалась за тесное сотрудничество с ЕС и плодотворно осуществляла экономическое взаимодействие. Достаточно отметить, что по итогам 2008 г. белорусский экспорт в ЕС превысил белорусский экспорт в Россию и все страны СНГ. Таким образом, действительную трансформацию переживает политика ЕС по отношению к Беларуси, а политика Беларуси к ЕС всегда была ориентирована на конструктивные отношения.

 

Date: 2015-05-17; view: 743; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию